"Неприятная пьеса" на томской сцене

Выпуск №4-154, Взгляд

"Неприятная пьеса" на томской сцене

Те, кто хотя бы немного знаком с творчеством Бернарда Шоу, знают, что читать произведения великого остроумца не менее занимательно, чем смотреть их в театре. И не только потому, что сюжеты его пьес интересны и полны парадоксов, а язык, даже в переводе, великолепен. Есть еще одна особенность. Традиция требует предпослать тексту пьесы список действующих лиц, иногда еще и с некоторыми добавлениями: «Базиль, учитель музыки, дающий уроки графине» у Бомарше, или «Лука, странник, 60 лет» у Горького, или даже «Харита Игнатьевна Огудалова, вдова, средних лет; одета изящно, но смело и не по летам» у Островского. Шоу обычно этого не делает, а непосредственно в тексте пьесы дает ремарки, всегда выразительные и яркие, например, в «Профессии миссис Уоррен»: «... несколько избалованная и властная; пожалуй, слишком вульгарная, но, в общем, весьма представительная и добродушная старая мошенница», или «Гладко выбрит, бульдожьи челюсти, большие плоские уши, толстая шея - благородное сочетание самых низкопробных разновидностей кутилы, спортсмена и светского человека», или даже «...очень милый, красивый, изящно одетый и совершенно ни к чему не пригодный молодой человек лет двадцати».

Читать это - наслаждение, но сразу же возникает желание посмотреть, а как сумеют исполнители показать добродушную мошенницу или ни к чему непригодного юношу? Мне в этом отношении повезло, до сих пор помню Любовь Добржанскую, «старую мошенницу» в спектакле по этой пьесе, поставленном Борисом Львовом-Анохиным в Центральном театре Советской Армии в 1956 году. Молодые зрители наверняка знают ее по ролям двух мам - Деточкина в «Берегись автомобиля» и Лукашина в «Иронии судьбы». Меньше, но помню и ее партнеров.


***

Но тут необходимо небольшое отступление. Долгое время считалось, что существуют два уровня театров - столичный и провинциальный. Театры в провинции необходимы в силу ряда обстоятельств, но они есть нечто вторичное, в них слабая труппа, случайные режиссеры, заказной обязательный репертуар. То ли дело театры Москвы и Ленинграда, с известными артистами, блестящими режиссерами и замечательным репертуаром, в котором есть и великая классика, и смелая современность! Театралы, исполняя долг уважения, посещали «свой» театр, но помнили о двух обстоятельствах. Прежде всего, надежда на две-три командировки в Москву или Питер в течение года. Уж тогда можно будет не только догнать столичных зрителей, но и посмотреть то, что они откладывали «на завтра». А летом к нам приезжали два-три столичных театра, и мы посещали у себя дома и МХАТ, и «Александринку», и даже оперные спектакли.

Пришли иные времена. Я уже не езжу в столичные командировки, и не только из-за возраста. А мои молодые товарищи обычно имеют такой график командировок, что им не до театров. Гастроли? Гастролеры, особенно эстрадные, конечно, у нас бывают, но полноценный спектакль остается почти несбыточной мечтой.

Плохо? Да не совсем. Есть слабое утешение - телевидение. Слабое не потому, что для хорошего спектакля нужна хорошая обстановка, нужна атмосфера зала, нужно особое настроение, нужен праздник. И смотреть «Гамлета», сидя в домашнем халате и тапочках, просто нельзя. Гораздо хуже другое. Телевидение способно между вопросами «Быть или не быть?» и «Мой принц, как поживали вы все эти дни?», рассказать о достоинствах нового стирального порошка или зубной пасты, чем не просто испортить настроение, но и вообще отвратить зрителя от высокой драматургии.

Но куда больше успокаивает то, что местные театры, будучи оторваны от центра, так сказать, финансово-географически, вовсе не стали провинциальными в дурном смысле этого слова. Наоборот! Провинциализм в провинции постепенно исчезает, театры стремительно растут по очень многим показателям, пример тому - Томский театр драмы, один из старейших театров России, начавший ныне свой новый, 162-й, сезон.


***


Из этих сезонов «моих» пятьдесят шесть, уже давно и театр «мой», и я в театре «свой». И нынешней весной мне вновь предложили войти в жюри театрального конкурса. Работая в нем, познакомился с Вл.Салюком, и обрадовался, узнав, что Владимир Петрович будет ставить у нас именно пьесу Шоу «Профессия миссис Уоррен». Чему тут радоваться? Во-первых, хорошо, что в нашем театре работает известный режиссер, известный не потому, что он из столицы, а потому что ставил спектакли по пьесам Максима Горького и Герхарта Гауптмана, Александра Островского и Александра Вампилова, Теннесси.Уильямса и Эдуардо де Филиппо, замечательным произведениям мирового репертуара. Крупный режиссер в провинциальном театре - тоже явление времени! С опытом Салюка спектакль по пьесе Шоу мне сразу представлялся «обреченным» на успех. И я не ошибся!

Ну, а, во-вторых, радовался за театр. В его репертуаре мне всегда не хватало классики. И тот факт, что новый сезон театр открыл не просто классикой, а классикой высочайшего уровня, мне представляется в чем-то символичным.

