Вышневолоцкий бренд / VIII Фестиваль театров малых городов России

Выпуск № 5-155 / 2013, Фестивали

Вышневолоцкий бренд / VIII Фестиваль театров малых городов России

Этот фестиваль, созданный в 1994 году, стал культурным брендом Вышнего Волочка - города, где театральное искусство уважают и где с почтением относятся к местному драматическому театру. Во время осенней фестивальной декады город оживает, вокруг театра кипит особая жизнь, подъезжают автобусы с участниками и гостями, публика устремляется к новым театральным впечатлениям. Фестиваль театров малых городов - это местный вышневолоцкий эпос. Горожане хорошо знают постоянных фестивальных участников, с интересом встречают новых, о каждом спектакле на другой день говорит весь город, и попасть на торжественное открытие и закрытие считается большой удачей и хорошим тоном.

Создатель фестиваля, директор Вышневолоцкого театра Геннадий Александрович Закаржевский за 18 лет привез сюда чуть ли не всю Россию, каждый раз привлекая все новых участников. Этого красивого, доброго, улыбчивого человека, по праву считавшегося «отцом фестиваля малых городов», год назад не стало. И на открытии нынешнего фестиваля его памяти был посвящен целый сюжет, рассказывавший о его жизни в театре.

Теперь директором театра и самого фестиваля стал Андрей Кардашов - человек удивительно интеллигентный и тонкий, начинавший здесь как актер и продолживший свою карьеру как режиссер, и даже представивший на фестивале свой собственный спектакль «Клинч» по пьесе А.Слаповского, где сыграл к тому же главную роль. Нетипичный для директорской должности романтичный взгляд на мир выразился у Кардашова и в сочинении стихов, регулярно публикующихся в литературных сборниках. Вот такой директор теперь в Вышнем Волочке.

А главный режиссер театра - Владимир Коломак, работающий здесь давно и олицетворяющий собой местную режиссерскую традицию, которую принял и полюбил зритель. Сам Коломак - это «буря и натиск», его неукротимый авантюрный темперамент известен всем! Этот брутальный, стремительный, кипящий эмоциями человек и спектакли ставит такие же - горячие, экспансивные и размашистые, отмеченные множеством наград на самых разных фестивалях. Он предельно демократичен и открыт в отношениях с людьми, в его кабинет любой может войти без стука и запросто решить с главрежем любые текущие вопросы...

На фестивале Коломак показал «Пиковую даму» по А.С.Пушкину, произведения которого крайне редко удаются драматической сцене. А появление яркого и сильного пушкинского спектакля в маленьком городе - вообще явление особое. «Пиковая дама» получила приз за лучшую режиссуру. Хотя были в ней и прекрасные актерские работы: Графиня (Валентина Кошевая) и Германн (Максим Лященко) были великолепны; отмечены фестивалем и другие роли. Сама же режиссура, с ее яростным прочтением сюжета, являла пример пылкого, страстного и очень личного разговора с классикой. К тому же вся история молодой души, одурманенной идеей волшебного обогащения, представленная как наваждение и бред воспаленного сознания, оказалась хорошим уроком юношеству.

Классика, искренне любимая зрителями малых городов, была представлена и Кинешемским театром им.А.Н.Островского. Этот «волжский дом Островского» каждый свой новый сезон открывает пьесой Александра Николаевича, серьезно продолжая традиции добротного русского реализма, в которых воспитан кинешемский зритель. В этих традициях ставит Островского и Людмила Исмайлова - на прошлом фестивале показавшая спектакль «Правда - хорошо, а счастье лучше», а на этом - «Волки и овцы». Оба спектакля реалистически-подробные, с тщательно проработанными ролями, обстоятельно развернутыми характерами, исчерпывающим развитием сюжета. И любовью к тексту Островского. Идет этот спектакль три часа - что для маленького города выдающийся случай. И этого Островского нестыдно было бы показать на сцене Малого театра. Исмайлова же и в этот раз вновь продемонстрировала нам, что Островский - ее автор, а она - его режиссер.

Зато «альтернативного» Островского, для контраста, показал ТЮЗ из города Заречный: «Бешеные деньги» в постановке Сергей Бурлаченко предстали современным пародийным гротеском, смеющимся над нынешними искателями легкой и сладкой жизни.

Появилась на фестивале и советская классика - «Квадратура круга» В.Катаева, поставленная в Дзержинском театре драмы Андреем Подскребкиным, который увез с собою гран-при. Эта ретро-комедия о людях, нравах и идеалах 20-х годов была поставлена с изяществом и юмором; образы молодых строителей коммунизма трогали душу и волновали наши сердца своим трепетным идеализмом, своей верой в светлое будущее, которое они строят. И наследниками которого мы все теперь являемся.

Вместе с Тольяттинским Молодежным Драматическим Театром, привезшим спектакль «Life-Life», приехал и автор пьесы Глеб Нагорный, представлявший публике свое детище и проведший блестящую пресс-конференцию, на которую собрался весь вышневолоцкий бомонд. Нечасто ведь увидишь живого столичного драматурга в маленьком городе. Его пьеса, поставленная Владимиром Хрущевым - современный «сюжет-катастрофа»: в туннеле метро остановился поезд, и затерянный под землей «ковчег современников» вынужден был провести там всю ночь. В результате чего перед нами возник целый срез нашего общества, живописная панорама лиц и типов, обнаживших свою сущность в ситуации экстрима.

«Бабу шанель» Н.Коляды, полюбившуюся нашим сценам, привез Новомосковский театр им.В.М.Качалина. Прекрасная пьеса о старости и жажде жизни, к тому же с целым ансамблем ролей для пожилых актрис. Однако поставил ее совсем молодой режиссер Максим Казанцев - удивив нас своим интересом к сей печальной теме старости, изгнанной на обочину жизни.

Проскакала по фестивальным подмосткам и «Сильвия» А.Герни, поставленная в Сызранском театре им.А.Н.Толстого Виктором Курочкиным в жанре музыкальной комедии. Где собачонку Сильвию, взятую в семью и перевернувшую всю ее жизнь, играла и пела Анастасия Таранцева. Эта красивая, молодая, разносторонне одаренная актриса и голосом своим, и фактурой способна украсить любой спектакль. И неслучайно ей вручили приз за лучшую женскую роль.

Это еще не все. Как обычно, фестиваль радовал детей обширной внеконкурсной программой детских спектаклей, привезенных с собою театрами. И выступлением гостей фестиваля - это был любимый Вышним Волочком Московский Театр на Перовской с комедией «Виновата ли я?» В общем, фестивальная программа, по сложившейся традиции, удовлетворяла интересы широкой аудитории самых разных возрастов и вкусов.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.