Французы взяли Сибирь

Выпуск №4-154, Мастерская

Французы взяли Сибирь

Еще пару лет назад, когда впервые под Псковом попробовали в рамках программы помощи театрам малых городов России, которую осуществляет Театр Наций, провести первую режиссерскую лабораторию - она казалась рискованным экспериментом. Молодые, многие прямо из институтской аудитории, режиссеры приезжают целым десантом в неблагополучный чаще всего театр с небольшой труппой, привыкшей играть «кассовые комедии» перед полупустым залом. И за пять дней выпускают на зрителей 3-4 эскиза спектаклей по новым пьесам современных драматургов. Оказалось, однако, что «стрессовая нагрузка» идет на пользу всем участникам. Для молодых режиссеров, которые успевали найти общий язык с незнакомыми актерами, чтобы потом вместе найти подход к незнакомому тексту, - бесценный опыт. Для труппы театра, которая репетировала днем и ночью, прерываясь на мастер-классы по речи и сцен.движению, - глоток свежего «творческого» воздуха. Для зрителей - настоящее театральное событие, о котором они и не мечтали, и возможность поучаствовать в жизни театра своего города. Ведь после показов публика голосует за те эскизы, которые хотела бы увидеть уже полноценными премьерами.

Лаборатории за два года стали популярным средством оживления жизни в театрах, лучшим способом знакомства с новыми режиссерами и драматургами. Те, что побогаче, стали сами себе их устраивать. Кому-то помогают местные власти и различные фонды.. Даже в Москве в Центре драматургии и режиссуры теперь ежемесячно идут показы и обсуждения «Мастерской», работающей по принципам такой лаборатории. Многие эскизы превратились в спектакли, которые стали участниками и лауреатами театральных фестивалей

Театр Наций решил попробовать пойти дальше. В самом прямом смысле слова: к участию в очередной лаборатории при помощи Французского института в России пригласили французских режиссеров с французскими пьесами. Ради гостей увеличили срок лаборатории до 10 дней и выбрали один из лучших театров отечественной провинции - Минусинский драматический. Войти «со своим самоваром» в сложившуюся команду в прекрасной рабочей форме, сплоченную вокруг яркого режиссера Алексея Песегова, оказалось посложнее, чем в любую растренированную труппу, готовую броситься в любые эксперименты, лишь бы встряхнуться от рутины. Выбор переведенных современных пьес был не богат. Театр остановился на трех: «Трижды три желания, или Умение загадывать» Жака Жуе, «Несвоевременный визит» Копи, «История медведей панда, рассказанная одним саксофонистом, у которого имеется подружка во Франкфурте» Матея Вишнека. И добавили «хорошо сделанную пьесу» Жоржа Фейдо «Дамский портной» аж 1887 года выпуска. Их между собой разделили два российских режиссера: Елена Невежина (Москва) и Вилюс Малинаускас (Тильзит-Театр, Советск) - и два француза: Филипп Буле и Седрик Гурмелон. Разница школ обнаружилась сразу. Французским режиссерам поначалу актеры показались «перегруженными Станиславским». Однако именно эскиз Гурмелона по «Дамскому портному» - комедии положений в чистом виде - сорвал настоящие овации.

Очевидные плюсы были во всех показах. Елене Невежиной досталась слабая нравоучительная якобы притча «Трижды три желания». В трех ситуациях Бог предоставил трем персонажам возможность загадать три желания. И никому из них исполнение их желаний счастья не принесло, такие они были алчные, мелочные или глупые. Невежина сумела поверх текста сплести историю о поисках любви и взаимопонимания. В результате взаимопонимание нашли с тонким и умным режиссером минусинские актеры, и у этой «любви» забрезжило будущее. Вилюс Малинаускас для «Истории панд» нашел и интересно решил прежде не освоенное театром пространство - бутафорский цех. Филипп Буле в черной комедии об умирающем от СПИДа актере «Несвоевременный визит» сумел выстроить сложный рисунок главной роли на грани фарса и драмы для актера Сергея Быкова, дав ему возможность попробовать себя в новом жанре. А Седрик Гурмелон всей труппе предложил настоящее испытание. «Когда ставишь Фейдо, главное помнить о технике», - признался режиссер. В таком ураганном темпе на сцене минусинцы прежде никогда не работали, причем актеры умудрились и о Станиславском не забыть, ни на секунду не выпадая из образов. Казалось, что они репетировали под метроном. И именно точный ритм придал несуразному нагромождению обстоятельств головокружительную стремительность, а исполнителям радостную легкость игры. Упоение театральной игрой и стало главным смыслом эскиза, который театр наверняка доведет до настоящей премьеры.

 

 

Фото Ларисы Третьяковой

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.