Игра на русальной неделе / "Три богатыря" (Музыкальный театр п/р.Г.Чихачева)

Выпуск №4-154, Премьеры Москвы

Игра на русальной неделе / "Три богатыря" (Музыкальный театр п/р.Г.Чихачева)

Люди, отягощенные специальным образованием, собираясь в Музыкальный театр под руководством Геннадия Чихачева на славянский мюзикл про былинных богатырей, интуитивно настраиваются увидеть некую новую версию исторической пародии на славянофильство с музыкой А.П.Бородина и сатирическим текстом Демьяна Бедного. Поставленная в Камерном театре Александром Таировым осенью1936 года под названием «Богатыри», она вызвала гнев высоких начальников и солидарное с ним осуждение общественности.

С историческим раритетом сурового времени произведение современного композитора Владимира Качесова «Три богатыря» никак не связано. Оно воспринимается как часть дилогии, начавшейся несколько раньше с сюжета про торгового гостя Садко.

Нынче в своем театре режиссер Геннадий Чихачев, дирижер Владимир Янковский, сценограф Юрий Доломанов и художник по костюмам Мария Лазарева поставили историю про легендарных богатырей славянского мира как былинное сказание, но никакой иронии, тем более, посягательств на российскую историю в спектакле нет и в помине. Более того, сюжет развивается в тональности, разумно сочетающей здоровый пафос и глубокую лирику.

Театр предваряет зрелище развернутым словарем мало знакомых понятий, образов и предметов мира раннего славянства, в котором многое, если не все, определялось языческими верованиями. Имена и названия Сварог, Перун, Велес, Купала, братина, сурья еще до начала действия обогащают наши представления о неведомом мире.

Обликом и сутью своею герои славянского мюзикла - персонажи раннего фольклора, связанные с природой порой абсолютно нерасторжимо, что диктует авторам спектакля принципиально новую и заведомо усложненную жанровую логику, где есть и лиризм, и духовная сила, и умение увлечься новыми задачами.

Сложнее и заманчивее всего выглядит в спектакле именно этот заново открываемый мир природы, в котором человек еще чувствует себя равно зависимым и свободным.

Все здесь загадочно, красиво и как-то складно, слаженно.

Но дело, разумеется, не только в этом. Главным в сюжете становится следование вечным этическим законам и борьба с силами зла, на них посягающими.

Мир четко поделен на благой и нечестивый, плодотворный и губительный. Само собою разумеется, что поле битвы - сердца людей.

Славная троица «титульных» героев - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович - служит не только Князю, но и высшим силам добра и справедливости, покоя и чести. Борются они с хитростью и коварством интриганок-ведьм, способных окрутить и заворожить не только хрупкие души любимых, но посягающих даже на священную и нерушимую дружбу былинных богатырей.

Все трое сыграны артистами Юрием Красовым, Григорием Захарьевым и Константином Скрипалевым как единое существо, интересное в оттенках и противоречиях, чем пытаются воспользоваться интриганы и завистники. Ведь богатырское прекраснодушие может оказаться столь же опасным, как честолюбие.

В сюжете занятно перемешаны люди и мифические существа, силы природы и духи зла. На крохотной сцене, в которую превратилось фойе театра, среди белых валунов и перелесков не только игрища и пиры проходят, а еще удобно расположился бестолковый и свирепый, но забавный и обаятельный Змей-Горыныч, полыхающий нешуточным огнем из всех положенных ему трех голов.

На своем месте здесь томные русалки и коварные ведьмы.

Если русалки обеспечивают, в основном, тему лирического томления, выраженную в привычных современных звучаниях, то трио пресловутых носителей зла (Анна Альт, Людмила Городецкая и Ирина Химина), поименованное Враждой,

Обманом и Жадностью, поет в академической, сугубо оперной манере, что обеспечивает их «нездешность» относительно принятого в спектакле жанрового и вокального стиля.

На границе миров оказывается Леший Константина Барышникова, но по иной причине. Поначалу он старается представительствовать от нечистой силы, но позже отрывает в себе природную смелость и доброту.

Несколько придурковатый «фольклорный элемент» Боян и крылатый дух Самовила -- прекрасная девушка, метущаяся меж фантастикой и явью, по-разному стремятся к любви. Очумелый герой Антона Фадеева смешон в своих притязаниях, даром, что женат. А жаждущая земной любви юная сивилла, изящно сыгранная Натальей Ребровой, не страшится ради истинного чувства потерять давно опостылевшее ей бессмертие.

Свои представления о любви у неунывающей, сметливой и бывалой жены Бояна - Татьяны Петровой, и у капризной царевны Василисы - Наталии Репич.

Вообще, какие бы испытания ни посылала героям их былинная судьба, все вращается вокруг человеческой любви, которая, как ей и подобает, движет солнце и светила, чему люди как таковые, включая и театральных зрителей, остаются не только свидетелями.

 

 

Фото Алексея Андропова

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.