Мои заметки - не рецензия, а впечатления. Профессиональные критики укажут недостатки спектакля (они, несомненно, есть) и проанализируют причины успеха ансамбля, в котором трудно назвать лидера - все молодцы, все на своем месте. Но все же свое отношение к спектаклю «Бизнес миссис Уоррен» и его участникам выскажу. Как естественна и динамична меняющаяся от сцены к сцене «представительная мошенница» Китти Уоррен - Вера Тютрина! Каждый выход нашего любимца «Дим Димыча», неподражаемого народного артиста РФ Дмитрия Киржеманова (пастор Гарднер) вызывает взрыв добрых эмоций в зале. А каков Крофтс у заслуженного артиста России Геннадия Полякова! У его героя, действительно, не только бульдожья челюсть и толстая шея, у него все признаки современного благородного мерзавца! Евгения Казакова, заслуженного артиста России, из театра соседнего города Северска, ранее знал только по роли Джорджа в спектакле «Не боюсь Вирджинии Вульф». За ее исполнение мы в 2009 году присудили Казакову премию. Наверное, за роль мистера Прайда он тоже получит не только аплодисменты зрителей, но и высокую оценку жюри будущих конкурсов.

Рад за младшее поколение - Антона Антонова и Людмилу Маркову. Фрэнк у Антонова и вправду совершенно ни к чему не пригоден, очень мил, красив и изящно одет (кстати, одеты исполнители красиво, естественно - точно по Шоу).

Роль Виви в спектакле, наверное, самая сложная. Виви у Марковой не просто девушка образованная, умная, энергичная, «продвинутая», как сказали бы сейчас. Она еще и жизнерадостный человек. А как она ярко живет на сцене, как живо танцует! Впрочем, танцуют в спектакле все, танцуют изящно и эффектно, а веселые проходы героев перед занавесом создают в зале прекрасное настроение. Замечу вскользь, что мне как-то не по душе современные спектакли с «распахнутым нутром» - без занавеса. В «Бизнесе миссис Уоррен» занавес, пусть и несколько нетрадиционный, имеется, и свою службу несет хорошо.

Удачны в спектакле танцевальная музыка, и вообще музыкальный фон, а те, кто знает современное искусство, наверное, узнали яркие мелодии Энн Дадли из популярного в девяностые годы английского сериала «Дживс и Вустер». Впрочем, замечу, что у части зрителей среднего поколения именно музыка и танцы вызвали отрицательные эмоции, ибо они «опустили серьезное произведение до уровня водевиля, это не Шоу». Старые театралы не видят в водевилях ничего дурного, полагая, что как раз это и передает манеру драматурга, и это «как раз и есть Шоу». А молодежь, знающая Шоу в лучшем случае даже не по «Пигмалиону», а по «Моей прекрасной леди», считает, что именно таким и должен быть сегодня спектакль на острую современную тему.

О многом еще хочется сказать, но подчеркну другое. То, что классика потому и классика, что она всегда современна - не новость. Пьеса написана в 1894 году, ее долго не ставили, запрещали, снимали с репертуара театров, формально - за «безнравственность», фактически - за социальную остроту. Полвека назад в ЦТСА зрители видели в пьесе социалиста Шоу рассказ о том, как тяжела судьба женщины «там, у них, у разлагающихся». Женщина может просуществовать или даже просто состояться, только будучи на содержании у богатого мужа. И задача порядочной девушки «ловить женихов и, выйдя за богатого, жить на его денежки». Или пойти по тому пути, с которого начала свой бизнес главная героиня.

Миссис Уоррен, как и ее партнер по бизнесу баронет Крофтс, нисколько не осуждают самую древнейшую женскую профессию. И если ее рассматривать именно как вид бизнеса, то он ничем не хуже, а даже лучше других - 35% прибыли! Просто у девушки, особенно если она «привлекательный образец здравомыслящей, дельной образованной молодой англичанки средних классов», есть два пути. Либо «работать на фабрике свинцовых белил за двенадцать шиллингов и умереть от отравления», либо...

Английские девушки и 1894-й год? Увы, нет, русские, и наше время. Думаю, что исполнителям вовсе не надо было, как Бернарду Шоу, штудировать «Капитал» К.Маркса. Достаточно посмотреть вокруг, прочитать объявления на томских (только томских?) заборах, заглянуть в Интернет, пообщаться с девчонками, пределом тайных мечтаний которых является «карьера» валютной проститутки, посмотреть кое-какие «произведения» по телевидению. Из спектакля ясно, почему Виви-Марковой не по пути с милейшим Фрэнком. Не по пути не только из-за возможного родства, но и из-за различия во взглядах. Виви у Шоу выбрала путь честного труда. Что выберет наша молодежь?

Б.Шоу как-то написал: «Как социалист я ненавидел современную анархическую погоню за деньгами и считал, что равенство - это единственная прочная основа для общественного устройства». Россия отказалась от этой основы.

Возможно, мною слишком уж владеют не читательские и зрительские, а политические убеждения. Но я не виноват! Это наш театр, открывая новый сезон пьесой, отнесенной автором к числу «неприятных», заставил меня вновь задуматься не только над жизнью «старой доброй Англии», но и над жизнью и судьбой моего, нашего, Отечества. Заставил думать и спорить! А что еще, собственно, нужно от спектакля? Что еще нужно от театра?

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.