Оставить свой след... / Дни Иркутской области в Москве

Выпуск №3-153/2012, Проблема

Оставить свой след... / Дни Иркутской области в Москве

Москва встретила солнцем и теплом, грохотом и шумом улиц, зелеными и золотыми липами, ясенями и пресловутыми пробками. Из аэропорта до гостиницы мы добирались почти столько же, сколько летели из Сибири - пять часов.

Москва строится, растет вширь, рвется ввысь громадами небоскребов Москва-Сити, поблескивая тонированными стеклами, все более и более тесня маленькие скромные особнячки.

 

В сентябре в столице проходили «Дни Иркутской области в Москве», которые были приурочены к 75-летию региона и максимально полно и ярко представили богатую культурную палитру Приангарья. В них участвовали лучшие коллективы области: артисты, художники, писатели, музыканты. Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии выступил вместе с нашим земляком, всемирно известным пианистом Денисом Мацуевым. В числе приглашенных был и Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Охлопкова с одним из лучших своих спектаклей по повести Валентина Распутина «Последний срок».

Тема, поднимаемая автором и театром в спектакле, далека от пафоса праздника и радостных речей, потому что нет в ней восторга и веселого настроя, сопутствующих празднику, но есть вечная тема любви - матери к детям. А еще он о долге, о смерти, о вечных человеческих ценностях.

На спектакле присутствовало много друзей театра, ранее живших в Иркутске, известных писателей, общественных деятелей, представителей творческой интеллигенции, земляков, и тех москвичей, которым было интересно познакомиться с иркутским охлопковским театром, с его актерами. Зал принимал спектакль, как всегда, горячо аплодируя, и зрители не могли сдержать слез, а в финале началось настоящее братание, когда зрители, презрев законы сцены и перешагнув рампу, хлынули благодарить и поздравлять актеров: кто-то дарил цветы, о чем-то спрашивал, на память фотографировался с полюбившимся артистом, обнимал или просто хотел постоять рядом и дотронуться... Зрители отмечали высокий уровень показанного спектакля, называли его уникальным по теплоте, душевности, милосердию, которое он несет. В финале многие пожелали сказать слова благодарности актерам. Вот только малая их часть.

Генерал-лейтенант в отставке, Заместитель председателя Правительства Самарской области, Председатель московского правления Иркутского землячества «Байкал» Иван Миронов, выйдя в финале к артистам, чтобы поблагодарить, только и смог сказать сквозь душившие его слезы: «Спасибо вам большое. Я - сибиряк, из маленького городка Тайшета, у моей мамы была фамилия Миронова, а соседки звали ее просто, так же, как одну из старух спектакля - Мирониха. Он многое мне напомнил: мою родину, дом, мое детство. По ходу действия ком в горле стоял. Низкий вам поклон за такой спектакль, он напоминает всем нам, откуда мы родом, где наши корни, в чем наша память... Низкий вам поклон».

Павел Фокин, историк литературы, писатель, кандидат филологических наук: «Сказать, что это был просто спектакль - недостаточно. Москва отвыкла от таких доверительных интонаций. Это не просто драматическое искусство, где работали, не побоюсь этого слова, гениальные артисты, это прожитый кусок жизни Я наблюдал за теми, кто сидел рядом: кто-то вытирал слезы, кто-то был очень сосредоточен, уйдя в себя, кто-то вздыхал. Люди проживали с актерами эту жизнь, думали, вспоминали, каждый - свое. Что несет и что дает людям этот спектакль, подумал я? Он несет радость, несмотря на то, что он о смерти старухи Анны, которую удивительно точно играет Наталия Королева. Он несет радость ощущения того, что ты еще живой человек, что ты можешь посмотреть на себя со стороны, что ты можешь сострадать, сочувствовать, раскаиваться, сопереживать. Не в этом ли главная задача театра?

Одна наша знакомая, вся в слезах после спектакля, сказала: «Я будто в церкви побывала...». Театр ведь всегда противопоставлялся церкви, был в оппозиции к ней, но в данном случае мы оказались в уникальной атмосфере, в особом пространстве, где человек может очищаться духовно. Хотелось бы, чтобы его увидело как можно больше людей, потому что я слышал, как зрители спрашивали: а где этот театр можно увидеть еще? И почему же они только на один день приехали, а нельзя ли продлить пребывание в Москве хоть еще на несколько дней, ведь многие не успели посмотреть! Это, конечно, успех театра, но самое главное, что у людей есть потребность смотреть такие спектакли, есть потребность думать и размышлять, а не только воспринимать шоу и развлекаловку. Это замечательный театр! Он идет своей дорогой, не боясь остаться в одиночестве и создает свое пространство культуры и правды».

