"Одна, но пламенная страсть..."/ Михаил Журков (Сыктывкар)

Выпуск № 5-155 / 2013, Лица

"Одна, но пламенная страсть..."/ Михаил Журков (Сыктывкар)

Десять лет назад, когда обаятельнейший Александр Байрон, - кумир многих сердец - еще выступал на сцене нашего театра - я как-то случайно заглянула на спектакль «Евгений Онегин», виданный много-много раз. В тот вечер партию главного героя пел не Байрон, как ожидалось, а студент пятого курса Нижегородской консерватории Михаил Журков. Какая мягкая, благородная манера исполнения, хорошая вокальная школа, отличная дикция! Да и в интонациях голоса - лирического баритона - было что-то, трогающее за душу. «А этот красивый молодой человек со временем может стать «звездой» театра», - подумалось мне. Через некоторое время мы снова увидели его - на этот раз в партии Эдвина в оперетте «Сильва». Было заметно, что молодой солист очень неуверенно держится на сцене, пока только тщательно «выпевает» нотный текст, и над собой ему еще работать и работать. Но талант был виден сразу, и большой потенциал - тоже. У Михаила появились первые поклонники и, конечно же, поклонницы. Тем временем Михаил заканчивал консерваторию. Надо сказать, что ему всегда везло с педагогами. Приехав из маленького шахтерского города, расположенного на севере Республики Коми, - Инты - в столицу республики, он поступил в Сыктывкарское училище искусств на вокальное отделение. Пятнадцатилетним подростком Михаил попал в класс маститого преподавателя - Сергея Павловича Маркова. В консерватории Журков обучался у замечательного мастера, профессора А.М. Седова. Особо полюбил Миша в консерватрии класс камерного пения. Преподаватель камерного класса увлекла молодого певца романсовой лирикой Шуберта, Шумана, Чайковского, почувствовав в юноше богатый внутренний потенциал, способность раскрывать тонкие нюансы поэтического и музыкального текста. Итак, молодой солист получил отличное образование.

Но начинать на сцене театра было ох, как нелегко! Наш театр, имеющий свою специфику (совмещение «серьезного» и «легкого» жанра), сразу потребовал всего: не только хорошо петь, но и танцевать, легко двигаться, органично «проживать» роль на сцене. Всему этому пришлось учиться буквально «на ходу», - постигая азы актерского мастерства, так сказать, в ускоренном режиме. Роль за ролью, шаг за шагом.

Первой серьезной работой Журкова в оперном жанре стала роль Сильвио в «Паяцах». Ясный, звонкий тембр молодого голоса гармонировал с образом пылкого влюбленного героя. И не случайно, что вскоре за эту партию Михаил был удостоен республиканской театральной премии «Дебют». В освоении сложной сценической науки помогали маститые коллеги - Елена Лагода, Ольга Сосновская, Юрий Главацкий.

Герои оперетты появлялись своим чередом: Эдвин, Тассило, Раджами, Данило, Орловский... герои были благородны, элегантны, превосходно одеты и... очень похожи друг на друга. Про Журкова по городу среди завсегдатаев театра ходили в ту пору такие разговоры: перспективный солист, поет отлично, но артист никакой - ни играть, ни двигаться на сцене совсем не умеет. И вот - мюзикл А.Журбина «Мышеловка»! Этот феерический спектакль сам по себе стал событием в театральной жизни города. А Журков!..играя роль Кристофера Рена, он явно наслаждался пребыванием на сцене: неврастеничный, неуравновешенный юный герой то скатывался кубарем по лестнице, то дико хохотал, то затевал драматические интриги. Что самое удивительное, молодой солист почему-то в этом спектакле не побоялся быть нелепым, смешным, диковатым - и оказался невероятно естественным и привлекательным. Вероятно, эта роль стала какой-то рубежной в творческой биографии Михаила: как артист Журков наконец-то обрел себя, раскрылся, почувствовал внутреннюю свободу. Результатом было получение государственной премии Республики Коми.

