Актриса с темой - женщина с судьбой / Галина Есырева (Сарапул)
Выпуск №6-156/2013, Лица
Королева сцены Сарапульского драматического театра - актриса изысканного мастерства, проникновенной души и высокого благородства - народная артистка Удмуртской Республики Галина Сергеевна Есырева прошла идеальную актерскую школу. Будущая профессия нашла ее сама: еще девочкой в городе Горьком - Галина занималась в драматическом кружке. Ее заметили, оценили и взяли без экзаменов в Горьковское театральное училище. Потом была работа «в больших театрах больших городов», потом... А потом - актриса-волжанка приехала в старинный купеческий город на Каме - Сарапул. Приехала с режиссером в группе актеров, из которой единственная осталась тогда (тридцать пять лет назад) - в Сарапульском драматическом - старейшем театре Удмуртии, перешагнувшем в минувшем году вековой юбилей. Именно здесь, на провинциальной сцене, складывалась, вбирая в себя десятки женских судеб, ее театральная судьба - трудная и счастливая судьба большой актрисы.
Путь актерский нелегок, а тем более актера провинциального театра. Что всегда выручало и выручает актрису Есыреву?
- Жизнелюбие... Жизнелюбие и умение взглянуть на себя и на обстоятельства своей жизни с известной долей юмора.
- Галина Сергеевна, Вы верите в судьбу?
- Да... Уверена - то, что предначертано судьбой, рано или поздно сбудется. И это будет во благо. Даже если это происходит через страдания, мучения и слезы. Неизвестно, что было бы со мной, останься я, например, в Горьком или в Красноярске... Жить в большом городе не просто. А здесь - в тихом, уютном Сарапуле - мне проще и легче. Это ведь еще от характера зависит. Я человек по жизни непробивной, для меня неправедные пути неприемлемы. Так воспитали родители, за что я им бесконечно благодарна. Они были простыми рабочими, но у них была внутренняя культура, порядочность. Папа - человек творческий - хорошо рисовал, но по-настоящему научиться живописи ему не дала война, а потом тяжелые послевоенные годы... Провинция же - это не трагедия совсем. Пусть для некоторых слово «провинция» стало ругательным, символизируя косность, отсталость во взглядах и глуповатую наивность. Но, повторюсь, «провинция» - это понятие, давно уже не географическое, а индивидуальное, характеризующее, прежде всего, самого человека, где бы он ни жил - в Москве, Таганроге или Лондоне... Почему я служу в этом театре и живу в Сарапуле? Люблю ли я этот город?.. Я этому театру, этому городу отдала очень много... Наверное, не просто так!
И, конечно же, несомненно то, что провинциальная актриса, служа по призванию, совершает известный подвиг. Преодолевая житейские и бытовые проблемы, «копаясь на огороде» - на сцене она с помощью режиссера и художника является творцом другой реальности. Она заставляет поверить в мечту, она призывает, она восхищает и поражает. Галину Сергеевну без преувеличения можно назвать сарпульской «примой». Зрители шли и сегодня идут в театр - на Есыреву.
Целая галерея незабываемых женских образов создана актрисой на сцене Сарапульского драматического. Трагическая фигура Марии Стюарт в одноименном спектакле по пьесе Ф. Шиллера и разбитная служанка из «Двенадцатой ночи» У. Шекспира, молодящаяся вдовушка Белиса в «Изобретательной влюбленной» Лопе де Вега и холодноватая, сдержанная Елена Андреевна в «Дяде Ване» А. Чехова,
С убедительной достоверностью раскрывает Галина Есырева характеры и судьбы наших современниц в произведениях русской и зарубежной драматургии: будь то высокая в своей жертвенности баба Нюра в драме «На окраине» Э. Володарского или покоряющая удивительным остроумием и тонким психологизмом Антония - героиня комедии «Свободная пара» Дарио Фо. И везде игра актрисы Галины Есыревой обладает той потрясающей правдой, которая заставляет зрителей страдать и радоваться вместе с ее героинями.
Драматическая актриса по своей природе, Есырева может равно блеснуть и в яркой комедийной, и даже водевильной роли. При этом каждому образу актриса умеет придать эмоциональную выразительность, наделить его индивидуальными чертами. Для нее нет мелочей: все, что выносится в свет рампы - предельно важно, значительно. И едва заметный жест, и случайно брошенное слово становятся плодом ее труда.
- Ролей было много, больших и не очень, но все они яркие, сильные, пронзительные... Галина Сергеевна, банальный вопрос - есть ли у Вас любимая роль, любимые спектакли?
- У меня сложилось уже определенное актерское кредо: это настоящая женщина, женщина с судьбой, у которой есть сила и страдание. Мне повезло, что я в основном играла таких женщин. Мне всегда очень интересно разбираться в тончайших движениях души своих героинь, всегда стараюсь быть соучастницей их судеб. И, конечно же, у меня есть любимые героини. В их числе: баба Нюра - в спектакле «На окраине», Кручинина - в прекрасной постановке «Без вины виноватые». Эти спектакли были очень хорошими - это были наши театральные вехи... Я очень люблю Островского, Чехова...
И сегодня актерский талант Галины Сергеевны востребован на сцене Сарапульского драматического театра (СДТ), как и тридцать пять лет назад. Она замечательно точна в роли Паулины - наперсницы королевы Сицилии - в спектакле «Зимняя сказка» У. Шекспира. Ее «страдающая и сражающаяся» героиня не только умеет бороться за честь своей королевы, но умеет и гордо покориться судьбе, неизбежности, умеет презирать существование, лишенное достоинства и счастья.
