Н.Казьмина. "Здравствуй и прощай. Театр в портретах и диалогах"

Выпуск № 5-155 / 2013, Книжная полка

Н.Казьмина. "Здравствуй и прощай. Театр в портретах и диалогах"

Редактор-составитель А.В. Заславская. Предисловие и примечания В.О. Семеновского. М.: Navona, 2012.-424 с.

 

26 ноября 2012 года, строго в день первой годовщины со дня внезапной смерти замечательного театрального критика Натальи Юрьевны Казьминой (1956 - 2011) московская издательская группа «Navona» в торжественном и уютном главном фойе Театра имени Евг. Вахтангова, при содействии его чуткого руководства и при стечении множества театральных деятелей, семьи, друзей и коллег Наташи, провела презентацию сборника ее статей «Здравствуй и прощай. Театр в портретах и диалогах».

Сборник был составлен как дань памяти талантливому человеку, любившему театр глубоко и бескорыстно.

Инициаторы издания, редактор-составитель Александра Заславская вместе с автором предисловия и примечаний Валерием Семеновским, много лет сотрудничавшие с нею в разных изданиях, отобрали в объемистый том далеко не все, что было написано Н. Казьминой о театре за три десятка лет, которые она успела прожить в профессии. Но то, что в книгу вошло, неизменно значительно для каждого театрального человека.

Герои сборника, известные и очень разные люди театра - актеры и режиссеры, чье творчество определило динамику театрального процесса нескольких десятилетий в его повседневности, а по существу, в историческом развитии. Сам этот процесс тоже стал героем сборника.

В Наташиных текстах, размышлениях и беседах об искусстве всегда вызывали доверие и подкупали не только наблюдательность или изящество слога, хотя это вполне объяснимо, ведь училась она на журфаке МГУ. В той же степени привлекали в них отчетливость мысли и ясность позиции. А еще доказательность и умение, определяя явление, найти единственные слова.

Она всегда сосредотачивалась на сути, увлекая внятностью своих рассуждений, в которых никогда не было самолюбования.

Вспоминая Наташу, кто-то заметил, что ей был природой дарован настоящий театральный инстинкт.

Но многие из нас, даже обладая чем-то подобным, делают со своим даром, что Содом не делал с Гоморрой. А Наташа, обнаружив способность видеть всю творческую «механику» театра изнутри, не взирала на него с пошлого тусовочного ракурса. Она вдумчиво и ответственно соучаствовала в происходящем, естественно сочетая в своем подходе разум и юмор, смелость и деликатность. Она могла быть ироничной, но всегда оставалась ответственной. При очевидной любви и пристрастии к определенным явлениям и персонажам, не опускалась до кликушеского «тупика».

В ее грациозных текстах не было кокетства. Искренность интонации рождалась не только пластичностью литературного стиля, но и благодаря завидному творческому покою.

Наташа сама говорила, что критика для нее не сфера влияния или обслуживания, она - сфера впечатления. Поэтому ее анализ не превращался в бездушный вердикт, а был полезен для общего дела.

Это в ней ценили все практики театра, особенно режиссеры.

Об этом говорил в своем аудиопослании не вырвавшийся на презентацию Константин Райкин. То же говорили все, кто вышел в тот день к микрофону: Валерий Семеновский и Михаил Левитин, Борис Поюровский и Кама Гинкас, Генриетта Яновская и Евгений Князев, Василий Лановой, Павел Любимцев, Алексей Симонов и Александр Вилькин.

Наташа сочетала работу в Институте Истории Искусств и заботы завлита в театре «Эрмитаж», где служила последние три года. Легко и плодотворно включалась и в другие проекты. Ее научные интересы замечательно «подпитывались» самой, что ни на есть, повседневной практикой театра.

Из этого многообразия сборник и сложился. Он мог бы быть промежуточным итогом, а стал, увы, финалом жизни в искусстве. Жизни короткой, но прекрасной.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.