Куклы так похожи на людей /VI Международный фестиваль театров кукол "Белгородская забава - 2012"

Выпуск №6-156/2013, Фестивали

Куклы так похожи на людей /VI Международный фестиваль театров кукол "Белгородская забава - 2012"

Рассказывать об этом фестивале легко и трудно одновременно. Легко, потому что он, завершившись совсем недавно, еще не успел стать архивным достоянием истории, а продолжает царить и ликовать в сердцах тех, кому посчастливилось стать участником этого удивительного праздника. Но и трудно - по той же самой причине: эмоции играют пока в памяти, словно пузырьки в бокале, только что откупоренного шампанского, и споры от увиденных спектаклях еще слишком горячи, и грусть от расставания не успела растаять.

С добрыми чувствами и разъезжались участники «Белгородской забавы - 2012», отмечая и то, какой красивый, необыкновенно ухоженный у нас город, и то, как тепло, искренне, доброжелательно принимали всех устроители фестиваля. Причем судейских коллегий на этот раз было две. В одну вошли именитые критики из Москвы, известные режиссеры и деятели искусств. В другую - юные друзья театра из белгородских школ, которые успели и спектакли посмотреть (а они каждый день шли на разных сценических площадках, да еще по 4 - 5 представлений) и для каждого коллектива подарки, сделанные собственными руками, подготовить.

Фестиваль и задумывался как праздник для всех без исключения. Для зрителей - это прежде всего радость встречи с волшебным миром искусства, для самих кукольников - возможность дружеского и главное - творческого общения.

Изначально «Белгородская забава» задумывалась как фестиваль театров кукол из славянских государств. Но художественный руководитель нашего театра кукол Наталья Репина, изучая историю фестивального движения в Белгороде, задумалась, а не попробовать ли расширить географические и национальные горизонты «Белгородской забавы? Ведь только в одной России живут сотни народов. Достаточно вспомнить, как влюбились мы на IV фестивале в театр из татарского города Набережные Челны. Как старых, добрых друзей встречали их и на этом. И не только их, но и один из старейших татарских театров «Экият» из Казани, театр из Дагестана, Мордовии. Другие российские театры тоже не остались без внимания, так же, как коллективы из Белоруссии и Украины. Их мы ждали с особой надеждой. Ведь именно спектакли из этих стран всегда поднимали творческую планку на прежних фестивалях. Вот и на нынешнем - зрители увидели очень неожиданную, чрезвычайно изобретательную (правда, неоправданно затянутую) постановку из Могилевского театра (режиссер И. Казаков, художник Т. Нерсесян) «Волшебная кисть». Ждали и «Поминальную молитву» из Гомеля в постановке Григория Гольдмана, который у белгородских кукольников вызывает особое чувство симпатии. К сожалению, многим этот спектакль показался очень монотонным и скучным не по теме, а по исполнению. И уж совсем непонятно было, для чего режиссеру понадобились куклы, которые, казалось, только мешали артистам и несли лишь иллюстративную функцию.

Другое дело - спектакль Харьковского государственного академического театра кукол имени В.А. Афанасьева «Майская ночь» по мотивам повести Н.В. Гоголя в постановке совсем молодой, но такой талантливой Оксаны Дмитриевой. Когда-то Андрей Макаревич в одной из своих песен заявил: «Куклы так похожи на людей». Они и в самом деле похожи. Однако на сцене живут все-таки по своим законам. И как важно, чтоб артист при этом был не просто кукловодом, проводником их эмоциональных переживаний, а настоящим партнером. И именно такое гармоничное партнерство мы увидели в «Майской ночи», где актеры и куклы не затмевали друг друга, а напротив дополняли, рождая новые интереснейшие краски в прочтении такого хрестоматийного произведения. Не случайно именно этому спектаклю был присужден Гран-при «Белгородской забавы - 2012».

Но Украину на прошедшем фестивале представляли не только кукольники из близлежащего Харькова, но из далекой Винницы, а также столицы солнечного Крыма - Симферополя.

