О молодых артистах, и не только о них

Выпуск №5-115/2009, Фестивали

О молодых артистах, и не только о них Смотр-конкурс молодых артистов профессиональных театров

Вчерашние выпускники театральных институтов, училищ и колледжей, прежде всего, нуждаются в мало-мальски сносной заработной плате, в крыше над головой и хотя бы в минимальной социальной защите – то есть во всем том, что провинциальный театр может обеспечить им менее всего. Но то, что театр может и должен им предоставить, – это внимание к их творческим возможностям и заботу об их профессиональном росте. Если у молодых артистов не будет достойных, содержательных, интересных ролей, им не на чем будет расти, а следовательно, не будет и обновления труппы, омоложения творческих сил, иными словами, у театра, пренебрегающего молодым поколением артистов, не будет будущего. Вот почему отрадной явилась весть о проведении Смотра-конкурса молодых актеров профессиональных театров Томска и Северска под занавес 2008 года. Некогда он был традиционным, но по целому ряду причин в последний раз состоялся еще в прошлом веке. Именно поэтому заслуги его инициаторов и организаторов представляются неоспоримыми.

Главная миссия конкурса – поддержать молодых артистов в начале их творческой карьеры. Принято считать, что молодые на сцене всегда заряжают задором, драйвом. Но вот именно драйва как раз и не хватило конкурсу, его градус не поднимался выше средних отметок. Ремонты, болезни, декреты, уходы главных режиссеров или переходы артистов в другой театр и порушенный из-за этого репертуар – на любой каверзный случай можно найти свое объяснение. Положим, что Томский ТЮЗ оказался в затруднительной ситуации из-за болезни номинированного на главную мужскую роль артиста Всеволода Трунова. Но руководство «Скомороха», отговариваясь тем, что хороших новых постановок с молодыми кукольниками в репертуаре не имеет (!), выставило на конкурс два спектакля семилетней и десятилетней давности. А из частного театра «Версия» СТД РФ вообще не получил ни привета, ни ответа на свое предложение.

К сожалению, управленческий корпус томских театров без должной ответственности отнесся к представлению молодых актеров на конкурс. Почему так получилось? Почему конкурс, который с трудом вернулся к жизни после 18 лет анабиоза, оказался не интересен театрам, где, казалось бы, думают о своем будущем? Ведь нельзя же считать, что Томский драматический театр обходит молодых актеров вниманием. Весь предыдущий сезон только и ставили на молодежь, ее и воспитывали в собственных стенах для своей же сцены. Но именно в этом театре администрация проявила странное равнодушие к совместной инициативе СТД и департамента по культуре. Поначалу главный режиссер Юрий Пахомов даже хотел отказаться от участия в конкурсе и весьма неохотно отпустил своих актеров на репетицию заключительной церемонии вручения конкурсных призов и дипломов.

Серьезнее и ответственнее отнеслись к смотру-конкурсу руководители драматических театров города Северска, притом, что они не избалованы вниманием городского начальства и живут в гораздо более трудных и жестких социально-экономических условиях, чем театры города Томска. Северский театр для детей и юношества, как и Молодежный театр «Наш мир», производят впечатление творческих, живых коллективов, с не угасшей искрой любви к театральному делу, к актерской профессии. Они показались на смотре более интересно, чем их бестрепетные томские коллеги, и то, что основные конкурсные награды ушли в Северск, – закономерно.

Томский областной театр драмы предъявил на конкурс работы актеров, занятых в двух спектаклях репертуара.

«Белые ночи» по Ф.М.Достоевскому в режиссуре Татьяны Аркушенко (она же – автор инсценировки) – культурная, тщательно продуманная работа. Интересное сценографическое решение Дмитрия Гребенкина, поддержанное богатой световой партитурой и стильной костюмировкой, навеяно, скорее, живописью Добужинского, нежели поэтикой «натуральной школы». В таком решении крылись свои опасности и соблазны, которых театр не избежал: иногда мизансцены отличались избыточной красивостью, в пластическом рисунке ролей возникал своеобразный «драмбалет».

Александр Шрейтер в роли Мечтателя особого впечатления не произвел: его неопределенная нервность носит слишком общий характер, и подлинного понимания существа роли у него не наблюдается. Хорошие данные характерной актрисы проявила Олеся Латыпова в роли Матрены, была органична, точна по рисунку и азартна по исполнению (лучшая женская эпизодическая роль).

Без сентиментальной слезливости провела роль Настеньки Олеся Сомова, хотя бунтующее своенравие героини было выражено бледнее, чем это требовалось Достоевским. С учетом интересного исполнения роли Людмилы в спектакле «Васса и другие» М.Горького актрисе присужден специальный приз за исполнение ролей в спектаклях классического репертуара.

