Театр активизировал финно-угорских драматургов

Выпуск №4-154, Мастерская

Театр активизировал финно-угорских драматургов

Итоги прошедшего в Сыктывкаре семинара-конкурса финно-угорских драматургов таковы: третье место с пьесой «Сексот» занял коми драматург Александр Суворов, второе место - удмуртский автор Глеб Павлоид с пьесой «Художник и Надежда», а победу в конкурсе пьес одержал карел Сеппо Кантерво с пьесой «Эхо», рассказывающей о пленных карелах в Финляндии в годы Второй мировой войны.

Пьес на конкурс, объявленный несколько месяцев назад, пришло двадцать: от авторов из Коми, Удмуртии, Карелии, Марий Эл, Тюменской области, Коми-Пермяцкого округа. За три дня семинара, проходившего в зале финно-угорского центра РФ, даже не хватило времени обсудить все работы. Было рассмотрено 13 пьес тех авторов, которые лично участвовали в семинаре, в том числе - интерактивно: благодаря современным технологиям удалось провести обсуждения и с драматургами, которые приехать не смогли. По скайпу «круглый стол» семинара связался с Сеппо Кантерво из Карелии, Виктором Крекером из Тюмени и Александром Суворовым, коми автором, который в данный момент находился в Новгородской области.

Участникам семинара были представлены разные способы знакомства с пьесой: артисты национального театра провели читку одной из пьес, своеобразный радиоспектакль, с дальнейшим обсуждением критиками и автором - «Художник и Надежда», рассказывающая о жителях деревни, подлежащей затоплению. Также одна из конкурсных пьес была показана в дни семинара уже на сцене - недавняя постановка национального театра по пьесе Александра Суворова «Сексот», которую артисты играли на сцене дома культуры села Визинга. Кроме того, для удобства обсуждения всеми участниками, все пьесы были выложены заранее на сайте театра komiteatr.ru. Лучшие пьесы семинара будут рекомендованы к постановке в театрах России, а также напечатаны в финно-угорских литературных журналах и российском журнале «Современная драматургия».

Пьесы подробно рассматривались с точки зрения критика, режиссера, актера и драматурга, обращалось внимание на построение и лексику и многие другие аспекты. К сожалению, вольнослушателей в Сыктывкаре нашлось меньше, чем ожидалось. Можно сказать, это говорит и о слабом развитии драматургии в целом. Ведь и среди молодых авторов наибольшая доля - поэты, а пишущих пьесы авторов даже в целой Республике Коми можно на пальцах пересчитать. И тем острее возникает вопрос, как повысить интерес у пишущих. Один из вариантов решения для развития данного направления литературы - встречи с именитыми критиками. Павел Руднев, театральный критик из Москвы, главный эксперт нынешнего семинара, с большим профессионализмом, подробно и тактично анализировал работы финно-угорских авторов. Также доцентом ГИТИСа была проведена лекция о положении драматургии постсоветского времени. Вторым экспертом выступила Елена Остапова - доцент кафедры коми филологии СыктГУ. Эксперты, при участии режиссеров и других авторов, проводили основательнейший разбор, которого авторы больше нигде не получат. Поэтому личное участие драматургов было очень важно. Павел Руднев дал своеобразный мастер-класс и по режиссуре, и по актерскому мастерству, связывая все плюсы и минусы пьес с видением не только критика, но и актера, и режиссера, и зрителя.

Одной из участниц конкурса стала Алена Шомысова, коми поэтесса, для которой пьеса «Шувгей» явилась первой драматической работой. Тем не менее эксперты отметили творческие способности молодого автора, интересный выбор тем и образов, смещение сознания героев от языческого до христианского. Пьеса по мотивам удмуртских легенд «Змеиный рог» Ульфата Батретдинова, главного редактора детского журнала «Кизили», прибывшего на семинар из Удмуртии, была оценена за поэтичность текста, богатством метафор.

На семинаре режиссеры смогли познакомиться с авторами, найти новые материалы для постановок, драматурги - услышать подробный анализ произведений, получить посыл для усовершенствования своего творчества. В нынешнем семинаре участвовало несколько режиссеров: Михаил Гаврилов из Пензенской области, уже имевший дело с финно-угорской драматургией (он поставил пьесу коми автора Алексея Попова «Идущие к свету»), а также режиссеры из народных театров Республики Коми - Помоздинского, Выльгортского и Корткеросского.

В заключительный день семинара прозвучало предложение создать в Сыктывкаре центр финно-угорской пьесы. Специалист центра мог бы организовывать подобные мероприятия, собирать материал, к которому сумели бы обращаться все финно-угорские театры.

Надо сказать, для Национального театра Коми это не первый опыт проведения подобных семинаров: они проводились несколько раз, во время финно-угорских театральных фестивалей для детей и юношества «Ен дзирд». Национальный музыкально-драматический театр РК, участники и эксперты пришли к выводу, что подобные семинары надо проводить регулярно, хотя бы раз в год. Расширить состав участников и организовать лабораторию по созданию постановок, когда авторы в дни семинара пишут, а режиссеры тут же ставят пробные пьесы-эскизы. Конечно, проведение таких мероприятий будет зависеть от финансирования. Нынешний семинар состоялся благодаря средствам гранта «Этноинициатива» министерства национальной политики РК.

Еще один из важных выводов семинара: такие мероприятия должны привлечь к творчеству тех, кто раньше и не думал быть драматургом. Молодым нужны открытые двери. Театр не раз и не два должен призывать авторов творить, побуждать к действию. Но и сами авторы должны быть в этом заинтересованы.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.