Прокопьевское время документального театра

Выпуск № 5-155 / 2013, Фестивали

Прокопьевское время документального театра

«Прямая речь» (художественный руководитель Елена Ковальская) - одно из направлений работы московского творческого объединения «Культпроект». Прокопьевский спектакль «Горько!» в жанре городской вербатим, показанный в рамках фестиваля, - итог состоявшейся в 2011 году лаборатории «Живому театру - живого автора», проведенной «Культпроектом». Столичная публика уже знакома с этим спектаклем: несколько месяцев назад его сыграли в московском Центре им. Мейерхольда во внеконкурсной программе «Золотой маски». Над «Горько!» работали два постановщика - Марат Гацалов и Вера Попова. И сразу три драматурга - Любовь Мульменко, Саша Денисова и Андрей Стадников. Впрочем, все, перечисленные выше, в каком-то смысле лишь координаторы. Актеры самостоятельно опрашивали своих знакомых, расшифровки этих диктофонных записей и стали текстовой основой. Что касается названия - создатели спектакля придумали, что все действующие лица в конечном итоге встречаются в ЗАГСе. В остальном - это подлинные истории из жизни горожан. «Горько!» - настоящая энциклопедия прокопьевской жизни. Спектакль густонаселенный, занят двадцать один актер. Герои - представители разных социальных слоев: от уборщицы до бывшего руководителя города. Калейдоскоп несочиненных судеб и характеров - смешных, нелепых, удивительных. И порой трагических. Из этих историй складывается непарадный портрет маленького шахтерского города.

Тех столичных гостей, которые впервые увидели спектакль на «Прямой речи», особенно удивила сцена: молодожены участвуют в диковинном обряде «добывания первого угля для семейного очага». Новоиспеченный супруг надевает шахтерскую каску с фонариком и разбивает кайлом завернутый в тряпку кусок каменного угля. Москвичи решили, что это придуманный эпизод, навеянный театром абсурда. Но обряд действительно существует. Такое вот ноу-хау сотрудников местного краеведческого музея для всех желающих. Жизнь в очередной раз оказалась удивительнее любой выдумки.

Роман Михайлов, например, читает историю своего персонажа с листа, хотя текст, безусловно, уже давно выучил. Он играет простого работягу, рассказывающего о своей неразделенной любви. Этот герой косноязычен, необразован, грубоват. Однако он не разражается потоком отборной брани в адрес отвергнувшей его женщины, как можно было ожидать. Не упрекает ни единым словом, находит в себе силы простить. Благородный человек, который даже не подозревает, что ему присуще это качество. Подзаголовком для «Горько!» могло бы послужить название пьесы Фугарда: «Здесь живут люди».

«Павлик - мой бог» - так называется спектакль, который привез на «Прямую речь» театр им. Йозефа Бойса. Драматург Нина Беленицкая и режиссер Евгений Григорьев, работая с архивными документами, переосмыслили советский миф. Спектакль восстанавливает историческую справедливость: Павлик не доносил на отца, злополучный донос появился в уголовном деле уже задним числом. Впрочем, речь не только и не столько об идеологии. Морозов-старший ушел из семьи. Папа главной героини спектакля (в этой роли Маргарита Кутовая), живущей в наши дни, тоже бросил жену и детей. Таня мечтает отомстить отцу, и именно поэтому объявляет своим героем, даже богом, Павлика Морозова. Он является к ней в виде гипсового изваяния. Художник по гриму Елена Деми и впрямь превратила Леонида Тележинского, играющего Павлика, в жутковатое подобие статуи с кроваво-красными ступнями.

Актер играет не подростка, а юношу. Как объясняет в спектакле сам Павлик-Тележинский, за прошедшие годы он мог и повзрослеть. В главном герое есть черты деревенского гопника. Вполне логично, если учесть, что родился он в простой деревенской семье; отец даже грамоте не был обучен. И все-таки его определяют не грубость и цинизм. Это наносное, подростковое. История Павлика - это история не прожитой жизни. Между Павликом и Татьяной - молодыми людьми из разных эпох - возникает что-то вроде влюбленности. Драматург и режиссер будто хотят вернуть, возместить персонажу то, чего он волею судьбы был лишен.

Вместо декораций в этом сюрреалистическом спектакле использована полукруговая видеопанорама.

