Предлагаемые обстоятельства Котласского драматического театра

Выпуск №4-154, Проблема

Предлагаемые обстоятельства Котласского драматического театра

Фестивальная карта театральной России прирастает не только масштабными форумами, проходящими на столичных сценах и в крупных региональных городах, но и фестивалями, площадки которых иначе как театральной глубинкой и не назовешь. В освоении этих отдаленных пространств есть уже лидеры, среди которых своей авторитетностью выделяется Фестиваль театров малых городов России, ежегодно проводимый Театром Наций.

Однако малая театральная Россия велика и на ее просторах остается много мест, куда «нога» фестиваля не ступала. И столь же много театров, чья творческая география иногда ограничивается гастрольной поездкой в областной центр. О том, что поездка на фестиваль нужна театру небольшого города, как глоток воды жаждущему напиться, лишним будет и напоминать. А о том, чтобы принять фестиваль у себя - остается только мечтать. Но мечты иногда сбываются, даже вопреки непростым предлагаемым обстоятельствам. О том, как это случилось в жизни Котласского драматического театра, и пойдет речь далее.

О существовании города Котласа вряд ли знает среднестатистический россиянин. О том, что в этом городе есть драматический театр с более чем 70-летней историей, вряд ли знает все тот же среднестатистический отечественный историк театра. Территория на карте Архангельской области, где расположился Котлас, называется достаточно причудливо - «юг севера». Такое замечательное в своей противоречивости название, кстати, носит и региональная газета, на страницах которой жизнь котласского театра часто находит свое отражение. Добраться в эти края достаточно просто, если вы решили воспользоваться железной дорогой, с которой жизнь котласского театра связана в самом прямом смысле очень тесно - здание театра расположено буквально напротив железнодорожного вокзала, который от театра отделяют многочисленные рельсовые пути. Такое соседство весьма осложняет своими ритмами, шумами и прочим железнодорожным «антуражем» существование театра, фасад которого, к счастью, пытается смотреть не на вокзал, а на центральную площадь города.

Но если вы решили добираться до Котласа на автомобиле, то вы либо достаточно смелый человек, а ваш автомобиль - полноприводной современный внедорожник, обладающий повышенной способностью преодолевать препятствия, либо вы вместе с вашими товарищами везете спектакль на региональный театральный фестиваль для детей и юношества «Та-ра-рам», проводит который Коласский драматический театр, и, следовательно, ваш автомобиль - традиционный театральный автобус и преодолевает он расстояния на полном авантюризме его водителя и на отчаянном энтузиазме едущей на фестиваль труппы.

Котласский театр никогда не жил легко, вся его история - жизнь в весьма не простых предлагаемых обстоятельствах. Он не только честно служил той эпохе, в которой жил, но и всем своим существом ярко ее выражал. Открылся театр спектаклем «Без вины виноватые» по пьесе А.Н. Островского в январе 1936 года, в самый разгар процесса стационирования театров, который весьма положительно повлиял на качество отечественного провинциального театрального искусства. Кроме того, в лице стационарного театра небольшого города советская власть обрела и эффективный способ воздействия на сознание человека из глубинки. В литературной части театра ответственно хранится театральная программка сезона 1936-1937 годов, в которой спектакль Котласского совхозно-колхозного драмтеатра предваряется пафосным предисловием, в нем говорится о колхозном театре как «новом явлении советской действительности, имеющем величайшее культурное и политическое значение», задача которого «переделка человеческого сознания в деле социализма». После этого уже совсем не удивительной, а вполне закономерной видится в период формирования театра забота исполнительного комитета Северного края о «создании нормальных условий для подготовки постановок».

Можно дальше весьма драматично живописать ту жизнь, которую театр прожил в веке минувшем. Однако исторический экскурс, каким бы заманчивым он ни был, далеко уведет от предлагаемых обстоятельств, в которых Котласский театр оказался сегодня, а также от фестиваля «Та-ра-рам», которым театр эти обстоятельства преодолевал, подчинял своим задачам, а значит и интересам котласского зрителя.

Главное и определяющее сегодняшнюю жизнь театра обстоятельство таково - город слишком мал, чтобы позволить себе достойно содержать театр. Однако этот слишком маленький город (60 тысяч жителей) театр: а) содержит, конечно, увы, как может; б) ощущает необходимость театра, что воспринимается в контексте современной театральной ситуации почти как чудо, поскольку необходимость театра осознается-чувствуется не только зрителем, но и администрацией города (!), которую поддерживает в этом губернатор Архангельской области (!!).

