Дорогу - молодым

Выпуск №4-154, Мир музыки

Дорогу - молодым

В Краснодарском музыкальном театре прошла премьера оперы Виталия Ходоша «Медведь», завершившая проект «Три века оперы. Молодые - молодым», родившийся полтора года назад. Проект соединил СТД России, Петербургскую консерваторию и Краснодарский музыкальный театр Творческого объединения «Премьера» им. Л. Г. Гатова (генеральный директор и худрук «Премьеры» Татьяна Гатова). Художественным руководителем проекта стала режиссер Московского Камерного музыкального театра им. Б. А. Покровского Ольга Иванова, которая ведет в СТД режиссерскую лабораторию, а музыкальным - главный дирижер Краснодарского театра Андрей Лебедев.

Выбрали три одноактные оперы XYIII - XХ веков, которые поставили ученики профессора кафедры режиссуры музыкального театра Петербургской консерватории Ирины Таймановой. Первым был «Колокольчик» Доницетти в режиссуре Николая Панина. Сценическую версию духовной кантаты Перголези «Stabat Mater» осуществила Дарья Потатурко. О них уже писали в прессе. И наконец финал - «Медведь» В. Ходоша (либретто автора).

Виталий Ходош - известный ростовский композитор, перу которого прнадлежат произведения самых различных жанров. Среди них три одноактные оперы по Чехову: «Беззащитное существо», «Ведьма» и «Медведь». Искрометный водевиль Чехова «Медведь» - очень востребованное сочинение. Еще при жизни автора он успешно шел во многих российских театрах. Пользуется вниманием и сегодня, его ставят в театрах, снимают в кино, пишут оперы. «Медведь» Ходоша был исполнен в Ростове в сопровождении инструментального ансамбля, представлял Россию на фестивале современной музыки на родине великого Россини в Пезаро, заинтересовал Шотландскую Королевскую оперу. Но впервые в полной сценической версии опера-шутка Ходоша была показана на Краснодарской сцене.

«Медведь» - истинно чеховская опера, точно следующая драматургии водевиля, с живыми характерами трех действующих лиц: помещицы Елены Ивановны Поповой, недавно потерявшей мужа, ее слуги Луки и соседа, отставного поручика артиллерии Григория Степановича Смирнова. Музыка оперы, яркая и выразительная, рассказывает парадоксальную историю, происшедшую в имении Поповой, а режиссеры Ксения Репина и Николай Панин очень убедительно помогают ее сценическому воплощению. К страдающей молодой и хорошенькой затворнице Поповой в траурном платье, живущей между желанием уйти в монастырь и зеркалом, перед которым она постоянно прихорашивается, неожиданно приезжает Смирнов. Ему срочно нужны деньги, и он требует немедленно отдать долг покойного мужа Елены Ивановны. Получив категоричный отказ, Смирнов затевает ссору и вызывает вдову на дуэль. Возбужденная и раскрасневшаяся Елена Ивановна не только принимает вызов, но и приносит пистолеты, накинув на плечи белую красивую шаль. Подавая пистолеты, она как бы небрежно просит Смирнова научить ее стрелять. Григорий Степанович приходит в восторг от поступка неприступной соседки и вдруг понимает, что по-настоящему в нее влюбился. Он тут же признается в любви, а Елена Ивановна, естественно, отвечает согласием и долгим поцелуем.

Музыка Ходоша трагичная и томная, лукавая и ироничная, медленная и неожиданно стремительная и страстная, резкая и мелодичная, уверенно ведет героев к счастливому концу. Композитор включает в оперу фрагменты из известной классической музыки. Слышатся и траурный марш Шопена, и пронзительные мелодии сцены у храма Василия Блаженного из «Бориса Годунова» Мусоргского, и народные напевы. Но все вкрапления сделаны талантливо, и поэтому они органично вписываются в партитуру, придают ей широту, необходимую ироничность, а порой и эксцентричность, и жизненную достоверность.

Все богатство партитуры композитора сумели донести до зрителей Камерный оркестр п\у Андрея Лебедева и солисты. Этот спектакль, как и прежние два, идет не в большом зале, а в фойе «У белого рояля». Оркестр размещается справа от небольшой сооруженной сцены, на которой разыгрывается опера-шутка. Жесты дирижера скупы, точны и не отвлекают зрителей от действия. Оркестр же звучит прекрасно, соблюдается его баланс с певцами. Нет никаких расхождений. Все музыкально и в соответствии с темпо-ритмом партитуры. Музыка сложная, но как говорили певцы, очень удобная для исполнения. К тому же режиссеры, кроме профессионального мизансценирования, провели большую работу с исполнителями и помогли им создать многокрасочные характеры чеховских персонажей, удачно раскрытых музыкой композитора. Вместе с режиссерами и дирижером они нашли массу нюансов и подтекстов в характерах и взаимоотношениях героев. Зрителям полюбились и «безутешная» вдова Попова - Елена Семикова, грубый и беспардонный в начале и влюбленный в конце Смирнов - Алексей Григорьев и преданный своей хозяйке и искренне переживающий за нее слуга Лука - Сергей Лоха. Хоть и знаешь содержание водевиля, все равно с увлечением следишь за всеми перипетиями действа - так увлекательно поставлен и сыгран оркестром и певцами замечательный оперный «Медведь» Виталия Ходоша.

Успех этого спектакля, как и двух других: «Колокольчика» и «Stabat Mater» был большим. Проект «Три века оперы. Молодые - молодым» принес свои плоды зрителям, сильно помолодевшим, и театру, репертуар которого пополнился неизвестными ранее краснодарцам интересными произведениями. Музыкальный руководитель театра Андрей Лебедев сказал, что все три спектакля вместе с ранее поставленными в фойе «У белого рояля» вошли в новом сезоне в абонемент для студентов города. Стали известны имена молодых талантливых и,что очень важно, перспективных режиссеров музыкального театра: Николая Панина, Дарьи Потатурко, Ксении Репиной. Хочется продолжения проекта и в Краснодаре, и в других оперных театрах России.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.