Начало пути/ Дипломные работы выпускников Института Русского театра (театр "У Никитских ворот")

Выпуск №6-156/2013, Молодая режиссура

Начало пути/ Дипломные работы выпускников Института Русского театра (театр "У Никитских ворот")

Сегодня на сцене московских театров все чаще появляются работы молодых режиссеров. Сравнивая эту ситуацию с 1990-ми и даже с началом 2000-х годов, можно смело сказать, что на сценах театров столицы и провинции все активнее работает молодое поколение режиссеров. Речь идет далеко не только об экспериментальном пространстве «Центра драматургии и режиссуры» или театра «Практика», которые уже принято считать форпостом яркого и часто неоднозначного высказывания нового поколения. Все чаще серьезные академические театры предоставляют свои площадки для режиссеров-выпускников театральных вузов. Среди прочих это, конечно, РАМТ и «Современник», с недавних пор Театр им. Вл. Маяковского и другие. В ноябре прошлого года к ним присоединился московский театр «У Никитских ворот», организовавший фестиваль-показ дипломных работ режиссеров-выпускников Института Русского Театра (ИРТ), курс художественного руководителя театра, народного артиста России Марка Розовского. Из шести показанных работ три были приняты в репертуар театра, на подходе еще один спектакль - но это все равно только начало пути молодых режиссеров, основа для которого закладывалась в течение пяти лет обучения.

Обучение. Известная поговорка, гласящая, что профессии режиссера нельзя научить, но можно лишь научиться, не отменяет ни многолетних занятий по основным дисциплинам, среди которых не только режиссура, но и актерское мастерство (обязательное для режиссеров), сценическая речь, движение, история театра, история литературы и прочее. Не отменяет она и первоначального толчка, творческого направления и художественных рамок, которые определяет мастер курса. Однако сегодня, как это ни печально звучит, на первое место часто выходят не творческие вопросы обучения профессии, а формирование в молодых людях некоторого стержня общечеловеческих качеств, которые раньше считались само собой разумеющимися.

Говоря не только о театральном образовании, но и об образовании в целом, педагоги уже давно отмечают падение общего культурного уровня студентов и, по словам Марка Розовского, отсутствие у них так называемой «обращенности к жизни». Это умение и, главное, желание молодого человека жить в современном мире, необходимость быть гражданином своей страны, высококультурным человеком, знающим ее историю, иметь возможность и право отвечать на философские и вместе с тем остросоциальные вопросы, связанные с человеческим выбором. По мнению мастера, талант, каким бы он ни был, лишенный понимания окружающей его действительности и запертый в «башню из слоновой кости», нельзя считать талантом в истинном значении этого слова. Первые два года обучения на курсе, помимо постижения азов профессии, были посвящены именно преодолению этой поверхностности человеческого «я» у студентов-режиссеров и привитию им основ профессиональной этики, умению работать в коллективе, способности слышать друг друга.

Как и в других театральных вузах, с третьего курса началась работа над дипломными спектаклями: отрывки, длительные обсуждения, как с мастером, так и с коллегами, исправление ошибок, снова отрывки, собранные под конец в целые акты. Одним из важнейших условий при выборе материала на этом курсе стала «настоящая литература», с одной стороны способная поддержать неопытных творцов, а с другой - воспитать в них вкус к произведениям классиков и ответственность перед ними. И этот во многом традиционный путь обучения (который Марк Розовский называет «живым академизмом») принес свои плоды в виде шести абсолютно разных спектаклей, непохожих друг на друга ни по материалу, ни по жанру, ни по стилистике.

Дипломные спектакли. Показ дипломных работ открывал спектакль Магдалены Курапиной «НеУДОбные», поставленный режиссером по собственной пьесе, в основу которой легли документальные материалы и исследования автора о женских колониях и судьбах их заключенных. Тюремные история - отчасти быт, отчасти нелегкие судьбы женщин - были воплощены на сцене, в том числе и непрофессиональными актрисами - спектакль этот - не только и не столько художественное высказывание автора и режиссера, сколько социальный проект реабилитации людей из социально-неадаптированных групп. В этом смысле «обращенность к жизни», о которой говорил Марк Розовский, полностью перевесило требование «высокой литературы», и спектакль превратился в социальную акцию, затрагивающую одну из болезненных современных тем и наполненную жизненным правдоподобием, начисто лишившись того, что принято называть «правдой искусства».

