Горячее сердце не камень. IX Региональный фестиваль «Кубань театральная» им. М.А. Куликовского

Выпуск №5-115/2009, Фестивали

Горячее сердце не камень. IX Региональный фестиваль «Кубань театральная» им. М.А. Куликовского

Учрежденный весной 1988 года Краснодарским отделением СТД РФ, Региональный фестиваль «Кубань театральная» с некоторых пор проходит один раз в два года и носит имя легендарного актера и режиссера, народного артиста СССР Михаила Алексеевича Куликовского. Постоянно участвуют в нем театры не только Краснодара, городов Кубани, но и Республики Адыгея.

С 1997 года учреждена Премия Главы администрации Краснодарского края за достижения в области театрального искусства, тоже носящая имя этого выдающегося театрального деятеля, да и сам фестиваль, как правило, стартует в середине ноября, близко ко дню рождения Михаила Алексеевича. Если теплый ноябрь в Москве последних лет остается некой странностью, то в Краснодаре 12-14 градусов тепла в эти дни почти норма.

Буйная золотая осень всегда провоцирует радостные ожидания, а в этот раз даже рифмовалась с атмосферой первого спектакля фестивальной афиши.

Героев тургеневского «Нахлебника» в Краснодарской академической драме художник Ирэна Ярутис поместила под янтарный многоярусный полог осенней листвы. Под такими красивыми деревьями должна протекать только красивая жизнь. В благодушных этюдах пролога поначалу возникает именно это впечатление привычной гармонии: «мужики при господах, господа при мужиках». Встреча новых хозяев с оркестром, радостная суматоха и взаимное напряжение – все составляет старательно выполняемый ритуал, предписанный от века.

Но это не просто бытовой уклад, давно ушедший, почти забытый, хотя и обаятельный. Драматизм режиссер Алексей Ларичев нагнетает постепенно, сталкивая в конфликтных отношениях людей, чьи нравственные установки полярны.

В центре, по всем законам бенефисной пьесы, оказывается Кузовкин, проникновенно сыгранный Анатолием Горгулем в лирико-драматической гамме, естественной для персонажей подобного типа. Контрастно решен характер Елецкого. Александр Семикопенко играет этого пришлого человека черствым, резким от растерянности, не способным найти верную линию поведения. Его реакции на происходящее похожи на расследование, которое Елецкий проводит с плохо скрытым раздражением. «В помощь» ему возникает наглец Тропачев, в остром рисунке Александра Тихонова типичный «грядущий хам», давно и удобно пристроившийся возле тайн чужой жизни.

В Ольге Елецкой Марина Слепнева обнаруживает не только изящество и тонкость, но и странную холодность, «дистанцию» человека, старающегося избегать опасных переживаний.

Блестяще сыгран Александром Катуновым друг Кузовкина Иван Кузьмич Иванов, с почти безмолвной, но удивительно красноречивой скорбью переживающий наблюдаемые им унижения приятеля.

«Нахлебник» стал историей про несостоявшееся счастье, которого быть не могло.

«Яблочный вор» Ксении Драгунской (режиссер А.Ларичев, художник И.Ярутис, см. «СБ, 10» № 3-113) тоже история про счастье, когда-то потерянное, которое трудно заново обрести.

Хорошо зная окололитературную среду – людей способных, но давно потерявших умение чего-нибудь хотеть, драматург сочиняет «новую мелодраму» в присутствии и при участии очередного героя нашего времени – внезапно разбогатевшего, но не заразившегося цинизмом человека, сохранившего неудержимое стремление к объекту своей юношеской любви.

Вполне зрелые люди – Анна и Сережа (М.Грачева и Е.Женихов) – от разных полюсов, но равно напряженно, почти ощупью тянутся друг к другу, стесняясь своих вовсе не забытых чувств. И.Ярутис снова интересно решает пространство – черно-белое, клубящееся, мерцающее неясными бликами, оно само – источник драматических мотивов, порой более глубоких, чем позволяет пьеса. Куда богаче драматическая гамма пьесы Жана Ануя «Non dolet» («Не больно»), поставленной режиссером А.Ларичевым и сценографом И.Ярутис как поэма богемной чувственности (см. «СБ, 10» № 3-103) . Здесь вполне уместными кажутся даже отсылки постановщиков к знаменитым «Служанкам» Романа Виктюка, двадцать лет назад открывшим для нас эти кромешные бездны.