В новом историческом спектакле «Юность Надежды» Есырева дала сценическую жизнь малоросской дворянке Значко-Яворской - тете легендарной кавалерист-девицы Надежды Дуровой. Лирико-драматическая природа актрисы позволила ей и свою «реальную» героиню поднять «над бытом», над музейной правдой, наполняя ее правдой чувств, пропущенных сквозь кристалл возвышенной актерской и женской души.
Следующей, - несомненно, этапной и одной из самых значимых ролей в современном репертуаре - стала для актрисы роль Меропии Давыдовны Мурзавецкой («Волки и овцы» А. Островского). Властная, живущая «по понятиям» волчица-помещица, кажется, захватила все сценическое пространство: каждый вздох, жест, взгляд заставляет закручиваться невидимые нити судеб героев, а воздух начинает пульсировать от напряженного ожидания развязки. Галина Сергеевна раскрывает ханжество и коварство своей героини, ее силу и боль так, что образ Меропии Давыдовны завораживает, приковывая к себе внимание зрителя. Роль Мурзавецкой, изящно и блистательно исполненная Г.С. Есыревой, засверкала жемчужиной в драгоценной коллекции многочисленных ролей народной артистки.
- Галина Сергеевна, два слова о работе в комедии «Волки и овцы» и о сотрудничестве с таким режиссером-постановщиком, как Кирилл Панченко.
- Я много играла положительных героинь. Наверное, это первый раз - вот такую явно отрицательную женщину - главную «волчицу», вдохновенно плетущую заговор со своим обожателем - «первым хищником» - Чугуновым.... Даже «зацепиться» не знаешь за что: где же она положительная?.. Конечно, для меня было сложно. Но Кирилл Маратович - такой замечательный режиссер! Он нас всех убедил, многому научил, молодежь подтянул... А я - просто ощутила себя на седьмом небе. Возможность импровизировать в заданном режиссером рисунке роли - вот это настоящий театр. А я всегда только за настоящий театр.
Преданность театру, его интересам и задачам, ответственность за честь своего актерского имени - отличительные черты Галины Есыревой. Коллеги, с которыми Галина Сергеевна трудится на сцене много лет, высоко ценят ее профессионализм, а также простые человеческие качества.
Народный артист Удмуртской Республики Евгений Потапов: «Ее стать, ее голос... Таких не вдруг найдешь. Она продолжательница тех актрис, которые дали мировую славу русскому театру: Ермолова, Пашенная... Я не боюсь называть эти имена рядом с именем Галины Сергеевны Есыревой».
Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Удмуртской Республики актриса Тамара Кулакова: «Она не боится никаких жанров. Пусть то будет мюзикл, комедия, драма, трагедия - она всегда очень интересна. Она не боится быть некрасивой. Она не боится быть феерической. Выбора красок сценических ярких - не боится. И в результате всегда у этой актрисы получается (очень!) - роль живого человека, которого зритель воспринимает всегда с восторгом».
Глубоко ценит артистизм Галины Сергеевны и молодое актерское поколение Сарапульского театра.
Артист Вячеслав Смильский: «Галина Сергеевна - это несравненный пример для подражания. Потому что, когда смотришь на нее - невольно захватывает дух от того, насколько она глубоко погружается в материал, насколько верит в то, что она делает, и ведет за собой. Это отличный учитель, безупречная коллега, невероятной мощности артистка и просто - очень хорошая женщина».
- Галина Сергеевна, какое время сейчас для Вас - народной артистки Удмуртской Республики, как Вы его ощущаете?
- Я вдруг поняла, что для меня уже пришла пора юбилеев: юбилей театра, юбилей моей работы в театре, мой личный юбилей... Ты «проживаешь» жизнь в Театре, и Театр «проживает» твою жизнь... И, надо сказать, что в нашем театре я пережила немало незабываемых минут. Знаменитый эпатажный кутюрье Альбер Эльбаз как-то сказал о том, что неважно, сколько лет человеку, а важно то, чем он живет и насколько молода его душа.
Что же касается звания «Народной»... Мне кажется, кроме права хорошо играть, другими правами народная артистка в театре не обладает.
В этом еще раз смогли убедиться зрители и друзья актрисы, пришедшие на ее незабываемый юбилейный бенефис. В течение целого часа Галина Сергеевна «царила» на сцене, представив своеобразную литературно-драматическую композицию, в которой органично сплелись отрывки из спектаклей разных лет и великолепно прочитанные стихи А. Блока, В. Высоцкого, А. Пушкина, У. Шекспира. Зрители плакали, слушая глубоко драматичный монолог Кручининой из спектакля «Без вины виноватые», восхищались гордой и величественной Марией Стюарт, сочувственно улыбались признаниям трепетной и неистовой Антонии из «Свободной пары» Дарио Фо, от души смеялись над заблуждениями Белисы из «Изобретательной влюбленной», негодовали вместе с Паулиной из «Зимней сказки» У. Шекспира... Словом, Галина Есырева, как всегда, покорила публику и показала не только высший класс исполнительского мастерства, но и все еще безграничный потенциал своих творческих возможностей.
Галина Сергеевна Есырева из тех людей, на которых держится театр. То есть, таких людей в Сарапульском драматическом - единицы. Это человек, который очень много пережил в этом театре. И за счет ее труда, за счет ее таланта, за счет ее свершений и существует ближайшая история СДТ. Она является той основой для театра, тем примером для молодых, которые, скажем так, - редко встретишь.
Ее выход на сцену всегда триумф: это - глубокие чувства и мысли. Народная артистка Удмуртской Республики Галина Есырева - золотой фонд Сарапульского драматического театра!
Отправить комментарий