В определенным смысле, обратная история произошла с постановкой Светланы Гончар «Федра» по поэтической драме Марины Цветаевой. Режиссер, сама исполнившая главную роль, словно соединив в себе образы Федры и самой Цветаевой, попыталась передать зрителю чувства женщины, чья острая эмоциональность и безудержная сила любви буквально делают ее «человеком, лишившимся кожи». Жанр поэтического театра был подчеркнут режиссером и наполнявшими действие метафорами, и скупой сценографией с символами первородных стихий: камнем, огнем, водой и металлом - в стилистике, в чем-то наследующей почерк Эймунтаса Някрошюса. Однако эта постановка оказалась «вещью в себе» - драмой, разворачивающейся внутри главной героини и исключительно для нее самой. Драмой, которая так и не нашла ни рационального, ни эмоционального пути к зрителю и продемонстрировала лишь актерский талант Светланы Гончар, оставшийся без какого бы то ни было режиссерского взгляда со стороны.

Среди показанных работ был и один детский спектакль - «Пеппи Длинный Чулок» - музыкальная сказка по книге Астрид Линдгрен. Для постановки были использованы инсценировки Юлия Кима и музыка Владимира Дашкевича, звучали песни, знакомые всем маленьким зрителям по советскому фильму. Спектакль, поставленный Ириной Некрасовой, уже некоторое время идет на сцене «Театра-студии ИРТ», стал участником детского фестиваля «ТаганОК» и специально для фестиваля дипломных спектаклей был перенесен на Старую сцену Театра «У Никитских ворот». Яркая и озорная постановка - не просто сказка о приключениях Пеппи (замечательная работа Ангелины Родоченко), но история превращения скучной и серой жизни небольшого городка в цветной и шумный праздник. Несмотря на большое количество исполнителей и разную профессиональную подготовленность актеров (в спектакле, помимо выпускников ИРТ, заняты студенты сразу нескольких курсов), Ирине Некрасовой удалось сохранить цельность спектакля и его ритм, столь важный для детской аудитории. Среди прочих хочется особенно выделить работы Ильи Плужникова (Капитан Длинный Чулок и 2-й жулик), Ксении Поволоцкой (Фрекен Розенблюм), Артема Забалуева (Томми), Евгения Горбачука (Синий клоун) и других.

Премьера еще одного спектакля Ирины Некрасовой, на этот раз в репертуаре Театра «У Никитских ворот», - «Приключения Рыжика» по повести Алексея Свирского вышла в январе. Три других дипломных работы выпускников курса Ольги Агеевой, Виктории Доценко и Олега Поплавского, поставленные с артистами Театра «У Никитских ворот», уже приняты в репертуар и, по словам Марка Розовского, пользуются успехом, в том числе и коммерческим.

Жизнь в репертуаре. Спектакль «Любовь и голуби» по знаменитой пьесе Владимира Гуркина в постановке Ольги Агеевой можно рассматривать, прежде всего, как поступок. Не каждый молодой режиссер захочет первой же своей работой вступать в открытый диалог с фильмом Владимира Меньшова, завоевавшим всенародное признание, и настолько хорошо известным, что он давно уже разобран на цитаты. Единственным способом хотя бы отчасти избежать ненужных сравнений была смена жанра, и, благодаря стихам Ларисы Рубальской и музыке Марка Розовского, спектакль превратился в музыкальную комедию. Этот жанр, давно уже полюбившийся постоянным зрителям Театра «У Никитских ворот», внес ту самую изюминку, которая после нескольких первых сцен позволила зрителю забыть о фильме, лишь изредка возвращаясь к нему в своей памяти, после знакомых реплик, звучавших со сцены. Помимо этого, Ольга Агеева сделала еще один шаг в сторону от психологизма всех без исключения персонажей, едва заметно обострив комедийные образы - прежде всего Василия и Надежды Кузякиных (Юрий Голубцов и Маргарита Рассказова), Люды (Яна Прыжанкова), Ольги (Ольга Корикова) и Дяди Мити (Александр Лукаш). Режиссер, следуя традициям театра, в репертуаре которого идут такие известные музыкальные спектакли как «История лошади», «Viva, Парфюм!», «Pro Процесс» и другие, не ограничилась лишь внешней - развлекательной стороной музыкальной комедии. За внешней яркой формой каждого из перечисленных спектаклей, как и в постановке «Любовь и голуби», скрываются важные и чаще всего социальные темы. В данном случае, такой темой стала трогательность деревенской жизни и любовь, объединяющая всех членов семьи Василия, да и вообще жителей этого поселка. Однако на поверку эта вторая составляющая спектакля оказалась величиной постоянной, не меняющейся в течение всего действия. Фактически, она не претерпела никаких изменений даже после ухода Василия к Раисе Захаровне (Наталья Баронина) или после его возвращения в семью. В результате получилась легкая музыкальная комедия, переплетенная с атмосферой трогательной деревенской простоты.

