О чем рассказали волшебники. Вспоминая Вадима Коростылева

Выпуск №4-154, Вспоминая

О чем рассказали волшебники. Вспоминая Вадима Коростылева

13 ноября 2012 года волшебников на сцене и в самом деле оказалось множество.

Артисты Симфонического оркестра Кинематографии и их худрук Сергей Скрипка. Камерный состав Академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова (худрук Геннадий Дмитряк).

Наконец, знаменитые, талантливые, популярные и подающие надежды молодые артисты разных театров.

Всех их под чутким руководством режиссера Сергея Урсуляка объединила дерзкая идея небанально отметить 90-летие замечательного театрального драматурга и киносценариста Вадима Коростылева, в концертном исполнении разыграв в его честь знаменитую кино--сказку по мотивам пьесы Карло Гоцци «Король--Олень», сценарий которой он написал. Музыкальную «материю» картины создал выдающийся композитор Микаэл Таривердиев, а снял фильм один из самых стильных (сегодня сказали бы, креативных) кинорежиссеров 60-х годов Павел Арсенов.

Ключевые фрагменты фильма время от времени возникали на двух киноэкранах по разным сторонам площадки.

В картине и сегодня поражает смелость искусной стилизации комедии дель арте, виртуозность интонаций изумительных артистов Олега Ефремова-волшебника Дурандарте, Юрия Яковлева-короля Дерамо, Сергея Юрского - злодея Тартальи.

Они блестяще сочетают в созданных ими характерах лирическую иронию и драматизм, лукавый взгляд на героя «со стороны» и правду внутренних чувств, без чего невозможно, играя Гоцци, пройти по грани между трагедией и сказкой.

«Культурный фон» фильма необычайно глубок и многогранен.

То, что эта изысканная, стилистически изощренная картина в 1968 году вообще вышла на экраны, было абсолютным чудом.

Ее пустили вторым экраном, долго продержав «на низком старте», а, по сути, на полке.

Чиновников смущали в этом фильме «нездешняя», утонченная театрализация действия, «двойное дно» его иронического контекста и прочие постмодернистские изыски. Все это они воспринимали как диверсию.

Но именно новизна образного строя картины, изящество ее фактуры, элегантность пластики, дерзость ее жанровых качеств, когда музыкальная драматургия не просто отражает, но обогащает логику автора сегодняшними интонациями, а сквозь стилизацию масок просвечивают характеры и страсти людей нынешних, завораживала чутких зрителей, умевших читать между строк.

Возникая на боковых экранах Зала Чайковского, немногочисленные фрагменты фильма создавали тонкий художественный контрапункт происходящему на площадке.

Режиссер концертной версии киносказки Сергей Урсуляк, по всему судя, намеревался создать не зрелище, а нечто вроде ностальгического прикосновения к незабываемому, живущему уже как феномен культуры по своим законам.

Предваряя свой по сути мультимедийный проект комментариями, постановщик с известной долей иронии охарактеризовал то, что всем предстояло увидеть, чистой воды авантюрой. Кокетством это

не показалось.

Специфический аскетизм концертной площадки предполагал особую свободу и внятность актерского высказывания при эскизно--этюдной легкости существования. Однако, мизансцена, привычная для «оперы в концертном исполнении», когда хор статично высится в глубине, оркестр располагается на «основном поле», а солисты - возле пюпитров и микрофонов на переднем плане, постоянно нарушалась.

Исполнители главных ролей, будучи драматическими артистами, находясь на «бровке» авансцены и читая текст с листа, порывались на этой узкой линии хоть что-нибудь из требуемого по сюжету хоть как-нибудь сыграть. Эскизного изящества, однако, достигали не все.

Аудитория сюжет, конечно, знала. Но зрителям интересно было ощутить чуткость новых исполнителей к тому, чем «бредила» новизна знаменитой киносказки. Кроме того, нынешние драматические артисты дерзнули петь под академический оркестр (!) почти все шлягеры фильма. Сложность еще и в том, что в музыкальной драматургии картины вовсе не было примитивной «номерной» системы, а воплотилась изысканная стилизация зингшпиля.

 

Сверкающая остроумием, прохладная, но чувственная музыкальная ткань фильма действенный аналог в концертной версии находила не всегда.

Более других соответствовал новым творческим задачам Михаил Ефремов, вслед за своим отцом сыгравший волшебника Дурандарте, ответственного за фантастические события и нравственную их оценку.

Природная музыкальность актера, искренняя сосредоточенность на этических проблемах жизни и философской ее основе придавали его присутствию в сюжете ненавязчивую, но убеждающую значительность.

Другой представитель этой династии, молодой артист театра «Современник» Никита Ефремов сыграл кавалера Леандра с «фамильной» органической искренностью и трогательным бесстрашием дебютанта.

В связи с именем поэта и драматурга Вадима Коростылева, в память и честь которого состоялся этот проект в Зале Чайковского, вспомнилось еще, что другая остроумная и мудрая его сказка, «Димка-невидимка», одна из лучших «школьных пьес» советской эпохи, стала режиссерским дебютом Олега Ефремова.

Незабываемый бесстрашный Айболит, вдохновенно служащий добру, из фильма Ролана Быкова «Айболит-66», созданного по пьесе Коростылева «О чем рассказали волшебники», был своего рода пробой образа Дон Кихота, имевшего особое значение в творчестве великого артиста. А походная песенка «Это очень хорошо, что пока нам плохо» воспринимается нынче как гимн интеллигентов-шестидесятников.

Из других участников концертного исполнения сказки Карло Гоцци по мотивам фильма тех же 60-х, на мой взгляд, интереснее прочих выглядели площадной рассказчик Чиголотти Федора Добронравова с его природной лукавой осторожностью, и готовый к испытаниям мужественный король Дерамо Евгения Дятлова, в котором очень по-итальянски сочетались лиризм, лукавство и вдохновение.

Популярный Гоша Куценко в роли Тартальи, слегка иронизируя, повторил давно освоенную им комедийную механику саги про «любовь-морковь», чего от него и ждали.

Юная Яна Гладких - Клариче и Панталоне - Станислав Рядинский выглядели старательными отличниками из престижной школы. А хрупкая и загадочная Анджела Полины Агуреевой осталась такой же загадочной и недоступной.

И все--таки попытка создать некий новый жанр «кино--концерта» вызвала неподдельный интерес и самые светлые чувства.

 

 Фотографии Александра Пчелкина

 

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.