Следующей вехой в творческой биографии певца стало исполнение вокальных циклов Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Для такого города, как Сыктывкар подобная творческая акция была не лишена некоторого риска. Циклы Шуберта велики по объему, к тому же Михаил задумал спеть их на языке оригинала. Шуберт - один из любимейших композиторов. И ради этого певец был готов пойти на риск. Кстати, со временем выяснилось, что для Журкова кумиром в камерном исполнительстве является Фишер-Дискау. Так вот откуда эти проникновенные нотки, эта тонкость, этот благородный тон, интеллигентность, эта тихая нежная печаль!..

Михаил ввел традицию: ежегодно, ко дню своего рождения, в конце декабря, устраивать творческий вечер. Один из них надолго запечатлелся в памяти. Это был концерт музыки композиторов 18 века: в основном, звучали красивые, но малоизвестные произведения. И вдруг: «Алилуйя» Моцарта - ария, которую обычно поют...сопрано! Знающая публика, увидев в программе этот номер, была в недоумении: мало того, что ария написана для высокого женского голоса, так она еще и технически очень сложна - множество фиоритур, виртуозных пассажей. И тут случилось чудо. Границы пространства и времени сместились, и я вдруг оказалась в 18 веке - в веке камзолов и пудреных париков, а Михаил - придворный певец - пел арию Моцарта перед королями и вельможами... Исполнение было совершенным. Зал был потрясен и разразился овациями. Было какое-то особое ощущение подлинной художественности, попадания в стиль. Впоследствии певец неоднократно выступал с этой арией и всегда имел большой успех. Неоднократно Журков слышал в свой адрес выражение удивления подвижностью его голоса. После выступления в Калининграде голос певца полушутя даже назвали «мужским меццо-сопрано». Скорее все же это явление можно назвать «колоратурным баритоном» - искусство, распространенное в музыке XVIII века и почти полностью утраченное в наше время.

Видимо, не случайно самой блестящей, «коронной» партией Журкова стала партия Фигаро в опере Россини «Севильский цирюльник». Редко какой баритон справляется со всеми сложнейшими пассажами, написанными коварным Россини. А Журков - поет, да еще как! Да и с актерской точки зрения эта роль - одна из самых удачных. Солист буквально «купается» в ней, играя роль с явным удовольствием, азартом и чувством юмора.

В настоящий момент Михаил Журков в театре оперы и балета Республики Коми- звезда первой величины. Хочется особо отметить некоторые его работы последних лет. Прежде всего - это партии в операх Чайковского ( Елецкий в «Пиковой даме», Роберт в «Иоланте»), а также Жермон в «Травиате» Верди, король Альфонсо в опере Доницетти «Фаворитка», Марсель в опере Пуччини «Богема».

По прошествии десяти театральных сезонов, можно сказать, что Журков - артист-универсал. У него очень гибкая, отзывчивая и разноплановая актерская природа. Певец не прочь порой попроказничать, покуролесить: нарядиться в костюм Элвиса Пресли или Филиппа Киркорова, спеть эстрадную, мюзик-холльную или джазовую композицию. Кстати, о мюзиклах. Их спето уже невероятное множество. Одна из удач - роль Хиггинса в «Моей прекрасной леди» Ф.Лоу. В одной из последних ролей - капитана-исправника Дормидонтова в лайт-опере «Мертвые души» В.Пантыкина Журков, похоже, откровенно балуется, подчеркивая нелепость своего персонажа эпатажностью облика и сценического поведения.

Не так давно в своем традиционном декабрьском концерте он выступил с большой программой французской вокальной музыки.

Артист поддерживает себя в отличной физической форме. Он прекрасно двигается, танцует - подвижен, изящен и, если этого требует роль - даже грациозен. Не удивительно, что Михаил на данный момент - очень востребованный певец. Его часто приглашают для исполнения ведущих партий в различные театры России.

Михаил Журков - заслуженный артист Республики Коми, лауреат многих престижных конкурсов, в том числе - Всероссийского конкурса «Bella voce». В октябре 2011 года он участвовал в Международном конкурсе «Operetta-land» в Москве. Солист был удостоен диплома за высокое вокальное мастерство, высшей театральной награды от общества «Театрал», а в качестве специального приза певец получил от СТД сертификат на творческую командировку в Германии. Думается, что такая творческая поездка - еще одна чудесная возможность отшлифовать свои профессиональные умения, раскрыть новые грани таланта, зарядиться творческим вдохновением.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.