MEA TEMPORIMMA/ Римма Белякова (Саратов)

Выпуск №3-153/2012, Лица

MEA TEMPORIMMA/  Римма Белякова (Саратов)

 

О ней можно говорить только одними эпитетами: красива, умна, талантлива, смела, энергична, эта женщина с великолепным античным именем и силой духа древних героев.

 

Фабричная девчонка

Римма Белякова - народная артистка России, более 26 лет игравшая на сцене Саратовской драмы. Профессор, заведующая кафедрой актерского мастерства в театральном институте, выпустившая десяток своих курсов. Много лет - в правлении Саратовского отделения СТД России. Прекрасная жена, мать и хозяйка дома, - надежное правое плечо мужу, актеру и режиссеру Георгию Банникову, когда он тяжко заболел.

Всегда комильфо - безукоризненные прическа, костюм, обувь, сумочка, малейшие аксессуары. Отточенные манеры, доброжелательная улыбка, энергия так и бурлит. «Temporimma», как ласково-шутливо прозвали ее в театральном институте. Римме Ивановне не дашь и половины ее 75-и лет.

Много уже написано о выпускниках Беляковой, которых можно увидеть в ведущих театрах страны, на съемочных площадках, в телепередачах. А мы вспомним истоки их «театральной мамы». В непостижимо далеком далеко осталась теперь маленькая девочка с широкой косой, бегущая за остановившимся на перекрестке солдатом: «Папа, папа!». Солдат нагнулся, подхватил на руки безутешно плачущую девчушку. Это был не ее папа. Ее пропал без вести на той большой войне, оставив жену с тремя маленькими дочками. Одну только открытку и успел прислать: «Наш полк стоит в Марьиной роще. Погрузили в эшелон, едем на передовую». Шел 1942-й год.

Римма помнит, как мама собирала отцу фанерный сундучок, как надевал он свою солдатскую обувку: актерская память бережна к деталям. Отец работал на знаменитом «Красном Сормове» - в пролетарском районе Горького. Там были большие, со щелкой посередине, ворота, и голодная ребятня в эту щель заглядывала. Родители, идя со смены, несли им свои недоеденные обеды. Девочка запомнила яркое летнее солнце, а на его фоне - отца с котелком в руках. Римма была старшая, с ними жила больная бабушка, мама работала на станке, подрабатывала еще. Жили в девятиметровке, за стеной - пять соседей. Но жили дружно, двери на запоре не держали, праздники вместе отмечали, пели - запевала всегда мама. Она и в церковном хоре когда-то пела.

Посмотрев фильм «Молодая гвардия», Римма распределила роли среди дворовой детворы. Себе, конечно, взяла отчаянную Любку Шевцову. Записалась в школьный драмкружок в первых рядах. Школа была женская, учительница дала Риммочке роль Козла в «Кошкином доме». А та уже видела себя героиней! Девчонка отчаянно ревела, но мама - мастерица на все руки (бабушка была белошвейкой и многому ее научила) сделала ей симпатичный кокошник, куда поместила маленькие рожки, и все слезы сразу высохли. И учительница «подсластила пилюлю» Козлику, подкладывая ему в горшок герани какую-нибудь мармеладку.

Римма выразительно читала стихи на всех смотрах, бегала лучше всех стометровку, была хорошей лыжницей и вообще - активисткой. Дети войны жили энергично-весело - и за своих не вернувшихся отцов (отсюда, верно, ее вечный «темпоритм»). Худая, прыткая, девочка не ходила - летала по общему коридору. С грохотом падали с крюков корыта. «Ну, сайгак чистый!» - разводили руками соседи. Так ее и прозвали. Даже не зная, обидное ли это прозвище, она (безотцовщина!) дралась из-за него с мальчишками, скрепив крест-накрест две могучие русые косы.

