VI Театральный фестиваль национальной татарской драматургии им.К.Тинчурина

Выпуск №4-154, Фестивали

VI Театральный фестиваль национальной татарской драматургии им.К.Тинчурина

Фестиваль  был приурочен к 125-летию со дня рождения великого драматурга, актера и режиссера, одного из основателей театра - Карима Тинчурина.

Устроители фестиваля - Министерство культуры Татарстана и Театр им. Тинчурина - хотели показать национальную классику на национальной сцене. На VI фестивале это была татарская классика, которую показывали театры из Казани, Уфы, Оренбурга, Альметьевска, Туймазы, Набережных Челнов, Нижнекамска. Но в планах - расширить языковые и национальные рамки и границы. Национальная классика на национальной сцене - идея неисчерпаемая, здесь есть предмет для разговора и бесконечные сценические возможности - от русской классики до постижения мировой сценической культуры. И безусловная возможность соотнести татарский театр с поисками сценической выразительности мировой классики.

Это планы, которые нужно реализовать. Фестиваль же показал, что у Театра им. Тинчурина есть такие возможности, а главное - желание.

С другой стороны уже накоплен опыт проведения фестивалей - нынешний все-таки шестой. Отреставрированное здание, оснащенная, пусть и не по европейским пока меркам, но уютная и красивая сцена. Есть радушные хозяева в лице художественного руководителя Рашида Загидуллина и директора театра Фаниса Мусагитова.

У Рашида Зигидуллина есть потребность объединять в общем пространстве театры, работающие не только в Татарстане, но и за пределами республики, есть потребность в разговорах о современном национальном театре, желание обсудить проблемы, которые диктует время, и проблемы вечные.

Татарский театр - игровой по своей природе, отсюда и интерес зрителя, и полные залы, и долгие продолжительные аплодисменты после каждого спектакля. Пьесы, а это за редким исключением комедии, оказались интересными сегодняшнему зрителю. И собранные в одной фестивальной афише они могли бы быть переведенными на любой язык и быть показанными в любом уголке России. Потому что смешны, остроумны, актуальны.

Открывался фестиваль спектаклем хозяев «Американец» по пьесе К. Тинчурина.

Остроумная комедия с элементами фарса - одна из лучших пьес драматурга. Сюжет простой, но злободневный. Написанная в 20-е годы комедия «Американец» вполне соотносится с тем, что делали в это время В. Катаев, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, Н. Эрдман, В. Шкваркин. Здесь молодой человек, вечно голодный студент, желая получить рукописи, имеющие историческое значение, выдает себя за иностранца. Конечно, все хотят с ним познакомиться и желательно породниться, чтобы иметь возможность ездить в Америку. Он же помимо почета и всеобщего уважения получает еще и несколько невест, готовых уехать с ним на край света.

Режиссер Р. Зигидуллин уловил в этом сюжете не только сегодняшний день, но фарсовую природу мира, где дочку можно выдать замуж взамен выгодных контрактов, где если есть покупатель, то есть и товар. Не только ситуации, но характеры и нравы спектакля становятся актуальными, и любой эпизодический персонаж рассматривается словно под увеличительным стеклом. Вот главный герой Искандер. Сколько обаяния в этом образе благодаря актеру Рустему Гайзуллину. В нем есть эдакая хлестаковщина, он виртуоз выдумок и розыгрышей. Он Дон Жуан и Казанова, и все ради благого дела - получить подлинники документов.

Или две дочки - Дильбар и Майсара (Резеда Саляхова и Резеда Тухфатуллина). Здесь и режиссер, и актрисы демонстрируют мастерское владение театральным гротеском. Они не жалеют ярких красок, не боятся быть смешными и нелепыми в своем кокетстве.

Спектакль «Страсти по докладу» по пьесе К. Тинчурина Оренбургского татарского театра, к сожалению, не был конкурентоспособным ни по отношению к материалу, ни в его сценической интерпретации. Хотя пьеса звучала вполне актуально, театр пытался излишне ее осовременить, сделать абсолютно сегодняшней, но материал сопротивлялся.

Председатель артели накануне отчетного собрания теряет доклад. Но в эпоху компьютерных технологий потерять доклад практически невозможно. И вот это-то несовпадение и оказывается противоречивым в ткани спектакля.

В «Банкроте» Галиасгара Камала (Набережночелнинский государственный татарский драматический театр) главный герой, чтобы скрыть грозящее ему разорение, разыгрывает сумасшествие. А происходит это благодаря ограблению, которое герой сам инсценирует. Он настолько талантливо разыгрывает свое состояние, что семья и окружение верят ему.

