Надежда Кемпи: поиск "жизни человеческого духа" (Смоленск)

Выпуск №4-154, Лица

Надежда Кемпи: поиск "жизни человеческого духа" (Смоленск)

Ее первое появление на смоленской сцене буквально ошеломило, не было ни малейшего намека на игру, в каждом слове, каждом движении, даже во внешности не было того, что называется театром.

Словно, не она играла повесть В.П.Астафьева «Пастух и пастушка», а писатель с нее написал свою «современную пастораль».

Прав был В.П.Астафьев, разрешивший режиссеру Михаилу Ильичу Резцову инсценировать свою повесть в Смоленском государственном драматическом театре... Больше ни один театр такого разрешения не получил, так как, по мнению автора, его повесть «не поддается переложению в другой жанр - вот в чем беда». А в Смоленске получилось.

С премьеры спектакля «Пастух и пастушка» прошло почти 30 лет, но то чувство достоверности, потрясающей правды, которую несла актриса со сцены, не покидают меня по сегодняшний день.

Таким был дебют на смоленской сцене ныне заслуженной артистки России Надежды Александровны Кемпи.

Она - актриса очень цельная, в любой момент роли остается верной правде характера и обстоятельств, в которых оказывается ее героини. Вспоминается созданный Надеждой Кемпи образ Даши из спектакля «Над светлой водой» В. Белова (реж. М. Резцов). Она была органично связана с той землей, на которой родилась, с той природой, которая ее окружала и давала ей жизненные силы. Являясь частичкой этой земли и этой природы, из них девушка черпала богатство чувств, тонкость, неожиданность женской психологии, нежелание идти на компромисс, ей было чуждо все мелкое и суетное.

И совсем другой представил Михаил Резцов актрису в мюзикле «Последняя любовь Насреддина» Б.Рацера и В.Константинова (музыка А.Колкера). Особый восточный колорит, пение и пластика придавали образу особый шарм и помогали в создании пленительного образа восточной женщины - «хрупкого цветочка, но не без шипов», юной, гибкой, звонкой красавицы Зульфии - возлюбленной легендарного Насреддина.

Хочется сказать и о ее Мирре из спектакля «В списках не значился» Б. Васильева - умной, тонкой, трепетной, с добрыми лучистыми глазами. Эти глаза, распахнутые в мир, словно заглядывали в душу, словно вопрошали, когда же придет к ней Любовь, осознавая одновременно, что это большое чувство к ней - калеке - не придет никогда. В ней обнаруживались необыкновенная сила духа, способность на глубокие чувства, самоотверженное служение любимому человеку.

Своим творческим талисманом считал Надежду Кемпи режиссер С.Черкасский, в чьих спектаклях замечательно раскрылся талант актрисы. Сложный и тонкий внутренний мир был создан ею в романтической комедии «Давным-давно» А. Гладкова (реж. С. Черкасский). Кемпи рисовала свою Шурочку Азарову натурой гордой, справедливой, способной на настоящие чувства и на подвиг во имя родины. Ей удалось найти эмоциональный накал роли, мажорные краски для героини войны 1812 года: голос ее звенел, движения были чеканны, глаза горели - это, с одной стороны, а с другой, трепетное отношение к дому, растерянность перед невозможностью солгать самому Кутузову, что она не корнет, а женщина, окрыленность любовью к поручику Ржевскому. Через все это актрисе удалось «исследовать» природу подлинного героизма русского человека, его нравственную высоту, цельность, крепость патриотического духа, внутреннюю силу.

Особо хочется отметить работу Надежды Кемпи в трагикомедии-лубке Н.А. Семеновой «Девки, в круг!». Заметим, что в спектакле все играли замечательно, но, пожалуй, самой сложной была роль Ксении, которую играла Надежда Кемпи.

Она играла глубоко и проникновенно. Предложенные ею мизансцены, решенные кругообразно, были сразу приняты режиссером и драматургом: девочка словно блуждала по всем «кругам ада», ища спасения и прощения. Пластика, найденная актрисой, была рваной, ритм - нервный. То же «неспокойствие» присутствовало в музыке и свете.

Свежо и сочно, пылко и томно была сыграна актрисой роль Капочки - купеческой дочки в спектакле «За чем пойдешь, то и найдешь» А.Н. Островского. Она вслед за драматургом воспевала русский быт, наслаждаясь им, любуясь характером героини и предлагаемыми обстоятельствами, в которых волей судеб оказалась ее Капочка - такая спелая и очаровательная «клубника со сливками».

Удачей Надежды Кемпи стала и еще одна роль в спектакле С.Черкасского - «Вагончик» Н. Павловой. Через браваду, через дерзость и высокомерие своей героини - Инги Беловой актрисе удалось передать удивительно тонкий и трепетный мир, в котором много боли и страданий, много любви и нежности, много гордости и человеческого достоинства.