Другой проект театра им. Бойса, включенный в фестивальную афишу, - «Узбек» Талгата Баталова (номинирован на участие в фестивале «Золотая Маска-2013» как «Лучший спектакль-эксперимент»). История о его собственной судьбе. Двадцатипятилетний Баталов - и автор, и режиссер, и исполнитель. Моноспектакль, как и можно догадаться, о мигранте. Впрочем, не о самом типичном. Приехал в Москву не из отрезанного от цивилизации аула, а из столичного Ташкента. Сын бывшего художника киностудии «Узбекфильм», он поступил в Москве на режиссерский факультет. По национальности татарин, однако в Узбекистане Талгата, как и любого, кто говорит на «великом и могучем», считали русским. Но стоило только оказаться в России - и он почувствовал себя узбеком. Таким же бесправным, как и любой его «среднестатистический» земляк - продавец шаурмы или строитель-гастарбайтер. В спектакле слово «узбек» - это не национальность, а социальное клеймо, как «зэк» или «бомж».

И снова документы, которые на сей раз публика смогла даже подержать в руках: во время спектакля Баталов вручал зрителям и просил передать по рядам аннулированный узбекский паспорт, отказ от гражданства, приписное свидетельство... За каждой бумагой своя история - невероятная; печальная или смешная. Порой даже криминальная. Переехавшие в Россию выходцы из бывших союзных республик попадают в какую-то особую реальность, о которой непосвященные имеют не только поверхностное, но и крайне искаженное представление.

В Узбекистане этот спектакль если и покажут, то очень не скоро. Пока зрители рассаживаются, из динамиков звучит рэп на узбекском языке. Уже одного этого достаточно, чтобы навлечь гнев властей: в этой стране рэп, как и тяжелый металл, под запретом. Судя по рассказу Баталова, легче перечислить, что в Узбекистане запретить еще не успели.

Перед Баталовым-исполнителем стояла крайне непростая задача: с одной стороны, свидетельский театр не предполагает какого-либо «актерствования», с другой - у Баталова есть театральное образование, которое за скобки не вынесешь. В «Узбеке» режиссерское, актерское и человеческое высказывания слиты-сплавлены в единое целое.

Герой не жалуется и не страдает; не впадает ни в пафос, ни в сентиментальность. Свою боль прячет за сарказмом и иронией.

Театр «Практика» сыграл на прокопьевской сцене спектакль «Бабушки» режиссера Светланы Земляковой (см. «Страстной бульвар, 10» номер 1-141, 2011г.)

Роли исполняют совсем молодые женщины, которые не пытаются во что бы то ни стало походить на немощных сгорбленных и шамкающих старушек. Играют не возраст, а характер, судьбу. В финале актрисы предстают перед зрителями без старушечьего тряпья - в одних ночных рубахах. Бабушки будто превращаются в бабочек - крылатых и грациозных. Душа человека, если только она жива, не может быть старой и некрасивой.

В кинопрограмме состоявшегося в Прокопьевске фестиваля два неигровых фильма, созданных воспитанниками Мастерской Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, - «Зима уходи» и «Клюквенный остров». Вторая работа рассказывает о многодетной семье, добровольно перебравшейся из мегаполиса в отдаленную опустевшую деревню. Герои «Острова» режиссера Елены Демидовой строят свою, совершенно параллельную государству жизнь.

В курилке москвичи с восторгом рассказывали, что в фойе гостиницы, в которую они заселились, три циферблата - лондонское, московское и прокопьевское время соответственно. Для гостей шахтерский город в Кузбассе - это мистическое занесенное снегом пространство «между Лондоном и Москвой». В столице ту же «Практику» посещает уже подготовленная публика. Многие зрители, пришедшие на фестивальные показы в Прокопьевске, никогда прежде о документальном театре не слышали. У них была возможность не только познакомиться с новой театральной эстетикой, но и обсудить увиденное; задать режиссерам и актерам вопросы. Зрительские суждения иногда наивны, но всегда предельно искренни. Способ существования актеров принципиально иной, чем в театре традиционном. Однако определенная часть публики упорно искала в спектаклях «психологизм» и «реализм». И находила!

После «Павлика» один из прокопчан, которого тоже зовут Павлом, признался: в детстве очень переживал, что является тезкой пионера, предавшего, как он тогда думал, отца.

Спектакли не оставили никого равнодушным. А это самое главное для театра, какую бы эстетику он ни исповедовал.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.