Первая роль =первая любовь

Как-то в школу пришли записывать в драмкружок из районного Дворца пионеров. Так впервые сошлись для Риммы звезды. Кружок во Дворце вела Елена Григорьевна Агапова - преподаватель Горьковского театрального училища. У нее учились Евстигнеев, Зимин, Хитяева.

- Она была из старой русской интеллигенции, знала французский, итальянский, ее квартира была забита книгами. Давала мне, девчонке, читать «Альпухару» Мицкевича, «белые стихи» Тургенева. В пятом классе я уже прочла «Неточку Незванову» Достоевского. Водила нас в театр - образовывала, одним словом, - благоговейно вспоминает Римма духовную маму.

Первая ее роль в студии Агаповой - Доротка в чешской сказке. Там была любовь. И она действительно влюбилась - в мальчика, игравшего на волынке. Он был красивый, его отец тоже погиб на фронте - и он помогал маме. Римма еще не думала быть актрисой. Ей казалось, что актеры - небожители, они совсем из другого теста. К тому же она старшая и должна скорей маму разгрузить - после восьмого девочка поступает в авиационный техникум. Но и там был драмкружок, и вел его известный актер.

Работы по специальности в Горьком не было. Римма едет в Пензу, на военный завод. Вопрос всегда и везде у нее один: «А драмкружок есть?» И здесь вел его профессиональный актер, Римма играла у него в пьесе Островского. Как-то заболела актриса в театре, руководитель кружка сказал: есть способная девочка. Это был ощутимый толчок судьбы. Окрыленная Римма спешит поделиться с Еленой Григорьевной, звонит в Горький. Была большая пауза и вопрос: «А ты по-прежнему занимаешься в драмкружке? Ты это очень любишь?» - «Да, бегу, как на праздник, из своего конструкторского бюро!» - «Знаешь, я не хотела тебе говорить, ты очень способный человек. Но я понимала, что тебе надо маме помогать. Ты можешь меня не послушать, но я не советую сейчас идти в театр. Ты, конечно, сыграешь эту роль. А тебе надо поступать в театральный, и не меньше, чем в Школу-студию МХАТ!». Римма приуныла, но Елену Григорьевну она слушалась всегда.

Кандидатка

А судьба продолжает выводить ее на главное. Ровно через год в Москве - Всемирный фестиваль молодежи и студентов, и Белякову, комсомольскую богиню цеха, туда направляют. Римма первый раз в столице, впервые попадает в Большой театр. Новый, прекрасный мир распахивался навстречу скромной девушке с толстой косой. Римма с подружкой и не заметили, как ноги сами привели их в Камергерский переулок, к Школе-студии МХАТ.

Любопытные девчонки заглянули внутрь. И вдруг голос сверху: «Вам что здесь нужно?» - «Так, посмотреть», - струсили они. - «Только посмотреть? А может, вы поступать хотите?» Подружка выдала ее: «Вот она хочет!» Перепуганная Римма поднимается наверх. «А у вас есть что почитать?» - спрашивает солидный мужчина. Это был не кто иной, как ректор Вениамин Захарович Радомысленский, который зашел на 10 минут - посмотреть, как идет ремонт. Он находит своего зама и музыкального педагога, Римма все читает, читает... «Вы знаете, - сказал, наконец, ректор. - У нас в сентябре будет дополнительный набор. Советую вам поступать».

Дальше судьба толкает упрямую девушку уже прямо в спину. В сентябре у нее отпуск, а в Горький нет прямого поезда, только через Москву. Она зашла в вестибюль Школы-студии и остолбенела - полным-полно поступающих. Вот тебе и дополнительный набор! А в комиссии Белокуров сидит, Степанова подсела, потом Массальский, Богомолов, Тарасова. И с каждым туром все больше прибывает мхатовских звезд, стол комиссии все «расширяется» и «расширяется».