Пьеса опять про невозможность счастья двух юных душ, чье столкновение чревато трагедией. Жанетту, встретившую и полюбившую жениха своей сестры перед самой их свадьбой, разлучницей не назовешь.

Ее встреча с Фредериком (Константин Петрушин) событие роковое по определению. Их отношения с первых мгновений мучительны. Но каждый упрямо устремлен к очевидному для обоих пределу.

Молодая актриса Татьяна Башкова играет Жанетту с обескураживающим бесстрашием. Получилось неуправляемое существо, чья психика текуча, словно плазма, чем напоминает Настасью Филипповну Достоевского, разумеется, с поправками на менталитет и реалии иной культуры. Впечатляет, кроме прочего, техника актрисы, способной центровать на себе внимание зала, заставляя следить за извивами и скачками непостижимой логики этого истерзанного сознания, этой мерцающей души.

Рядом встает, пожалуй, лишь ревниво и страстно комментирующий события Люсьен, скептик и циник, в человеческой сути которого Александр Тихонов находит парадоксальную горькую лирику.

В принципиально иной стилистике поставлена режиссером Ю.Ковалевым и художником Е.Куприченко в Армавирском театре драмы и комедии пьеса А.Н.Островского «Сердце не камень» (см. «СБ, 10» № 4-114).

Перед нами пример строгого следования художественным нормам ХIХ века.

Но театр не опускается до тупого охранительства, а последовательно обнаруживает в старинных приемах организации пространства и игровой техники внезапное очарование и глубинную силу. «По-старинному» оформленная сцена, мягкие ритмы действия, почти священное отношение каждого актера к чарующему слову Островского – из всего складывается внятное повествование о силе духа честной женщины, некогда уверовавшей, что добродетель сама себе награда и своею судьбой доказавшей неоспоримость этого постулата дорогого всем нам Карамзина.

«Сердце не камень» не столько история прозревшего самодура, сколько поэма о духовной стойкости купеческой жены Веры Филипповны, чей характер Инна Галкина разворачивает без спешки, в обязательных и важных подробностях.

Корыстно поначалу ищущий ее внимания Ераст, молодой приказчик романтического склада, сыгран П.Бойко темпераментно и стильно.

Отдельная радость – всех поразившая ключница Огуревна – в исполнении Н.Яровенко истинная хранительница устоев дома.

Этическое совершенство простой истории про женскую верность нашло отзвук в другом спектакле армавирцев – театральной фантазии «Кто тебе поверит, Изабелла?», где соединились тексты Шекспира и Пушкина («Анджело» и «Мера за меру», см. «СБ, 10» № 4-104).

Оба шедевра театральной поэзии слились воедино почти без швов, может быть, потому что шекспировские строки даны в блистательном, но мало знакомом переводе Осии Сороки, внимание к творчеству которого особенно обострилось в последние годы.

Спектакль несет на себе следы моды на постмодернистское «безвременье»: черный кабинет, стражники, похожие на солдат 40-х годов, обезличенные монахи, разновременно одетые герои... Но опять, как в случае Островского, победила сила слова, его неисчерпаемая простота. Краснодарский Молодежный театр творческого объединения «Премьера» показал на фестивале «Голого короля» Е.Шварца в постановке режиссера Алексея Серова и сценографии художника Марии Рыбасовой. Получилась изящная новелла про молодую любовь двух душевно здоровых и в меру беспечных людей, которые, когда надо, умеют за себя постоять.

Все здесь окрашено игривостью и легкомыслием. Над пошлостью тирании нам предлагают посмеяться, как в сатирических опереттах Оффенбаха про какую-нибудь нестрашную войну. Здесь суетятся смешные министры королевского двора, сексуально озабоченная свита принцессы, невесть откуда взявшаяся гувернантка, одетая как гестаповка, и проч.

Однако вослед истории Генриха и Генриетты, легко ее перекрывая, развивается монографический сюжет про Короля-жениха, сыгранного Иваном Чировым в оттенках драматической лирики. Это звучит в финале как откровение.

