Встречи на "Мосту" / Международный фестиваль русских театров "Мост дружбы"

Выпуск № 5-155 / 2013, Фестивали

Встречи на "Мосту" / Международный фестиваль русских театров "Мост дружбы"

Международный фестиваль русских театров «Мост дружбы» в Йошкар-Оле прошел в пятый раз, отметив первый маленький юбилей. На самом деле в следующем году фестивалю исполнится аж двадцать лет, если вести счет от его начала в 1993-м, когда тогдашний руководитель Академического русского театра драмы Республики Мари Эл Георгий Константинов, заручившись поддержкой Юрия Соломина, решил помочь коллегам не потерять друг друга - коллегам из русских театров республик России и нового тогда ближнего зарубежья. Четыре раза форум прошел до «перерыва», пять - после. Ныне Русский театр в Йошкар-Оле носит имя Г. Константинова, давно ушедшего из жизни, реалии изменились, точнее сказать определились: где-то русским театрам живется не хуже, чем театрам статусной нации, а где-то живут так трудно, что им не до поездок в Россию. Фестиваль на несколько лет прекращал свою деятельность - трудности, в первую очередь финансовые, сделали его проведение невозможным. Но он возобновился благодаря нынешнему директору театра и фестиваля Сергею Московцеву, поддержке республиканского Министерства культуры, печати и по делам национальностей, которое возглавляет истинный театрал Михаил Васютин, благодаря местным властям и спонсорам.

Сегодня «Мост дружбы» приобрел своих зрителей и поклонников, своих постоянных участников, число которых каждый год расширяется. И едут сюда прежде всего за профессиональным общением. Все спектакли подробно обсуждаются членами жюри во главе с Людмилой Остропольской, что не все считают правильным - по большому счету, жюри не должно высказывать свое мнение до подведения итогов, но театры в обсуждениях нуждаются. И даже театры-гости, которые привозят свои постановки вне конкурса, порой настаивают на разборах. Гостевые спектакли - одна из традиций этого скромного, но очень дружественного по атмосфере фестиваля, среди них в последние годы были работы Казанского БДТ, Владимирской драмы, Московского Театра на Малой Бронной, Московского областного театра им. А.Н.Островского. В этом году свою «Женитьбу» показал Пермский театр «У моста», «Дом Бернарды Альбы» - Вологодский театр драмы, «С любовью не шутят» - Московский областной ТЮЗ.

Из гостевых спектаклей мне удалось посмотреть только «Дом Бернарды Альбы» Вологодской драмы в постановке Зураба Нанобашвили. Спектакль несколько лет в репертуаре, но режиссерски так точно простроен, что не утратил живого дыхания. Графичные мизансцены, жесткие акценты, внешняя сдержанность и внутренняя наполненность в существовании артисток - спектакль держит зрителей в напряженном внимании. Неожиданна молодая Альба - Марианна Витавская, женщина-воин, жертвующая своей женской сутью и счастьем дочерей во имя идеи правильности миропорядка.

В конкурсной программе спектакли представили йошкаролинцы (Русский театр драмы и Марийский ТЮЗ), постоянные участники фестиваля из Уфы, Бугульмы (Татарстан), Чебоксар (Чувашия) и новые знакомцы - театры из Сыктывкара (Республика Коми) и Караганды (Казахстан).

Академический театр драмы им. В.Савина Республики Коми (Сыктывкар) привез интересно задуманных режиссером Юрием Нестеровым и художником Аленой Володиной, но недовоплощенных «Романтиков» Э.Ростана. История Ромео и Джульетты наоборот (отцы, мечтая поженить своих детей, притворяются врагами - ведь иначе романтически настроенные чада ни за что не признаются себе во взаимной склонности) решается как театральная феерия (хотя жанр спектакля почему-то обозначен как пастораль). Здесь и маски с пантомимами (увы, молодые актеры неважно владеют телом), и акцентированная роль приглашенного «режиссера» - комедианта, который организует мнимое похищение девушки и геройство будущего жениха, здесь и введение нового действующего лица - Влюбленной стены (Людмила Мелехина), явно взятой напрокат из представления ремесленников из «Сна в летнюю ночь». Увы, интересная сценография и костюмы (зелень растительных гирлянд с розовыми цветами, взлетающие ввысь скамьи-качели, кринолин-клумба Стены) выполнены не слишком умело из слишком синтетических материалов, актеры сбиваются на штампы.