После третьего тура Белякову вызвал ректор: «Вас берут, но пока кандидатом - без стипендии и общежития».- «Я не смогу», - еле выговорила девушка. - «Как?!» - изумился ректор. Чтобы в Школу-студию МХАТ отказывались идти - такого он не видел. «Я уже работаю и маме помогаю», - виновато наклонила она голову. - «Ну, решайте: если завтра не приходите...»

Но фортуна уже решила не отпускать от себя сильно сомневающуюся Римму. «Да вы что, у нас Урбанский был кандидатом, а он самый талантливый на курсе!» - успокаивает рыдающую девушку аккомпаниатор. Римма в раздумьях и терзаниях возвращается к себе, там ждет ее вызов на переговоры с Горьким. Мама что-то почувствовала и сама позвонила.

- Мама, - дрожащим голосом вымолвила дочка. - Я сдала все туры в театральный. Но как ты скажешь, так и будет.

Длинная пауза на том конце провода, наконец:

- Я не хочу тебе мешать - поступай.

История сдана, на четверку с плюсом написано сочинение. Вокал... с вокалом вышла история.

- Я буду петь «Все стало вокруг голубым и зеленым», - решительно объявила Римма, первая певунья в своей округе. И запела - на целую октаву выше. Отступать некуда! По щекам вокалистки катились слезы, но она стойко дотянула до конца. Вышла из аудитории под всплески хохота. Через много лет Римма Ивановна воспроизведет свой мхатовский дебют руководителю саратовского оперного театра Юрию Кочневу. «А я не знал, что у тебя колоратурное сопрано!» - изумится тот.

Пожилая немка - вокальный педагог Школы-студии говорила ей с подружкой: «Девочки, вам надо поступать в ГИТИС на вокал!» Занималась с ними бесплатно, они даже прошли 1 тур. Но руководитель курса Школы-студии заявил во всеуслышание: «Посмотрите на этих двух дур! Студию МХАТ променять на какую-то «оперэттку»! На этом ее вокальная карьера закончилась.

«Я вела какой-то драмкружок, - вспоминает Римма Ивановна. - Приду в воскресенье к родственнице - она сунет с собой яичко, денег пятерку. Иду и думаю, почему я прямо с ног валюсь? Я же почти ничего не ела. Хорошо, когда были постное масло и картошка - как нажаришь, как наешься на ночь! Или хлеб бесплатный нам мальчишки несли из столовой, а мы его - с горчицей!»

Нет, я не Пушкин, я другой

Но все пришло в норму. Радомысленский пробил общежитие. Он всегда помнил, что она сирота, опекал, как мог. Это был барак на путях Рижского вокзала. Они как бы всегда ехали - окна выходили на рельсы. Только через два года переведут ее в общежитие на Трифоновке. Подрабатывала Римма и на винзаводе - учила ребят хореографии. Зимой сдала первую сессию на отлично, получила студбилет и - Хмелевскую стипендию. Потом вместе с Всеволодом Шиловским Белякова всегда получала только стипендию Станиславского.Тут уж смогла и маме что-то отсылать. Купила себе первые выходные туфли. Коралловые, на гвоздиках, глаз не отвести. Нарядное платье было у нее одно, светло-коричневого штапеля, подаренного ее «театральной мамой». Она готовила Римму к смотрам художественного чтения и дарила потом книги из своей библиотеки - якобы награды смотра. Так было и с этим отрезом. Сложно шли поначалу занятия по мастерству. Она выбрала для показа материал «на сопротивление». Слишком застенчивая студентка решила сыграть «Медведя» Чехова. «Смело! А вы не боитесь после Андровской?» - испытующе посмотрел на нее руководитель курса Александр Михайлович Карев. - «Не-ет», - дрожащим голосом ответила та. На репетициях Римма расковалась, «обнаглела» даже, и когда подготовленный материал увидел руководитель, глаз у него загорелся. Он предложил подыграть ей в роли помещика. А потом дал ключевую роль в пьесе.