Владимир Карпов, писатель:

На спектакле иркутян находило ощущение, будто на сцене творится куда более подлинная реальность, нежели та, которая осталась за стенами театра. Обычно спектакли строятся вокруг одного, двух «звезд», которых отыгрывает весь коллектив. Здесь же каждый актер был вровень с предложенным жизненным образом и при этом каждый через образ нес свою смысловую нагрузку. С умирающей и при этом полной жизни старухой не только ее век, тысячелетний русский уклад уходил в неведомые миры. Зрители льнули к происходящему на сцене, целительно вбирая то, отчего вольно или невольно были отлучены: творилось искусство, и почти осязаемыми становились тончайшие движения душ человеческих. Юноша и девушка, сидящие рядом, смотрели просто в каком-то цепенящем чувстве, может быть, открывая новые миры. Накануне у меня был спор с весьма «упакованным» приятелем, который уверял, что молодежи сейчас все по барабану, и мне было вдвойне утешительно видеть, что все оно так и не так. Моя жена, также молодой человек, совсем не театралка, на свой лад лучшим образом отрецензировала спектакль: «Кажется, что это не артисты играли, а просто людей таких нашли». Но это были актеры, был театр, настоящий, точный в своей художественной правде».

Спектакль вызвал много откликов и слов благодарности, которые переросли в состоявшуюся на другой день встречу за Круглым столом с участниками спектакля и его зрителями. Он стал продолжением разговора, начатого накануне спектаклем «Последний срок» и, оттолкнувшись от него, через судьбу человека, вышел на проблемы культуры, вопросы сегодняшнего дня, человека в нем и о том, что нас ждет завтра.

С болью и тревогой известные писатели, театральные и литературные критики, литературоведы Валентин Распутин, Михаил Кураев, Валентин Курбатов, Павел Басинский, Павел Фокин, Владимир Крупин, Андрей Турков, Владимир Карпов, Вера Максимова говорили о культуре, о том, какой останется нашим потомкам великая русская литературы и искусство? И будет ли оно востребовано в век Интернета и всеобщей компьютеризации всей страны?

Присутствовавший на встрече один из лучших постановщиков пьес Вампилова, народный артист СССР, профессор ГИТИСа Владимир Андреев вспомнил, кстати, слова одного не из самых популярных персонажей Чехова, профессора Серебрякова, которые четко попадали в контекст разговора: «Дело надо делать, господа!» И рассказал собравшимся, что набрал очередную мастерскую.

«Вот сейчас я пойду к ним, к своим ученикам, их у меня сорок человек. Они разные. Есть среди них способные, есть те, кто может не только слышать, но и чутко воспринимать, брать от нашего поколения лучшее, если мы имеем право передавать это. И я был очень удивлен, набирая мастерскую, какой репертуар они приносят. В мое время, когда я поступал к Лобанову, читали: «Как хороши, как свежи были розы» и «Лису и виноград». В этот раз абитуриенты приносили удивительный репертуар: в нем были и Пушкин, и Распутин. «Не дорого ценю я громкие права, от коих не одна кружится голова»... Это читал 17-летний мальчишка, у которого на коллоквиуме я спросил, почему именно это он взял? И он начинает объяснять с жаром, ясно, толково. И убеждает! Есть, есть в этой поросли что-то такое, что привлекает, что дает надежду. Их не много, но они есть! Россия всегда была прекрасна и грустна тем определенным кругом, который сберегал и сохранял ее, и были всегда те, которые именуются толпой. Лучшая часть сегодня присутствует в совсем молодых умах и сердцах. Только не надо их бросать, не надо от них отступаться!»

Павел Басинский, писатель, литературный критик в продолжении беседы отметил, что, говоря о культуре, каждый понимает ее по-своему в силу воспитания. Для кого-то культура начинается новостью о рождении второй дочери у Киркорова и нижним бельем, которое носит Волочкова, а для кого-то - с того, какой спектакль поставлен в таком-то театре и чем живет этот театр, какую новую выставку открыли и кому установили скульптурный памятник. «Я недавно готовил статью к 75-летию Александра Вампилова, перечитывал его пьесу «Прошлым летом в Чулимске» и невольно пришел к мысли о высокой культуре всех людей, населяющих пьесу. Они культурны, потому что просты, они не агрессивны, даже тот же Пашка. А самое главное в этой небольшой пьесе, что в ней огромное количество любви, там все, так или иначе, каждый по-своему, любят друг друга. Любовь сквозит в каждой жилочке этой пьесы. Это удивительно, и все это так тонко, прозрачно, неуловимо, пронзительно...»

Когда готовилась эта статья, в Москве прошло заседание Президентского Совета по культуре и искусству, главной темой которого стал разговор об историко-культурном развитии страны. Президент говорил об угрозе потери собственного культурного лица, своего морального стержня, культурного кода, культурных традиций. «Культура является неотъемлемой частью всех сторон нашей жизни и не может существовать сама по себе, в отрыве от людей, - сказал президент. - От качества прямо зависит то, какими мы становимся, какими вырастают наши дети, как выглядит коллективный портрет нашего общества».

 

И вновь у творческой интеллигенции зародилась надежда, что не все еще потеряно, что не вся молодежь растворилась в мутных потоках попсы, что есть еще в народе неистребимые запасы духовности, что жива еще тяга людей к книгам и спектаклям по Распутину, Астафьеву, Вампилову...

И начинаешь ясно понимать, что один хороший спектакль, как тот же «Последний срок», с которым иркутский охлопковский театр приезжал в Москву, тоже может сделать очень много.

Он не изменит мир, но может сделать его лучше, ведь каждый из нас - это маленькое звено в огромном полотне жизни, куда каждый вплетает свою нить, свой голос, оставляет свой след и частичку душевного света.

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.