Но как бы ни далека была от нас Винница, все-таки ее не сравнить со знойным Средиземноморьем, где кипят итальянские страсти и звучат самые красивые песни в мире. Особенно в Неаполе. А именно из этого овеянного легендами города приехал к нам Гасперо Назуто. Театр, которым он руководит, называется Неаполитанский традиционный театр кукол, что совсем не значит, что «нетрадиционным» для кукольников пьес здесь нет места. Например, совсем недавно Гасперо сотоварищи выпустили премьеру «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта. Обращаются артисты и к другой серьезной западноевропейской драматургии. Однако организаторы «Белгородской забавы - 2012» попросили привезти на фестиваль что-нибудь традиционное и, желательно, сугубо национальное. Гасперо с радостью согласился. Как сказал сам итальянский актер, он и в России побывал впервые. Жаль, удалось посмотреть на Москву только из окна такси, когда ехал из аэропорта Шереметьево в Домодедово. Зато Белгород за неделю и рассмотрел, и полюбил, и успел подружиться не только с белгородцами, но и кукольниками из других театров, которые наперебой приглашали его на свои фестивали. И, разумеется, не за красивые глаза. А за то, что дал возможность совершить творческое паломничество к истокам балаганного театра кукол. Вы, наверное, уже догадались, кого он привез к нам в гости? Ну, конечно, Пульчинеллу - старшего брата нашего Петрушки, такого же забияку и острослова, который, правда, изъясняется на неаполитанском диалекте. Именно так он и завлекал публику на итальянских площадях четыреста и пятьсот лет назад. А всех героев исполнял, как правило, один актер. Вот и Гасперо в этом смысле не отошел от вековой традиции ни на йоту.

Но поразило не только это. А еще и то, как один артист на протяжении всего представления умудрялся управляться с таким количеством кукол.

Впрочем, в «Петрушке», простите, «Пульчинелла-ди-Маре» язык, как таковой, практически, был не важен. Все понятно и так. Зато перед спектаклем «Соловей» (по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена) театра кукол «На колесах» из Паневежиса были некие сомнения. Поймут ли юные зрители, да и их родители философский смысл сказки-притчи, рассказанной на литовском языке. Детей ведь никакими уговорами не убедишь, если неинтересно или что-то непонятно. Начнут галдеть, ходить между рядами - и спектакль уже не спасти от провала. Паневежский «Соловей», по счастью, избежал подобной участи. Да что там избежал - выиграл. В зале установилась почти небывалая для детских представлений тишина. Завораживали не слова и даже не смысл сюжета, а экзотическая магия, которая царила на сцене. Не удивительно, что этот спектакль был отмечен сразу двумя наградами жюри: за лучшую сценографию - художник-постановщик (он же и режиссер) Виталиюс Мазурас, и «за лучшее музыкальное оформление, - композитор Фаустас Латенас, который сегодня является еще и атташе по культуре в Литовском посольстве в Москве.

Но и художественный руководитель паневежского театра «На колесах» Анастанас Маркуцскис - лауреат одной из самых престижных премий в мире кукольников имени Андерсена не только не скрывает, но и гордится своими связями с Россией и Украиной. Когда в первый день фестиваля его спросили, откуда он так хорошо знает русский язык, радостно «отрапортовал»: «Ребята, я же служил в Советской Армии, в Чернигове». А через несколько лет закончил режиссерский курс в Ярославском театральном институте народного артиста России Станислава Железкина, который, кстати, в ближайшее время приступит к работе над новым спектаклем в Белгородском государственном театре кукол. Но еще неожиданнее стала для многих французская история, которую мы узнали на этом фестивале.

Театральная компания «XZAPT» под руководством Мишеля Розенмана существует в пригороде Парижа вот уже тридцать лет. Ведущая актриса французского театра Элен на самом деле вовсе не Элен, а наша русская Лена Гусева. И не просто русская, а ученица народного артиста России, дважды лауреата Государственной премии Валерия Вольховского, который в свое время был основателем и первым главным режиссером Белгородского театра кукол, а позже прославил Челябинский и Воронежский театры (которые сегодня носят его имя) на весь мир. Именно Валерий Аркадьевич познакомил когда-то в Воронеже Мишеля и Елену, благословив их на совместную работу. Насколько замечательным стал этот творческий дуэт, мы могли убедиться, посмотрев спектакль «Мой маленький братик не такой как все», поставленный по повести французской детской писательницы Мари-Элен Дюваль. В основе этого произведения - история зайчонка Дуду, который страдает болезнью Дауна. Для российского зрителя тема несколько неожиданная. Но создатели спектакля сумели раскрыть ее без показной слезливости и тени назидания, очень тонко, деликатно, по-доброму. За что и были удостоены специального диплома фестиваля «За гуманизм и добросердечие». Вместе с ними разделил эту победу и заслуженный художник России Александр Ечеин, ставший художником-постановщиком спектакля своих французских друзей. Его с ними много лет назад тоже познакомил Валерий Вольховский.