Преподавали в те годы Комиссаров, Богомолов, Тарасова, Грибов, Степанова, Филиппов (написал историю Малого театра), Виленкин (историк МХАТа). Что ни педагог - личность, что ни профессор - фигура. Преподаватель зарубежной литературы входил в класс и говорил: «Я Поль, но не Робсон, я - Александр Сергеевич, но не Пушкин». И начинал «Илиаду» Гомера на латинском, переходил на греческий, английский: «Не понимаете? Эх, вы»! И только тогда на русском: «Спой мне, о, муза...» Радомысленский всех к ним приводил: на маленькой учебной сцене играл Рихтер, пела Дорлиак - его жена, Алиса Коонен читала Блока.

Курс Беляковой позже вел и Олег Ефремов, обладавший неотразимым обаянием, человеческим и мужским. В него все были влюблены. Когда Олег Николаевич бывал занят, со студентами работали ассистенты - актеры «Современника». Как вспоминает Римма Ивановна, «запутают обычно нас до чертиков». Приходит Ефремов: «Я что-то ничего не понимаю! Так что мы тут делаем?» Через 15 минут все уже знали, зачем они тут и что делают. Мгновенно все вставало на свои места! «Не отвечать на вопрос «как?», пока не ответили на вопрос «что?» - вот чему он нас учил. Чтобы форма не превалировала над содержанием. Своей энергетикой он нас прямо заряжал, ну, а актер какой был!...»

Он поставил с курсом Беляковой «Походный марш» Галича - смелую по тем временам пьесу об исканиях молодежи. Римма играла там небольшую роль, поскольку была занята в постановке своего мастера Карева.

На каникулах она с друзьями ездила в Ленинград - смотреть Смоктуновского в «Идиоте» и вообще все лучшее в театрах (по музеям тоже успевала бегать). Начались «любови», обычное дело в студенческие годы. Парни влюблялись мгновенно в неприступную нижегородскую красавицу (воспитана мамой в большой строгости). Валентин Никулин (известный потом актер «Современника») учился курсом старше и был ее верным поклонником. В другом крыле общежития жили студенты Гнесинки, и будущая звезда эстрады вздыхала по «гарной Риммочке». «Звезда» попросила поставить ему сцену из «Фигаро»: «Я когда пою, больше ни о чем не могу думать». Римма, уже тогда имевшая замашки режиссера, сделала это охотно.

Когда Белякова заканчивала курс, всеобщий выдумщик Никита Сергеевич Хрущев хотел лучших выпускников столичных вузов отправить на целину. Запретив показываться в московские театры, их вызвал к себе ректор. Предстояло ехать в Казахстан, в разваленный театр без режиссера. К счастью, тут приезжает руководство Смоленского театра и забирает выпускников. И в первую очередь - «краснодипломницу» Римму.

Это был очень интересный театр, ищущий, молодежный. Приехали сразу три новых режиссера. Беляковой давали центральные роли - в «Океане» Штейна, в «Правде хорошо, а счастье - лучше» А. Островского. Из Ленинграда на роль Силы Ерофеевича «выписали» самого Василия Меркурьева. Мэтр разбирал ее игру по косточкам: «Это ты делаешь хорошо, это - хуже».

Больше, чем любовь

«Дикарь» Вольтера, где Георгий Банников, первый красавец театра, играл главную роль, ажиотаж у дамского населения города вызывал неописуемый. Худенькая Римма своими косищами (и глазищами!) крепко привязала к себе харизматичного партнера, когда он вводил ее на роль. Не сразу у них любовь взаимная развилась. Герой-любовник, кому с галерки летели букеты, даже если он выходил на сцену в кепке и замасленной спецовке, - такие были не в Риммином вкусе. Но ухаживал Георгий красиво и очень настойчиво. Как-то ее подружка по квартире заикнулась об отсутствии утюга (дефицит!). На другой день в гримерке Риммы обнаруживается новый утюг, перевязанный ленточкой. Выискал ее любимые духи, принес в подарок приемник. Трогательно лечил, когда она сильно болела.