«Кукушкины слезы» - далеко не самая удачная пьеса из сорока двух, написанных А.Н.Толстым. В Карагандинском драматическом театре им. К.С. Станиславского ее под названием «Театральный роман'с» поставил несколько лет назад Дмитрий Горник (и поставил не впервые). Спектакль «устал», к тому же перенес многие вводы. Почему театр, впервые приехавший на фестиваль, выбрал именно эту работу, можно только гадать. Быть может, потому что вторичная мелодрама беспроигрышно пользуется успехом у непритязательного зрителя. И тем не менее, знакомство с замечательными артистами из Караганды оказалось интересным. Особенно хороши артисты-мужчины: Василий Злобин (Хомутов - смесь Обломова, Вафли, Барона и Подколесина), Иван Немцов (Яблоков - не потерявший совесть Расплюев), Иван Немцов-младший (Давыд Давыдович - уже скупивший и вырубивший вишневые сады Лопахин, вдруг влюбившийся не умозрительно, раз и навсегда) - его жюри наградило дипломом «Путь к успеху».

Не стала удачей и комедия Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке завсегдатая фестиваля, Бугульминского русского драматического театра им. А.В. Баталова. Спектакль совсем не искрится шампанским, хотя и здесь режиссер Алексей Молостов пытается использовать прием театра в театре (театрик-подиум в сценографии Дмитрия Хильченко обыгрывается весьма формально, маски замедляют действие), молодые актеры беспомощны, хоть и обаятельны, костюмы богаты, но технологически плохо выполнены, а порой их цветовая гамма грешит против вкуса.

Русский драматический театр Чувашии обратился к «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского. Автор инсценировки и режиссер Ашот Восканян стремился сохранить все основные линии романа, что привело к перенасыщенности спектакля, порой - к иллюстративному изложению его идей. Замечательна сценография Владимира Шведова: вместо гроба-комнаты Раскольникова - перевернутый, горизонтально положенный питерский двор-колодец, сужающийся к арьеру, окна по бокам и чернота вместо неба впереди. В спектакле много интересных актерских работ, особенно горячечный Раскольников Александра Смышляева, породистый Свидригайлов Вадима Валова, неожиданно неврастеничный Лужин Александра Володина, полная сдержанного достоинства Соня Татьяны Володиной (диплом фестиваля «Надежда»). Увы, первый акт из-за технических неполадок прошел как немое затемненное кино - артистов не было слышно, а порой и видно. Не заладилось с подзвучкой и светом. Что странно: сцена и зал чувашского театра намного меньше, чем в Йошкар-Оле, но чебоксарцы играют здесь не впервые, раньше всегда приспосабливались к чужому пространству и даже завоевывали гран-при.

Впервые успешно прошел на фестивале спектакль Марийского ТЮЗа. Режиссер Олег Иркабаев-Этайн, художник Валерий Чеботкин (его рисованные задники на маленькой сценке, помещенной на сцену, в сочетании с «реальным» реквизитом - искусны и ироничны - диплом за лучшую сценографию) абсолютно попали в жанр балаганно-сказового представления, поставив «Про Федота-Стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова с веселым озорством и остро-социальным подтекстом. В сложившемся ансамбле молодых артистов («Лучший ансамбль») безукоризненно солировал, став главным героем, Царь Александра Кожевникова (диплом за лучшую мужскую роль), а вел рассказ, не выпячивая себя, лукавый Скоморох Игоря Актуганова (лучшая мужская роль второго плана).