Особый успех выпал на долю актрисы в спектакле «Двое на качелях» У. Гибсона (реж. С.Полещенков), где она сыграла роль бывшей балерины Гитель. Актриса завораживала нежностью и поэзией, преображением мира, надеждой на счастливое будущее - такую богатую гамму чувств играла Кемпи в этой трагической истории несостоявшейся любви.

Своеобразным бенефисом для Надежды Кемпи стал спектакль «Идеальная пара» В. Попова (реж. М.Резцов), где она блестяще сыграла Марианну. Автор пьесы был в восторге от азарта и темперамента актрисы, ее эксцентричности, творческих ходов, изобретательности в рамках предложенного им материала. Спектакль получился феерическим, захватывающим и очень смешным.

Необыкновенно женственной, пикантной, очаровательной и в то же время трогательной, беззащитной и легко ранимой представала актриса в роли Эльмиры в мольеровском «Тартюфе» (реж. А.Лапиков).

Легкой, воздушной и совершенно непосредственной была она в роли Елены, жены царя Берендея в спектакле «Снегурочка» А.Н. Островского (реж. И.Войтулевич).

Сняв хрестоматийный налет, избегая привычных ходов в исполнении, Кемпи совершенно по-своему преподнесла зрителям Наталью Дмитриевну из грибоедовской комедии «Горе от ума» (реж. Ю.Клепиков). Очень домашняя, стремящаяся к комфорту женщина, она словно извинялась за эту слабость, и ей все прощалось - за подлинность чувств, жизненность реакций, истинность оценок и восприятий. Эта очаровательная «домашность» была удивительно точно сыграна и в роли Ольги Павловны («Чужой ребенок» В.Шкваркина, реж. В.Прокопов), которая готова была в любой момент броситься на защиту своей семьи, своей дочери.

В комедии Н.Птушкиной «Пока она умирала» (реж. П.Шумейко) Н.Кемпи создала образ, светящийся любовью к ближнему, к самой жизни. Глубина, искренность и трогательность ее Татьяны органично соседствовали с юмором, иронией, даже гротеском. А еще в передаче старомодного мира героини подкупали чувство вкуса и стиля. Следует добавить, что Надежда Птушкина, приезжавшая на премьеру спектакля, была приятно удивлена и обрадована тем, как смоляне легко, изящно и смешно сыграли ее пьесу.

Хочется вспомнить и роль Ольги Пуховой, сыгранную Надеждой Кемпи в спектакле «Конкурс» по пьесе А.Галина (реж. И.Войтулевич). Ее героиня - в прошлом цирковая актриса, жена бизнесмена - пришла для участия в унизительном конкурсе с целью доказать, что она независима - и от мужа, и от его денег. Ее героиня - другая. Ее духовная независимость подчеркивалась и внешне, и внутренне. Она мужественна и в то же время необыкновенно женственна, но самое главное, она - личность - в этом заключается секрет обаяния, духовного богатства ее индивидуальности.

Неоднозначный образ создан Надеждой Кемпи и в спектакле «Поздняя любовь» по пьесе А.Н.Островского (реж. В.Барковский). Критики называли ее героиню - Варвару Харитоновну Лебедкину - обжигающе соблазнительной и жестокой авантюристкой, олицетворением похоти и т.д. Все это, безусловно, присутствует и в пьесе, и в игре актрисы. Но Кемпи идет дальше - она пытается оправдать свою героиню, пытается найти истоки ее преступного существования. Автор этих строк увидел в Лебедкиной жажду мести за то, что кто-то когда-то с ней сделал, превратив в то, чем она стала. Осознавая, что творит зло, она мстит всему миру за себя и над этим миром смеется. За роли Эльмиры в «Тартюфе» и Лебедкиной в «Поздней любви» актриса получила приз «За самую яркую женскую роль».

Природа наделили Надежду Александровну Кемпи большим талантом и душевной мудростью. Подлинная преданность избранной профессии стала для нее призванием и смыслом жизни. Размеры статьи, к сожалению, не позволяют рассказать обо всех ролях, сыгранных актрисой, а их за 35 лет служения театру много - от трагедии до комедии, от героико-романтических до острохарактерных. В каждой из них Надежда Кемпи другая, но всегда верна себе - всегда в поиске «жизни человеческого духа» на сцене, поэтому всегда интересна зрителям.

Ее профессионализм, целеустремленность, отзывчивость и принципиальность позволили сплотить вокруг себя единомышленников: вот уже много лет она успешно возглавляет Смоленское отделение Союза театральных деятелей России.

Хочется пожелать заслуженной артистке России Надежде Александровне Кемпи радости творчества, ярких сценических красок, а также благодарной любви зрителей и коллег.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.