Ставрополь. Обручение с театром

Выпуск №6-156/2013, В России

Ставрополь. Обручение с театром

Диалог до начала спектакля.

- И чего привели? Лучше б денежку дали.

- Да, зарплату хотя бы - я на большее не рассчитываю...

Подобный диалог обычный для случаев, когда в театр идут не по билетам, а «от организации» по случаю корпоративного праздника. Между тем, на сцене за зеркальными перегородками (они, оказывается, еще и прозрачные) стала угадываться жизнь.

- Внимание, всем участникам кастинга, проходящим отбор, просьба пройти на сцену, - объявило «закулисье». Зеркальные перегородки трансформировались в зеркала репетиционного зала, а на сцене закипела-зашумела-задвигалась молодежная кутерьма. Ждали результатов кастинга, которые должен сообщить известный хореограф Александр Владимирович Новиков, роль которого исполнил его тезка, заслуженный артист РФ Александр Ростов. Столичный режиссер появился незаметно и по-будничному просто. Объявил имена оставшихся претендентов. Перед тем, как просмотреть приготовленные участниками номера, каждого попросил рассказать свою историю - даже в кордебалете нужны не просто хорошие танцоры, а артисты (или соратники?). Участники кастинга рассказывают и показывают. А потом все вместе репетируют финальный танец будущего спектакля. Вот, собственно, и весь сюжет спектакля, следует пояснить, - осознанно вторичный.

Сорок лет назад хореограф Майкл Беннет поставил мюзикл «Кордебалет», героями которого стали актеры «второго ряда». Беннет записал реальные жизненные истории претендентов на участие в спектакле и написал сценарий, где артисты не чужой текст озвучивали, а в сущности рассказывали про себя. Юрий Еремин создал оригинальный сценарий, в котором действие перенесено в музыкальный театр российской глубинки.

В Ставрополе спектакль поставлен режиссером С. Гонзирковой при художественном руководстве Ю. Еремина.

Он честен; в нем нет страшилок и изрядно надоевшего ерничества «про нашу жизнь». Процесс кастинга - не унизительная процедура «естественного отбора» («Коммерсант»), а возможность высказаться, показать себя. Успех каждого конкурсанта как бы измеряется отношением к творчеству. Конкурсанты - не безграмотные провинциалы, которые не знают, кто такой писатель Куприн, а нормальные ребята: хорохорящиеся, скрытные, стеснительные - всякие, но НОРМАЛЬНЫЕ.

В обоих вариантах молодежная компания - приезжий интернационал. Для столицы приезжие - явление традиционно слегка презираемое («Понаехали тут...»). Для Ставрополя и края, граничащего с восемью регионами (в том числе Чечней, Ингушетией, Дагестаном), где проживают представители более ста народов и национальностей, интернационал - исторически сложившаяся реальность. Вот почему среди участников кастинга имеет значение лишь то, что участник умеет.

Иван Хорунжий (А. Черепов), паренек, воспитанный бабушкой в станице, похоже, с младых ногтей впитал казачью культуру. Его танец, притопы и молодецкая стать вызывают у зрителей прямо-таки взрыв восторга. И так же благодарно зал аплодирует вдохновенному танцу беженца из Карабаха Дмитрия Хачатурова в мастерском исполнении В. Таранова. «Своя» для участников и организаторов кастинга даже сибирячка в цветастых шароварах «унисекс» Павлина Мужжухина. Она - словно палочка-выручалочка в условиях непростого театрального быта. Нужно что-то подшить, приготовить, постирать - нет проблем.

Герои в большинстве своем уже приобрели кое-какой жизненный опыт. Нескладный увалень в канотье и клоунских штанах на помочах Борис Васютин, сынок благополучных родителей, решительно отделил себя от навязываемого благополучия и уехал в другой город. В оригинальном танце ловкого клоуна с тросточкой Д. Ушанев, исполняющий эту роль, самодостаточен без папиных миллионов. Первый драматический опыт пережила в своей жизни Вера Ярошенко (О. Винникова). После неудачного брака с иностранцем она вернулась из Африки с ребенком на руках. Танец под песню Высоцкого «Чуть помедленнее, кони» для участницы кастинга - новое утверждение в жизни, освобождение, как выздоровление...

Другие участники кастинга - словно часть природы. Северянка Мария Абарова - эту роли исполняет Маша Рыбина - солнечный персонаж. В зажигательном танце самбо смешливая девчонка вмиг преображается в полную внутренней энергии, грации и достоинства артистку. Буквально выкатывается на сцену маленькая бурятка Айдархан. Она забыла диск с музыкой, под которую должна танцевать, но не смутилась и под заданный себе ритм тут же с немыслимой скоростью стала отрабатывать номер в стиле хип-хоп. В исполнении юной артистки Ольги Буряк эта девушка словно вихрь, пронесшийся по сцене.

Молодой хореограф-постановщик Татьяна Глигор прежде всего имела в виду, что танец - продолжение личности каждого. Это тем более дорого, что молодые актеры еще даже и не актеры в полном смысле слова, а вчерашние студийцы. Приход на кастинг в спектакле - это, скорее, шанс проявить себя, чем средство прорваться к «звездной» жизни.