Академический русский театр представил только что поставленную комедию «Точка зрения» по малоизвестному сценарию Василия Шукшина. Московский режиссер Григорий Лифанов, похоже, сумел влюбить в себя труппу театра, актеры работают с удовольствием и азартом, которые передаются зрителям. В завязке этой сказочной истории - спор юных советских антагонистов, Оптимиста (Ярослав Ефремов) и Пессимиста (Евгений Сорокин), о человеческой природе. Его пытается разрешить Волшебник (Виктор Гришин), который напоминает античного бога и, как бог из машины, спускается на сцену из-под облаков. Герои становятся свидетелями и участниками трех вариантов сватовства (их разыгрывают одни и те же актеры): в представлении Пессимиста туповатые работяги напиваются и все заканчивается мордобоем; «правильное» сватовство происходит в сеье идеологически оболваненных интеллигентов и являет собой иллюстрацию самой примитивной советской пропаганды. И наконец, не удовлетворенный результатом эксперимента Волшебник, не сумевший примирить спорщиков, смешивает два варианта: работяги сватают дочь интеллигентов. В «Точке зрения» нет любимых нами шукшинских чудиков, все герои карикатурны, утрированны - автор выступает как злой сатирик. И все же подлинная, душевная жизнь людей, побеждающая жлобство и лицемерие, возникает в спектакле. Благодаря песням. Работяги поют за бутылкой самогонки. Интеллигенты - пусть и с видом просветленного идиотизма, но все же искренне выводят «И Ленин, такой молодой...» А в финале звучит «Калина красная», объединяя всех героев, лица которых постепенно очеловечиваются, теплеют.

Несмотря на то, что спектакль пока что не устоялся, на мой взгляд, это удача. Культура театра проявляется в остроумной, легкой сценографии Леона Тирацуяна (второй диплом за лучшую сценографию), в том, как актеры чувствуют предложенные режиссером разные стили существования, как они прекрасно, осмысленно двигаются, танцуют, поют. Кроме награжденных за лучший дуэт Юрия Синьковского и Наили Сулеймановой (Отец и Мать невесты), назову Дамира Закирова и Евгению Москаленко (Отец и Мать жениха), Евгения Кудрявцева (Дед), Сергея Васина (Непонятно кто) - отменные, мастерские работы.

Главным событием и открытием фестиваля стала «Гроза» Молодежного театра им. М.Карима (Уфа) в постановке Ирины Зубжицкой (лучший спектакль, лучшая режиссура, лучшая женская роль - Карина Ярмеева - Катерина, лучший дуэт - Людмила Воротникова - Кабаниха, Линар Ахметвалиев - Дикой). Режиссер освобождает классическую пьесу от быта, но не от живых, подлинно островских чувств. Метафорическая среда художника Елены Авиновой (металлический балкон с силуэтом храма над ним), точное музыкальное оформление (Ришат Сагитов) и хореография (Ярослав Францев) создают атмосферу неизбежной трагедии: давящей неволи и взрывных страстей, до поры скрытых, но готовых вырваться на свободу. Рассказывая историю Островского, Зубжицкая вроде бы точно следует тексту, ничего в нем не меняя, но открывает какие-то совершенно новые смыслы. Режиссер избегает обличительного пафоса: «темное царство» существует в спектакле как общая российская среда, уродующая судьбы не только горячих сердцем Катерины и Бориса (у Андрея Ганичева он - незаурядный, страстный молодой человек, достойный любви и способный ее дать), не только бессребреника, почти юродивого в своем подвижничестве Кулигина, который тоже очень молод (Дмитрий Гусев), но уже изуродовала и Кабаниху с Диким, любовь которых не случилась, и Барыню - бывшую Катерину, будто пришедшую из предыдущего века (Любовь Никитина). Когда Катерина после прощания с Борисом решительно уходит в глубь сцены, ее встречают молодые жители Калинова - обреченное поколение, которому все-таки предстоит жить. И возникает острое чувство современности происходящего.

«Мост дружбы» подарил радость встреч и открытий, не обошлось без огорчений и разочарований, споров и разногласий, но главная тональность этого фестиваля - чувство театрального единения, готовность театральных людей подставить друг другу плечо, протянуть руку.

 

Фото предоставлены Академическим русским театром им. Г. Константинова


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.