Яркие пятна прожитого / В.Опалев. "Памяти естественный отбор"

Выпуск №6-156/2013, Книжная полка

Яркие пятна прожитого / В.Опалев. "Памяти естественный отбор"

«Когда тебе за шестьдесят - это уже грустно... Говорят, каждый возраст имеет свою прелесть. Не знаю. Я лично никакой прелести не вижу и не ощущаю, скорее грусть и одиночество <...> Мои воспоминания сумбурные, хаотичные и непоследовательные по датам. Это и неважно для меня. Не важна хронологическая последовательность. Просто мои воспоминания - это яркие пятна прожитого... Важно то, что это было...», - так начинается автобиографическая повесть Владимира Опалева «Женечка». Она опубликована в вышедшей недавно в издательстве «Смядынь» небольшой книжке Опалева «Памяти естественный отбор», куда вошли также его стихи, рассказы и пьесы. Издание книги осуществлено по инициативе председателя Смоленского отделения Союза театральных деятелей РФ заслуженной артистки России Надежды Кемпи в память о замечательном актере, безвременно ушедшем из жизни в июне 2011 года.

Владимир Опалев играл во многих театрах страны. Апогей его славы в Смоленске пришелся на конец 1970-х - 1980-е годы. Главные режиссеры, а они в Смоленском театре драмы и тогда менялись довольно часто, отдавали должное его творческому потенциалу и блистательному мастерству перевоплощения. Как вспоминает народная артистка РФ Людмила Сичкарева, которая уже почти полвека работает в Смоленском театре, в свое время практически весь репертуар строился в расчете на одного артиста - Опалева. Им сыграны главные роли в спектаклях «Молва» А. Салынского, «Иван Васильевич» М. Булгакова, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Виринея» Л. Сейфуллиной и В. Правдухина, «Орфей спускается в ад» Т. Уильямса, «Денис Давыдов» В. Соловьева, «Берег» Ю. Бондарева и других. О его Жорже Милославском в «Иване Васильевиче» и Шишлове в «Молве» в свое время писал журнал «Театр».

Выпускник Новосибирского театрального училища, Владимир Опалев на сцене Смоленского драматического театра впервые появился в 1976 году. Появился не случайно, как это зачастую бывает в провинциальных театрах, а по специальному приглашению тогдашнего главного режиссера - заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Соколова. О том, как они познакомились и подружились, рассказывается в упомянутой повести Опалева «Женечка».

В Смоленске артист сразу же обратил на себя внимание и зрителей, и критики. Старые театралы до сих пор его вспоминают, хотя с большой сцены он ушел еще даже до реорганизации театра в 1991 году.

В книге «Памяти естественный отбор» своими воспоминаниями делятся друзья Владимира Анатольевича. Это артист и поэт, коллега по смоленской сцене Сергей Манухин, поэт Александр Кокшаров и актриса Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова народная артистка РФ Людмила Сичкарева.

Во время презентации книги, которая проходила в Доме актера, были показаны фрагменты из художественного фильма белорусского кинорежиссера Виктора Турова «Люди на болоте», где в эпизодах снимались многие смоленские артисты. Но едва ли не единственным из них, кому досталась роль «со словами», был Владимир Опалев.

Кадры из картины «Люди на болоте» хранит в личной видеотеке актриса Людмила Лисюкова, которая тоже снималась в этой киноленте Турова.

Появление артиста на экране, пусть в роли, помогли создать эффект живого присутствия автора книги. К тому же видеозаписей спектаклей с участием Опалева нет, по той простой причине, что в те годы видеокамера была в диковинку. Остались только фотографии из домашнего архива. Изрядная часть из них использована в книге в качестве иллюстрационного материала.

В рассказе «Не убий!» - об открытии, сделанном на охоте, - автор подчеркивает, что свободное время предпочитает проводить не с коллегами-актерами, а в совершенно другой компании. То же и в повести «Женечка», посвященной годам работы в Кемерове, где совсем еще молодой Владимир Опалев впервые познал вкус известности и даже славы.

Невольно возникает предположение, что, анализируя эпизоды собственной биографии, артист стремился таким образом убедить читателей и себя, что в обыденной жизни отнюдь не меньше перипетий, чем в драмах с самым душещипательным сюжетом. Думаю, большинство из этих произведений было написано, когда Владимир Анатольевич уже ушел из театра. Однако главная ценность книги «Памяти естественный отбор», на мой взгляд, именно в том, что мы знаем ее автора как знаменитого смоленского актера. Уверена, что все, кто интересуется историей Смоленского театра, даже если они сами не видели Владимира Опалева на сцене, слышали это имя.

Прозаические вещи Владимира Опалева легкостью языка, ироничностью, а также обилием фразеологизмов, использованных в иносказательном, зачастую парадоксальном значении, напоминают повести раннего Василия Аксенова. Несколько особняком стоят два рассказа на тему смерти «Жил старик» и «Мой дед Василий».

Картины жизни послевоенной страны, увиденные глазами младшего школьника, даны в повести «Женечка» (вставные рассказы «Соль», «Сахар» и «Хлеб») и в рассказе «Веха» - о том, как в одном селе на Алтае однажды из-за технической неисправности приземлился самолет.

Интересны также и пьесы. Их всего две. Обе написаны для театра кукол, одна для малышей, другая - для детей постарше. Однако вполне могли бы быть поставлены и на драматической сцене, особенно сатирическая пьеса-сказка «В нашем лесу».

Стихи Опалева, признаться, мне нравятся меньше, чем его проза. Но без них представление о его творчестве было бы неполным. В книге всего одиннадцать стихотворений - только те, что выбрал сам автор. Тематика разная, но если все свести к одному, наверное, получилось бы как в авторском предисловии, которое на правах редактора-составителя я поставила на последнюю страницу обложки: «Не понимаю, почему в богатой России народ нищий...»

 

Фото из архива семьи Опалевых

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.