И опять современная ситуация, современные мотивы и современные характеры.

Но помимо хорошо сделанного сюжета есть в этой пьесе и хорошо написанные роли, а значит, и хорошие актерские работы. Одна из них - главный герой Сиражетдин Тактагаев в тонком и точном исполнении Булата Саляхова. Актер делает образ неспешно, то крупными мазками, то очень подробными, точными штрихами. Его герой придумывает себе сумасшествие, актер же погружает его почти в реальное клиническое состояние, давая зрителям, но не деловым партнерам прогоревшего купца, возможность увидеть, что это всего лишь хорошая игра.

С тонким изяществом была разыграна музыкальная комедия Мирхайдара Файзи «Возлюбленная» Туймазинского государственного татарского драматического театра. Вечная, как мир, история любви девушки из богатой семьи и бедного юноши-сироты.

Режиссер Булат Ибрагимов неспешно показывает их взросление - от совсем еще детей до юных людей. И лирическая история, и комедия, и остросюжетная драма переплелись в этом спектакле, когда родители решили разлучить влюбленных. Наверное, режиссер был чрезмерен в незатейливом антураже спектакля, желая со всеми подробностями показать сельский идиллический мирок, на фоне которого разыграются нешуточные любовные страсти, наверное, чрезмерно увлекся песнями и танцами, но сама история влюбленных, переживших все испытания, была трогательна и красива.

«Капризный жених» Карима Тинчурина Альметьевского татарского драматического театра - спектакль озорной, веселый. Главный герой - разборчивый жених Рашит, который приехал в Казань из далекой Туркмении в поисках невесты. Но дело в том, что Рашид богат, и все, кто встречается на его пути, хотят получить хоть капельку его состояния. Мать, сестра, зять и многочисленные свахи сбиваются с ног, чтобы найти ему благовоспитанную жену. А вот сам он не знает, кого же хочет взять в жены. Здесь вполне уместна русская пословица - разборчивая невеста в девках остается, только не невеста, а жених, да не в бобылях, а одураченный. Ильяс Гараев прочитал пьесу Тинчурина как веселую комедию положений.

Сказка для детей «Заколдованные сестры» по пьесе Наки Исанбет показал Казанский государственный театр юного зрителя им. Г. Кариева. Здесь Баба-яга превратилась в заботливую мамашу, и потакает всем капризам своего сынка. Устав от общества и забот Яги и ее помощника Шурале, сын упросил родительницу привести девушек, чтобы играть с ними. Но традиционный сказочный зачин в этом спектакле заменили актеры-скоморохи, которые и разыгрывают перед зрителями сказку. На наших глазах они превращаются то в обитателей сказочного леса, то в музыкантов, сопровождающих действие. Яркие декорации, игровая природа спектакля, забавные превращения - всё это делает спектакль полноценным театральным зрелищем. Режиссер Ренат Аюпов попытался наполнить спектакль стихией игры и сказочными театральными чудесами.

Если на фестивале шел серьезный разговор о сценографическом решении спектаклей, отсутствии школы сценографов в республике, то этот спектакль благоприятно выделялся на общем фоне (художник - Дмитрий Хельченко). Из нехитрых подручных средств создавалось жилище Бабы Яги, сказочный, наполненный звуками лес, интересно было решено превращение сестер в каменные статуи.

Татарский театр «Нур» из Уфы хорошо известен с Башкортостане, а спектакль «Хаджи эфенди женится» по комедии Ш. Камала пользуется особой популярностью. И здесь, как и в других классических комедиях, сюжет вполне современный. Старик, вернее пожилой торговец, решил жениться на молоденькой. И это при живой, вполне здоровой жене. Она-то и устраивает розыгрыш, где герой попадает в собственную ловушку.

Среди фестивальных спектаклей были и «Смелые девушки» Т. Гиззата Театра им.Г.Камала, и «Рана» Нижнекамского государственного татарского драматического театра, и «Мусульманин» Г.Исхаки Мензелинского театра.

Безусловно, не все спектакли фестиваля можно считать театральными событиями, но Фестиваль им. Тинчурина показал, что в отличие от многих национальных театров, татарский может долго и благополучно жить за счет классики. Жаль только, что до сих пор не нашлись энтузиасты, которые сделали бы эту драматургию достоянием российского и мирового театра.

Сегодня очень важно, чтобы на театральной карте России этот фестиваль сохранился и развивался. А для этого нужно не так много - государственная поддержка и вера в то, что Театр им. Тинчурина делает благое дело не только для зрителей, но и для развития национального театра.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.