Спектакль «Самозванец» поставлен Олегом Поплавским по созданной им же композиции из трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» и драматической хроники Александра Островского «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский». Сценическая история этих произведений огромна и режиссеру пришлось искать свой собственный подход к такому масштабному материалу. Действие строится по принципу отдельных картин, связать которые воедино без знания истории (а сегодня подобное незнание, к сожалению, не редкость) довольно трудно. Основная сюжетная линия основана на истории Гришки Отрепьева - Дмитрия Самозванца (Юрий Печенежский) и его мытарствах на долгом пути от кельи Отца Пимена (Иван Власов) до финальной сцены в Кремлевских палатах с рефреном звучащими словами Гришки: «Мне виделась Москва, что муравейник... И три раза мне снился тот же сон» и пророчеством Василия Шуйского (Владимир Давиденко) о том, что все будет по-старому («По-старому мы царствовать начнем...»). Две великолепные актерские работы - Маргариты Рассказовой (Марфа) и Владимира Юматова (Годунов) ярко выделяются в постановке. Простое упоминание темы власти и народа, сами тексты классиков русской литературы сегодня не нуждаются ни в какой дополнительной актуализации, достаточно просто быть «обращенным к жизни». Между тем, этот спектакль, его форма и даже длительность (полтора часа) не могут дать ответы на столь злободневные вопросы. Финал и упомянутая закольцовка сна Гришки Отрепьева заставляют думать о том, что все эти отдельные сцены спектакля - лишь кошмарные видения главного героя, образ которого на премьерном спектакле не до конца обрел свою трагическую глубину.

На мой взгляд, одним из лучших спектаклей фестиваля стала постановка Виктории Доценко по пьесе Уильяма Гибсона «Сотворившая чудо». Виктория Доценко уже успела зарекомендовать себя как талантливый драматург, ее пьесы поставлены в нескольких российских театрах, они неоднократно участвовали и побеждали в драматургических конкурсах. Для режиссерского дебюта была выбрана самая известная пьеса американского драматурга, основанная на реальных фактах из жизни знаменитой слепоглухой американской писательницы Елены Келлер. В раннем детстве потеряв зрение и слух, она, благодаря своей учительнице и наставнице Энн Салливан, через осязание обрела способность воспринимать окружающий ее мир, общаться с ним, писать замечательные книги. Первые показы спектакля «Сотворившая чудо» состоялись в «Театре-студии ИРТ», где многие роли исполнили выпускники актерских факультетов (Элен - Ольга Теслер, Энн Салливан - Ксения Третьякова и другие), которые сейчас играют на сцене Театра «У Никитских ворот» вместе с актерами театра во втором составе.

Этот спектакль удивительным образом вмещает в себя несколько важнейших тем, переплетающихся друг с другом. Прежде всего - это долгий и нелегкий путь главной героини Элен (замечательная работа Сандры Элиавы) к чуду. Вместе с маленькой и капризной девочкой и ее наставницей Энн Салливан (Виктория Соколова) режиссер заставляет пройти этот путь каждого зрителя, ярко и наглядно доказывая, что путь к чуду состоит из неимоверных трудностей, многочисленных и необходимых повторений жизненно важных уроков. Тем сильнее радость финала, чувство очищения и совершенно иной взгляд на мир не только у героини, но и у зрителя. Но вместе с красками окружающего мира (классическая и выразительная сценография Екатерины Щедровой) приходит и понимание того, против чего так упорно боролась Энн Салливан - против отношения к героине ее семьи: отца Артура Келлера (Иван Машнин), мамы Кейт Келлер (Наталья Троицкая), брата Джеймса (Сергей Лазуткин) и даже тетушки Ив (Наталья Драйчик). Против их понимания любви, против их смирения и желания лишь баловать несчастную девочку. И оказывается, что Энн Салливан открывает окружающий мир не только своей воспитаннице, но и всей семье. И зрителям.

Разнообразие жанров и взглядов молодых режиссеров говорит о многом. Социальный спектакль-акция, опыт поэтического театра, детский музыкальный спектакль, историческая драма, музыкальная комедия, психологическая драма - это достойное завершение обучения. И начало долгого пути.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.