А на этом фестивале Александр оказался самым востребованным художником. В его оформлении мы увидели совершенно искрометную работу Воронежского театра кукол (а другой от воронежцев никто и не ожидал), поставленную Владимиром Козловским по сказке известного российского драматурга Михаила Супонина «Бука», а еще «Бременских музыкантов» Саратовского театра кукол «Теремок» (режиссер-постановщик, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Геннадий Шугуров).

Признаюсь, когда узнала, что такой театральный мэтр, профессор прославленной Саратовской консерватории собирается показать на Международном фестивале «Бременских музыкантов», расстроилась несказанно. Подумалось, так много слышала о поставленном им «Щелкунчике» Э.Т.А. Гофмана и еще больше о «Стеклянном зверинце» Т. Уильямса... И вдруг - такая заезженная пьеса. Что, собственно говоря, нового смогут рассказать нам в этой истории создатели спектакля. А ведь рассказали! Да так, что любимый мультфильм показался всего лишь талантливой раскраской. Режиссер вместе с художником создали как бы спектакль в спектакле, который прямо сейчас разыгрывают для нас средневековые артисты-кукольники, чем-то напоминающие героев картин Брейгеля. А как работали молодые актеры - просто песня! Недаром «Бременские музыканты» саратовцев стали настоящей сенсацией прошедшего фестиваля и собрали целый урожай призов: «За лучшую режиссуру», «За актерский ансамбль» и сразу два диплома «За лучшую мужскую роль»...

Дипломы за лучшую женскую роль достались, правда, Екатерине Касабовой из Махачкалы, исполнившей в «Гадком утенке» В. Синакевича роль мудрой мамы Утки и Наталье Богомазовой - актрисе Брянского театра, перевоплотившейся в спектакле-концерте «Цирк Шардам» Даниила Хармса в персонаж мужского рода, а именно в директора-распорядителя диковинного цирка. И достался совершенно оправдано. Будь моя воля, я бы и художника-постановщика Ольгу Сидоренко наградила. Ведь каждая ее куколка в этом представлении как произведение искусства. Труппа Брянского театра на этом фестивале особенно всех порадовала. По прежним «Белгородским забавам» мы знали, что дела в Брянске обстоят не лучшим образом. Но вот переехал из Москвы молодой главный режиссер Роман Акинин, обновился актерский состав, и Брянский театр кукол будто ожил, заиграл новыми идеями, красками.

Жаль, что такого творческого обновления не происходит в Орловском театре кукол. Что ни «Белгородская забава» - то орловцы привозят более чем беспомощные спектакли. Даже новые постановки выглядят так, будто пришли на сцену лет этак 30 - 40 назад, когда совсем иная эстетика правила бал в провинциальных театральных труппах. И не только провинциальных. Многие участники «Белгородских забав» помнят, какое удручающее впечатление оставила на одном из фестивалей «Сказка о золотой рыбке» Московского городского театра кукол. Не стала откровением на нынешнем празднике в Белгороде и та же сказка Курского театра кукол в постановке О.Лелявского. Зато, какой восторг вызвал у всех спектакль-игра, «Крыша ехала домой» детского интеграционного театра «Куклы» из Санкт-Петербурга, поставленный режиссером Т. Сааковым и художником Е.Кочуровой по стихам Юнны Мориц.

К сожалению, невозможно даже очень конспективно рассказать обо всех спектаклях, поделиться и сотой долей впечатлений, которые подарил нам прошедший фестиваль. Ведь впервые Белгород принимал одновременно сразу двадцать театров из разных городов и весей. Приятно, что и работы белгородских кукольников «Аистенок и пугало», а также «Я тогда гостила на земле» не потерялись на таком большом и авторитетном театральном форуме, нашли своих поклонников у друзей-коллег и зрителей. Будем надеяться, что на следующем фестивале белгородцы заявят о себе еще более яркими и талантливыми спектаклями. Говорят, обещанного три года ждут. А следующая «Белгородская забава» как раз и состоится через три года. Так что будем ждать, любить и верить.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.