Воронеж. Обретение духа

Выпуск №6-156/2013, В России

Воронеж. Обретение духа

В Воронеже не просто для театралов и ценителей народной песни, для ищущих смысл бытия, в последние годы событием являются дипломные проекты, которые студенты защищают в академии искусств у Галины Яковлевны Сысоевой. И каждый раз кажется: все - предел! Невозможно превзойти последующим только что представленное - история, литература, предания, духовная сила, философия сказа, песни являются у молодых в таком единстве, что вселяется зрителю любого возраста неколебимая вера в завтрашний приход здравомыслия, порядочности, честности, возрожденных из славного российского прошлого. Равных по изучению и попытки возвращения в культурный обиход народного духовного бытия в стране просто-напросто нет. Об уровне мастерства и фундаментальности научного обоснования говорит хотя бы то, что ежегодно без предварительного просмотра «дипломников» из Воронежа на гастроли приглашают Московский историко-этнографический театр и духовный центр Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга.

На сей раз для выпуска 2013 года Галина Яковлевна написала пьесу о житие Марии Пещерокопательницы из Белогорья Воронежской губернии. Это русская Мария Египетская, которая в грехе провела почти всю жизнь. Но в 1790 году, почти в шестидесятилетнем возрасте задумалась Мария Шерстюкова о Боге, спасении души. Озарение пришло в Киево-Печерской Лавре, где она прожила около года и поняла - самозабвенная молитва в пещерах может спасти не только ее, но и других поправших законы, данные Господом.

Ее, «колдунью» и развратницу, хорошо знали в селе, поэтому и восстали против нее земляки, когда узнали, что она взялась за святое дело - копать в меловых кручах над Доном близ хутора Кирпичи пещеры под православный храм. Стали ей в трудах помогать несколько человек. Хоть ею и было получено благословение от старцев Киево-Печерской Лавры, местные священники обвинили ее в расколе, виновницей порождения смуты среди православных. Гонения со всех сторон. Письма о ее не прекращаемых «безобразиях» дошли до царя. По указу Александра I была создана комиссия по расследованию того, чем занимается Мария. В спектакле, как и в жизни Марии, всей округи, это самый кульминационный момент. Толпа собралась на праведный суд над восьмидесятилетней Марией. Немая сцена под стать финальной в «Ревизоре» Гоголя - царь признал Богу угодными деяния Марии и выделил ей две с половиной тысячи серебром на строительство надземного храма над ее пещерами. К концу своего жизненного подвига Мария докопалась до пещер, которым положили начало несколько столетий назад гонимые христиане. К ним прибавились восемьсот метров, вырытые Марией с сестрами во Христе - итого в Белогорье возник самый крупный в Европе пещерный храм в меловых горах. Около двух с половиной километров четко спланированных ходов...

...Премьерный показ духовного спектакля по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия состоялся в Белогорье Подгоренского района. Зрители - иеромонах Симон с братией возрождающегося Воскресенского Белогорского мужского монастыря, верующие не только из близлежащих сел, но и из соседних районов. Студенты не играли - они не артисты. Проживали судьбы своих героев. Г.Я. Сысоева говорит:

- Старалась роли распределять просто по характеру, которым наделен от Бога каждый мой воспитанник. Кажется, что-то получилось, если зал после окончания спектакля встал в слезах и не знал, как на все увиденное реагировать? Аплодировать?! Вроде бы, не театр. «Выручила» молитва, которая звучит в завершении - ее пели все присутствующие.

...Кажется, не по силам духовные высоты, но их все же смогли представить пропустившие через свои сердца, души все сложности - Таисия Щербатых (Мария Пещерокопательница), Мария Тихонова (сиротинушка Дашка, детским сердцем первая определившая святость Марии и под ее влиянием ушедшая в монастырь), Дарья Литвиненко (мудрая, сердобольная, приютившая сироту), Кристина Лазарева (хитроватая бабушка-золотарка), Мария Репина (Ольгушка, исцеленная Марией от падучей), Александра Гайдаш (неблагодарная Полина Фроловна, мать многострадальной Ольгушки), Валерия Даутова (сваха, которых в нынешние времена днем с огнем не сыскать), Татьяна Молчанова, Светлана Филонович, Александра Попова, Анастасия Филатова, Мария Малеченкова, Татьяна Ступина, Виктория Грецова, Надежда Фунтикова, Ольга Савина, Надежда Гусарова, Галина Лукашевич, Юлия Беляева (то очаровательные и мудрые хохлушки, то злые на языки бабы, чернички, жены «вольных» казаков - ни одну не уличишь в неискренности при особом понимании своего места в жизни), Евгений Козько (голова, талантливый слуга царю и Отечеству), Михаил Гребенников, Юрий Голубятников, Александр Гладченко, Михаил Олейников (колоритные казаки - что спеть, что сплясать, что на лютне сыграть, что ум вперемежку с дурью показать)...

...Песни, казалось, давно утраченной старины. Они студентами записаны здесь. Здесь весной будут снимать фильм об особенностях уходящего быта. Много нового не только воронежцы узнают от Сысоевой и ее воспитанников. Что за глупость и брехня такая, что на свадьбах пить нельзя?! Завсегда пили, пьем и пить будем! Научные изыскания свидетельствуют об ином - до революции зазорным в селах считалось на свадебные столы выставлять спиртное. Наливалась до краев одна солидная чарка - пригубляли все (хоть 200, хоть 300 или более того человек на свадьбе!). Этого ритуального «пития» хватало всем. Больше не наливали. Оказывается, в моей родной Козловке самогон начали гнать в войну - «опыт» завезли беженцы с Украины...

...Монах Антипа рассказывает: в знак благодарности пещерокопательница храм посвятила благоверному князю Александру Невскому - небесному покровителю императора. Когда Шерстюкова была в Киево-Печерской Лавре, в изумлении застыла перед неведомой иконой и спросила у проходившей монахини - что это за икона? Услышала: "Мария обрете благодать у Бога" «Да не про себя я спрашиваю - про икону», - повторила она, видно, глуховатой монахине. Но оказалось, что именно так именуется редкий образ Богородицы. И когда освящали храм, одной благодетельницей именно эта икона была подарена монастырю. По молитвам у этого образа происходили исцеления, обретались ответы на многие жизненные вопросы. В годы атеистического мракобесия икона, считалось, была безвозвратно утрачена. Чудо произошло накануне. В Воронеже к одному из священнослужителей обратился неизвестный: «В нашей семье долгие годы хранилась икона «Мария обрете благодать у Бога», я ее решил передать туда, откуда она к нам пришла - в Белогорский монастырь»...

Главный режиссер Воронежского театра юного зрителя Александр Латушко предложил Галине Яковлевне сотрудничество - включить спектакль «Мария Пещерокопательница» в репертуар театра. В зимние каникулы студенты уже проехали со спектаклем по некоторым районам.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.