Они бережно пронесут свою любовь через всю жизнь. И когда Георгий Петрович, заслуженный артист России, худрук Саратовской оперетты (которую именно он поставил на ноги), заболел, пережил ампутацию, не смог выходить из дому, Римма Ивановна внезапно почувствовала к мужу такую нежность, какую не чувствовала никогда. Он был еще один ее «ребенок». Помимо родного сына - телережиссера в Москве, помимо всех ее студентов. Есть передача «Больше, чем любовь» - это про них. Муж и в театре, и в жизни заслонил весь остальной мир.

 

Мхатовская закалка

В Смоленске они играли в паре. Любимая роль у него - блестящий дуэлянт и поэт Денис Давыдов, у нее - Настенька, влюбленная в него. Затем эту видную артистическую пару приглашают в наш город. На сцене Саратовской академдрамы Римма Белякова сыграла более тридцати ролей, да каких... Аристократичная Зинаида - любимая женщина лейтенанта Шмидта, наивная и чистая Нина, погубленная роковой ревностью Арбенина. Преданная и любящая Зоя, разоренная «красавцем-мужчиной». Все с мужем. Партнером Беляковой по сцене был и начинающий тогда актер Олег Янковский. Он сыграл князя Мышкина, она - трагическую красавицу Настасью Филипповну. Театралы запомнили ее и в «Татуированной розе» Уильямса, и в инсценировке Абрамова «Жили-были мать и дочь».

Больше сорока лет Римма Ивановна преподает на театральном факультете. И по-прежнему выходит на сцену. Создала сочный народный характер, сыграв добрую, пьющую, все еще любящую женщину в спектакле «Валентинов день» Вырыпаева. Сама перепоставила спектакль по пронзительной «Осенней сонате» Бергмана, где исполнила центральную роль. К своему большому юбилею подготовила моноспектакль о Книппер-Чеховой, перепахав горы материала (с помощью своих учеников, ставших режиссерами). Студенткой Римма несколько раз видела эту легендарную женщину, бывала у нее в гостях, была на ее панихиде, слышала, как долго и скорбно играл тогда Святослав Рихтер. Ей казалось несправедливым осуждающее отношение к актрисе и жене великого писателя части интеллигенции, она выступает в спектакле адвокатом этой незаурядной личности.

Из учеников профессора Беляковой можно уже составить длинную-длинную цепочку, и протянется она от родного Саратова до обеих наших столиц. Юрий Кравец - правая рука Олега Табакова, Евгений Редько - известный театральный и киноактер, Алексей Зыков - заведующий кафедрой пластического воспитания театрального института, Олег Загуменнов - талантливый саратовский режиссер...

Белякова режиссер смелый и даже дерзкий. Составляет композиции из разных пьес, выбирает для дипломного спектакля мюзикл, да еще с двойным сюжетом. Многотомная театральная история версий «Женитьбы Фигаро» ничуть не смущает постановщика. Она показывает свою - очень изобретательную, уморительно смешную. Будущие артисты появляются под выходные оперные арии, раскрывая рты в самых неожиданных местах. Яркими театральными событиями стали постановки Беляковой «Кровавой свадьбы» Лорки и «Ямы» Куприна - в ее собственной инсценировке.

Как-то режиссер Дмитрий Лядов предложил Банникову поработать педагогом своего актерского курса. Лядов неожиданно заболел, пришлось взять курс Георгию Петровичу, в помощники он позвал умницу жену. Они быстро стали ведущими педагогами театрального факультета. Выпустили вместе семь курсов. Теперь она работает за двоих, всегда мысленно советуясь со своим «Гошей». К ней на курс поступают и столичные жители, наслышанные об уровне преподавания.

Если фортуна сама ведет тебя с детства, что еще нужно, кроме таланта? Трудолюбие и характер. Этого у нашей Риммы «темpоriммa» в избытке.

 

фото Алексея Леонтьева

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.