Хореографические номера - главная удача спектакля. Через танец, короткое общение с хореографом не только проявляются характеры героев, но и меняются их ориентиры. В гомонящей толпе зритель сразу выхватывает крепкого парня в спортивном костюме (Эдуарда), который существует как бы отдельно от всех. Эта отстраненность, несуетливая медлительность становятся понятными, когда выясняется, что его отец, артист балета, бросил профессию. Умирая, он признался сыну, что только на сцене был счастлив. Именно в ходе беседы с хореографом у парня, с детства занимавшегося балетом, созревает решение продолжить дело отца. Эдуард собирает вещи и уходит. Здесь кастинг - как точка возврата к себе настоящему. Он стучался не в ту дверь. Тамерлан Коченов в этой роли очень убедителен. Укрепляется в своем выборе и Григорий Харитонов, который делится с Новиковым главной тайной жизни. Он не такой, как все. Гей. Сознание то ли греха, то ли черной метки едва не привело парня к самоубийству. Только в танце, который сам по себе - торжество музыки и пластики - он преображается. И абсолютно иного рода номер артиста оперетты Бориса Шмелева в исполнении И. Калинина. Действие будто переносится на подмостки провинциального театра музкомедии. Хорошо выученные движения. И - ничего, кроме неоправданных амбиций псевдопремьера провинциальной сцены.

Единственный образ, выбивающийся из общей ткани спектакля, - роль Елены Мертвищевой (Ю. Бескровная). В серой, застегнутой на все пуговицы кофтенке и балетной пачке с сереньким неряшливым хохолком на макушке, Мертвищева не просто смешная, а по-клоунски уморительная. В спектакле это единственный «фрик» (человек со странностями, необычным иногда вызывающим стилем одежды). Но когда, сбросив уродливую кофтенку, Елена остается наедине с музыкой и поднимает руки, это уже и не руки - расправленные крылья, и сам танец - не танец, полет. Метафора прозрачна. Как в сказке Андерсена, гадкий утенок превращается в лебедя; талант волшебным образом преображает человека.

В спектакле С.Гонзирковой и Ю.Еремина много дарований объединяются в едином порыве, возникает общность, сметающая на своем пути все наносное и фальшивое. Таков смысл финального танца - одно общее движение вперед с одним темпом, ритмом, на одном дыхании. Исполнитель главной роли А. Ростов лишен внешнего блеска. Он не юноша и не патриарх, он просто мастеровитый режиссер-постановщик, пришедший сделать свою работу. Умения красиво двигаться, по мнению Новикова, для танцора мало, должна быть душа. Он не может, да и не считает нужным соревноваться с молодыми в искусстве танца. Его задача «развязать язык» тела и души артиста. Как опытный психолог, Новиков «вынимает» и предъявляет зрителю радость и боль каждого участника. Одних врачует, у других снимает маяту неуверенности, третьему помогает уйти, чтобы обрести себя. Все это заслуженный артист России Ростов делает деликатно, спокойно, уверенно. Лишь раз он позволяет эмоциям выйти из-под контроля - когда отказывает в дальнейшем участии в кастинге приме провинциальной музкомедии Тимуру Шмелеву. С настойчивостью, достойной лучшего применения, тот старался напомнить Новикову о покинувшей его жене, Маргарите. Она появляется, когда кастинг уже закончен. Прима с европейской известностью раскаялась и просит бывшего мужа дать ей возможность поработать хотя бы в кардебалете. Изящная, пластичная, изысканная Е. Днепровская играет не потерянную и отвергнутую артистку и женщину, а судьбу. После оглушительного успеха ее героиня бросает все, чтобы вернуться к любимому. Это и есть для нее главное. Банально? Может быть, но ведь и жизнь человека в своих привычных приоритетах ( жить не по лжи, любить семью, не предавать и не воровать) тоже банальна. Они танцуют. Этот танец не последний всплеск страсти, а новое обретение друг друга.

Второе действие проигрывает первому в зрелищности, но в нем есть попытка нащупать внутренние связи между героями, которые складываются в общий положительный баланс. Помогает «сшивать» действие воедино самый странный в этом спектакле персонаж, старый актер Адам Васильевич, роль которого исполняет заслуженный артист РФ В. Аллахвердов. Первый раз появляясь во время кастинга, он ищет оброненное на сцене обручальное кольцо. В другой раз наблюдает за репетицией финального номера, а затем пристраивается к танцующим. Во время девчоночьей свары Адам Васильевич останавливает разошедшихся конкурсанток, чтобы пристыдить их: «Я же вами любовался, восхищался и вдруг такое... Вы забыли, ведь вы в храме!» - и палец вверх... Адам Васильевич - в спектакле ставропольцев - не «призрак драмы» и не чеховский Фирс, забытый, оставленный умирать в заколоченном доме. Он живая часть театра, его совесть, а в чем-то и мерило нравственности.

Диалог после корпоративного спектакля:

- Какой удивительный спектакль. Все просто, а на самом деле и сложно. Взять старого артиста. Ты подумай, не зря же Адам Васильевич все время ищет обручальное кольцо и только в самом конце его находит. Он обручен с театром.

- Кто его знает... А сходили не зря. Хороший спектакль, жизнерадостный.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.