Забыв о только что пережитом позоре, герой, подобно Калигуле Камю, мечтавший о невозможном, погружается в блаженное безумие, завороженно повторяя заученные когда-то слова приветствия, обращенные к Принцессе, – и слышит ее ответ, вселяющий надежду на счастье, которого не может быть, потому что не может быть никогда…

Не менее изысканно и стильно разыграна Молодежным театром изящная музыкальная сказка «Все мыши любят сыр» в постановке Владимира Рогульченко и сценографии Сергея Аболмазова, где история взаимной неприязни серых и белых мышей тонко травестирует вечный сюжет о Монтекки и Капулетти. Сделано это с озорством и лукавством, естественными для венгерского жанрового театра, знакомого нам по классическим опереттам.

Краснодарский краевой театр кукол показал кавказскую притчу И.Шауоха «Старик и Волчица» в постановке и оформлении известного кукольника Евгения Ибрагимова.

Показалось, что автор спектакля с большим энтузиазмом отнесся к сочинению кукол, оказавшихся весьма занятными, нежели к разработке сюжета и действия. А самым запоминающимся эпизодом стал танец джигитов, интересно поставленный балетмейстером Ольгой Отараевой и вдохновенно исполненный артистами.

Другой коллектив – Новый театр кукол творческого объединения «Премьера» выглядел на фестивале куда разнообразнее.

«Горячее сердце» А.Н.Островского было решено режиссером Анатолием Тучковым и художником Еленой Луценко как игра на ярмарочной карусели с частушками и песнями.

Большинство кукол здесь острохарактерны и эмблематичны – особенно Курослепов Андрея Сидорова, Матрена Екатерины Кучеренко и Градобоев Равиля Гилязетдинова (последний даже возвел себя в ангельский чин, нацепив эполеты, сильно смахивающие на крылья).

Интересное своеволие постановщика – решение образа Хлынова. В спектакле А.Тучкова это воплощение бесовщины – мужик склизкий и гадкий, безо всякой «романтики» и завораживающего буйства. Хлынов Александра Гилязетдинова выглядит приблатненным хамлом в темных очках, дорвавшимся до чужих душ. «Разбойничий маскарад» его тоже лишен обаяния и даже страшноват. Это арендованный казенный театр вроде Большого, где за здорово живешь, кто как может, придуриваются не нанятые звезды, а безропотные крепостные.

Столь же сильное впечатление оставил моноспектакль Равиля Гилязетдинова по повести Н.В.Гоголя «Портрет».

Артист бесстрашно и безжалостно анализирует через великий текст интимный и мучительный процесс творчества, его ужасы, тайны и соблазны, приходя порой к горьким открытиям.

В музыкальном блоке фестивальной программы все было значительно оптимистичнее.

«Летучая мышь» И.Штрауса Музыкального театра (режиссер Алексей Степанюк, сценограф Вячеслав Окунев) предстала спектаклем большого стиля, очень богатым, блестящим, но несколько вялым по темпу и ритму.

Блистательно сыгранная в первом акте Адель А.Подкопаевой – на смелой характерности, лукавая и живая, как-то приуныла ко второму действию, может быть, потому что вокальная ее партия была заметно сокращена.

Во втором действии зачем-то роль князя Орловского передали женщине – ход почти привычный, если играть венскую версию, но странный в данном случае, поскольку театр предпочел пьесу Эрдмана и Вольпина.

В третьем акте, где бенефисно играет Дежурного по тюрьме Юрий Дрожняк, сначала выпустили на сцену охранников с голыми торсами, больше похожими на банду садомазохистов, а потом купировали остроумное трио Розалинды, Айзенштайна и Блинда, наспех «в прозе» доиграв сюжет.

При всей роскоши атмосферы и среды, театр, кажется, заблудился в разных версиях, стараясь продемонстрировать свою осведомленность в наличии оттенков, но не умея этим разумно воспользоваться.

Безупречной была работа хормейстера Игоря Швецова, раскрывшего музыкальность хоров и ансамблей шедевра Штрауса и артистизм их исполнения.

Завершился фестиваль «Спящей красавицей» в постановке Юрия Григоровича и сценографии Симона Вирсаладзе, как всегда, безупречной по стилю, страстной и волшебной.

Колдовская прелесть вечной сказки возрождающейся любви особенно смело и пластически ярко выразилась в партии принца Дезире, безупречно по чувству и стилю исполненной Владимиром Морозовым. А также в том, как четко и ритмически грамотно вел солистов и свой оркестр дирижер спектакля Александр Лавренюк.

Блаженство золотой осени проявилось и здесь.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.