Брянск. Кречинский на Брянской сцене

Выпуск №4-154, В России

Брянск. Кречинский на Брянской сцене

Нынешний театральный сезон в Брянском театре драмы им. А.К.Толстого открылся фактически премьерным спектаклем «Кречинский» по известной пьесе Александра Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».

Поставил «Кречинского» главный режиссер театра Борис Горбачевский и эту постановку стоит считать одной из программных авторских работ режиссера. Горбачевский, как представитель классической режиссерской школы (окончил курс Леонида Хейфеца в ГИТИСе), несомненно, тяготеет к русской классике. Сухово-Кобылина и его «Свадьбу Кречинского» считают классикой русского театра более 150-ти лет, с момента первого представления. Великий русский актер Михаил Щепкин буквально после премьеры объявил пьесу Сухово-Кобылина не просто заметной, но и выдающейся. Так с легкой руки великого мастера сцены первая пьеса драматурга стала и любимой у публики, и почитаемой у критиков.

Сюжет пьесы стал актуальным еще в середине позапрошлого века, но в настоящее время никак не теряет своей остроты и актуальности. В тот же период герои пьес Островского, разорившиеся дворяне, ищут выгодные партии с богатыми купеческими дочками. И уже не обращают внимания на сословные и иные преграды. Деньги становятся главной целью, и способы достижения этой цели стирают не только предрассудки, но порой и приличия. К сожалению, эти порядки в полной мере современны до сих пор. В том числе и поэтому постановка Брянского драмтеатра пользуется успехом у публики. Но не только в актуальности сюжета - достоинства спектакля. В первую очередь, речь идет об оригинальном, можно даже сказать особом режиссерском прочтении классики.

Борис Горбачевский отнюдь не переиначивает сюжет, не меняет текст и образы героев. Но расставляет ему одному присущие авторские акценты, которые в результате превращают комедию нравов почти в трагедию. И этот особый взгляд режиссера, особое решение финальных сцен подводит зрителя к особому эмоциональному состоянию. Под занавес зал аплодирует актерам и создателям спектакля стоя. И это ощущение глубокого сопереживания, рождающееся в финале постановки, не покидает зрителя и после спектакля.

Не станем раскрывать секретов режиссерского решения финальных сцен, но они действительно впечатляют. И самое главное, позволяют актерам раскрыть всю глубину образов, выписанных Сухово-Кобылиным. Об актерском ансамбле в постановке Брянского театра драмы «Кречинский» стоит сказать особо. Наряду со слаженной и гармоничной актерской работой всего занятого в спектакле коллектива можно выделить несколько актерских работ, претендующих на повышенное внимание публики. В первую очередь, речь идет об исполнителе заглавной роли Юрии Киселеве, и о его двух партнершах: исполнительнице роли Лидочки Юлии Филипповой, и о Светлане Рязанцевой - тетушке героини, помещицы Атуевой. Это трио по большому счету не только самое яркое в спектакле, но и самое интересное с точки зрения актерских ходов и приспособлений. Актриса Рязанцева без сомнения - самое точное «попадание» в материал. Она фактически купается в своей роли, не находя для себя никаких неловкостей ни в ситуациях, ей предоставленных, ни в характере героини. Можно говорить и о глубоком погружении в стиль той эпохи и об оправдании характера своей героини самой актрисой. К финалу спектакля создается впечатление, что Рязанцева с теми же чувствами и в тех же платьях сядет в экипаж и поедет к себе в имение, чтобы не испытывать коварную судьбу еще раз. Так же смело можно предположить, что большинство героинь Островского ждут, не дождутся, когда их сыграет актриса Рязанцева.

На первых порах не так ярко, может быть в силу режиссерского решения, предстает перед зрителем Лидочка Муромская в исполнении Юлии Филипповой. Пластичная и выразительная актриса в первых сценах как бы сдерживает себя, не раскрывая основного режиссерского решения. А ведь именно она станет в финале фактически главной действующей силой спектакля и именно ее образ повергнет публику в состояние близкое к трагическому катарсису. Лидочка оказывается не так глупа, не так пуста, не так беспечна, как того хотел и на что надеялся главный герой. И Кречинский в финале смотрится достаточно жалко по сравнению с Лидочкой Муромской.

Особая ответственность всегда выпадает на исполнителей заглавных ролей и с этой ролью, надо признать, актер Киселев справляется достойно. Конечно, некоторые могут упрекнуть его в недостатке блеска, щегольства, дьявольской обаятельности. Но это только премьерные спектакли, последующие выходы в этой роли, поверьте, помогут актеру настолько врасти в шкуру Кречинского, что многие перестанут различать самого Юрия Киселева и образ главного героя. Потенция к этому врастанию видна уже сейчас, и будет странным, если этого не произойдет, например, после десятого спектакля. Кречинский у Киселева при всей своей развращенности и при всем цинизме до конца остается дворянином, заложником светских правил и обычаев. Он понимает, что играл бесчестно, готов принять это бесчестье, но с гордо поднятой головой. Считается, что у Сухово-Кобылина был еще один, нереализованный финал пьесы. В нем герой Кречинский не выносит публичного позора, уходит за сцену и стреляется. Но тогда комедия нравов превращалась бы в трагифарс - публичную пощечину общественному вкусу той эпохи. И, конечно же, была бы запрещена к постановке, как другие произведения автора. Ведь даже в таком виде, в котором ее сохранил Сухово-Кобылин, в великосветских кругах того времени пьесу называли «грязной и мерзкой». Но таковой она становилась только из-за точности ситуаций и верности характеров в ней описанных. Последующие пьесы Сухово-Кобылина «Дело» и «Смерть Тарелкина», которые с «Кречинским» объединяются в трилогию, гораздо жестче, пронзительнее и безжалостнее по отношению к быту и нравам того времени.

В целом постановка Горбачевского продемонстрировала, что в Брянской драме есть профессиональный и слаженный актерский состав. Есть актеры, уверенно и легко справляющиеся со сложными классическими ролями. К ряду актерских удач спектакля справедливо стоит отнести и роли в исполнении Иосифа Камышева (помещик Муромский), и Михаила Кривоносова (Расплюев), и Олега Чиганова (помещик Нелькин). И в целом весь творческий коллектив театра с большой самоотдачей отнесся к этой постановке, в чем также есть заслуга постановщика. Остается отметить в качестве заслуг постановки оригинальное художественное решение сценического пространства и достойное пластическое воплощение массовых сцен. Все это позволяет надеяться, что у спектакля будет хорошее будущее. Актеры в глубоких классических ролях смогут реализовать весь свой потенциал. А театр будет иметь в своем багаже спектакль классического репертуара, с которым можно достойно участвовать в театральных фестивалях самого высокого уровня.

 Фото предоставлены театром

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.