В нынешние времена, когда открыто ставится под сомнение право на дальнейшее существование сложившейся в советскую эпоху российской системы организации театрального дела, перспектива жизни театров малых городов радужной не выглядит, несмотря на понимание его (театра) необходимости городскими и региональными властями, несмотря на обещанное в ближайшее время финансирование капитального ремонта здания театра, как это случилось в Котласе. Кому сегодня интересно вкладываться в театр, деятельность которого, как известно, заведомо убыточна? Наверное, только тому, в чьем сознание и душе не все вытеснил калькулятор. Таких, как известно, искать приходится долго. После войны, в период восстановления народного хозяйства, Котласский театр был переведен на самоокупаемость. Пережить эти сложные предлагаемые обстоятельства помогло понимание ситуации. А если путь самоокупаемости станет сегодня единственно возможным, что делать театру с «пониманием ситуации», чем поддерживать творческий энтузиазм?

Котласский театр сдаваться без боя явно не собирается и современные предлагаемые обстоятельства полагает побудителями своих действий. Но действенность эта выражается не в криках о помощи, а в ежедневной творческой работе, какими бы сложными обстоятельствами она ни сопровождалась. В качестве примера того, как решительно может преодолевать обстоятельства этот театр, можно привести историю из его недалекого прошлого. В этом случае «выживание» театра было обеспечено организаторским талантом одной отдельно взятой личности. В 1999 году в театр, живущий весьма проблемно в отсутствии достойного финансирования и молодежи на сцене, приехал в качестве директора Реваз Маглаперидзе. Его стратегия «спасения» основывалась на привлечении в театр молодых актеров. Организовав обучение целевого актерского курса в Ярославском театральном институте, он не просто привел на котласскую сцену целую группу талантливых молодых актеров, но сумел вернуть в театр зрителя и уважение городских властей к театру. И зритель, и городские власти не поменяли своего отношения к театру до сих пор, а выпускники первого ярославского целевого курса сегодня стали лидерами труппы. Главный режиссер театра Наталья Шибалова - из их числа. Все это говорит о подлинной живучести наследия Реваза Маглаперидзе, замечательного человека театра, чья жизнь безвременно оборвалась.

Сегодня на сайте театра можно, едва ли не в первую очередь, обнаружить перечень первейших и неотложнейших дел по развитию материально-технической базы театра. Да, именно от воплощения в жизнь этих планов зависит дальнейшая жизнь коллектива. Однако замечательный котласский зритель не собирается ждать, и, преданный своему театру, прощает ему и убогие интерьеры фойе, и потолок в зрительном зале, затянутый страховочной сеткой, чтобы предотвратить возможность падения штукатурки на зрительские головы, и закрытые все той же сеткой, призванной скрыть явные разрушения, наружные стены театра. И эта благосклонность зрителя корнями уходит не в жалостливое сочувствие, а в искреннюю любовь к тем спектаклям, которые театр умудряется в этих обстоятельствах ставить, и к тем замечательным актерам, которые выходят на сцену в этих спектаклях.

И Котласский драматический театр сторицей воздает своему зрителю за такое к себе отношение. Упрямо, вопреки обстоятельствам, продолжает ставить хорошие спектакли, учить молодых актеров в Ярославском театральном институте, мечтать о том, что рано или поздно зритель увидит не только хороший спектакль, но и красивый фасад театра. Мало того - организует на своей «видавшей виды» сцене региональный театральный фестиваль для детей и юношества «Та-ра-рам», то есть поднимает замечательный театральный шум, чрезвычайно украсивший жизнь Котласа, празднующего свой очередной юбилей.

Театральный фестиваль - событие для Котласа почти невероятное. В афише фестиваля спектакли театров из Архангельска, Воркуты, Кинешмы, Ладейного Поля и Рыбинска. Часть участников фестиваля, кому железнодорожный транспорт оказался «не с руки», с трудом на своих «утлых» театральных автобусах преодолели просторы «юга севера», неоднократно, наверное, повторяя известную мольеровскую реплику о черте и галерах, на которые он, как известно, может понести. На котласской сцене гости эту реплику не вспоминали, поскольку фестивальный зритель встречал тепло и благодарил совсем не дежурными аплодисментами. Вот так фестиваль и оказался одним из весьма приятных обстоятельств, с которым город, театр и зритель решили больше не расставаться. А это значит, что лето следующего года начнется с очередного «Та-ра-рама»!

На стене в кабинете директора театра Мирослава Вельгана самое почетное место занимают не фестивальные дипломы и прочие следы славной творческой жизни театра, а страницы проекта его реконструкции. Роль «кабинетного мечтателя» этому человеку совсем не подходит, что внушает очередную надежду на то, что будет и замечательные фасад, и фойе, и уютный зал, и современно оборудованная сцена, и гримерные у артистов тоже будут хорошие.

Удачно или неудачно сложатся в дальнейшем предлагаемые обстоятельства жизни Котласского драматического театра, «юг севера» был и остается территорией, крайне трудной для процветания драматического искусства. Не только выживать, но и жить на ней можно только в том случае, если творческий механизм театра обладает полным приводом на все свои колеса. Но сегодня не только это обеспечивает замечательному драматическому универсалу из архангельской глубинки повышенную проходимость, а значит и выживаемость. Вместе с ним - его зритель, в каких бы обстоятельствах ни оказывался театр.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.