Сложнее обстояло дело с «Психоаналитиком» Д.Балыко (см. «СБ, 10» № 4-114) в весьма посредственной режиссуре Сергея Куликовского. Заурядный развлекательный спектакль, поставленный по шаблону полувековой давности, игрался в рамках заданного автором амплуа. Номинированные на конкурс актрисы выступали в ролях, не имеющих сколько-либо содержательного ролевого материала. Екатерине Мельдер и Наталье Абрамовой было просто-напросто нечего играть, а жюри, соответственно, нечего оценивать. Правда, для Натальи Абрамовой режиссер придумал роль Кота Ученого, объявляющего эпизоды-номера. Эту чисто служебную роль-связку актриса наполнила природной энергетикой, обаянием, заразительностью, пластичностью, а потому жюри сочло возможным отметить ее актерскую работу специальным призом за точное воплощение пластического рисунка роли.

Томский ТЮЗ, вынуждаемый неблагоприятным стечением привходящих обстоятельств, не нашел ничего лучше, как предъявить на конкурс детский новогодний утренник с вульгарным названием «Все о’кей». Этот спектакль-шоу собрал все штампы «попсового» зрелища из разряда «попели-потанцевали-поговорили». Внятного сценического сюжета здесь не было, массовка прыгала (невысоко), плясала (плохо), раскрывала рты под фонограмму (еще хуже) и при этом еще пыталась спровоцировать маленьких зрителей на активные аплодисменты и хоровые выкрики из зала. По этому представлению не только невозможно судить о мастерстве занятых в нем артистов, но его нельзя классифицировать иначе, как капитуляцию театра перед худшими формами массовой культуры.

Театр куклы и актера «Скоморох» им. Романа Виндермана (Томск)

в рамках конкурса показал «Волшебную лампу Аладдина» Н.Гернет и «Лысую певицу» Э.Ионеско. Оба спектакля поставлены ушедшим из жизни Романом Виндерманом и восстановлены новым главным режиссером театра Сергеем Столяровым. Обладающие большим запасом художественной прочности, они находятся в хорошем творческом состоянии. Однако трепет новизны из актерского исполнения выветрился, в кукловождении ощущается некоторая «академическая инерция», которая накладывает свой отпечаток и на сценическую манеру молодых актеров. Естественно, что сыгранные молодыми в порядке вводов роли не произвели особого впечатления, и артисты остались без наград.

Жюри обратило внимание на замечательную актерскую работу Юрия Орлова, игравшего Гадателя в «Волшебной лампе Аладдина» с таким обаянием и заразительностью, что кукла в его руках казалась живой, одушевленной, сварливой и «себенаумешной» пройдой – лучшей из всех. К сожалению, артист уже вышел из возраста, допустимого «Положением о традиционном смотре-конкурсе молодых актеров профессиональных театров Томска и Северска» (до 30 лет). Но зато он еще не перешел возрастного предела, предусмотренного Положением СТД РФ о направлении лучших провинциальных актеров в Международную летнюю школу в Звенигороде для расширения своего артистического горизонта. Впрочем, Юрий Орлов еще не покинул возрастную категорию молодых актеров. И потому члены жюри с огромным удовольствием решили выделенную для Томского региона путевку отдать именно этому талантливому артисту.

Северский театр для детей и юношества показал спектакль «Остров счастья» (инсценировка и режиссура Константина Рехтина по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера»). Избранное театром название выглядит не самым удачным, но поставлен и играется этот спектакль со всей ответственностью – и по отношению к автору, и по отношению к зрителям. История взросления мальчика Тома дана в двух временных пластах – от имени повзрослевшего Сойера вспоминает свои детские приключения Алексей Беляков, а проживает все события Руслан Ковязин. Судя по тому, как строится спектакль, в этом театре уважают маленьких зрителей: их не стремятся искусственно взбодрить, доверяют их уму и смышлености, разговор о детстве, становлении характера, мечтах, фантазиях, любви и преданности ведут серьезный и проникновенный. В спектакле много раздумчивых, содержательных пауз, и надо видеть глаза зрителей и слышать затаенную тишину зрительного зала в эти мгновения – это лучшие моменты спектакля.

На конкурс были номинированы исполнители главных ролей: Роман Ковязин (Том Сойер), Антон Воробьев (Гек Финн) и Наталья Гитлиц (Беки Тетчер). Последние два произвели приятное впечатление искренней эмоциональностью, но их исполнение оставалось в «школьных» пределах грамотно сыгранной роли. А вот исполнитель роли озорника Тома порадовал и хорошими данными, и точностью сценического рисунка, и открытым, пылким темпераментом. Он-то и завоевал приз за лучшую мужскую роль.

Северский молодежный театр «Наш мир» – самый молодой из театров Томского региона, и он еще переживает трудности становления. Еще два года назад его спектакли вызывали больше нареканий, чем похвал: по мнению критики, атакующей горячности исполнения в них наблюдалось больше, чем грамотного, уверенного профессионализма.

Создатели театра – братья Виктор и Геннадий Шошины – смогли здраво воспринять критические высказывания об их детище и продолжали работать над повышением уровня мастерства труппы. Первые результаты этой серьезной внутренней работы положительно сказались на текущем репертуаре театра. «Амфитрион» П.Хакса заметно вырос в культурном отношении: ушло напрасное комикование, грубая буффонада, сомнительные приемы актерской игры. В спектакле появилась лирика, юмор стал содержательнее, артисты играют вполне достойно.

«Дорогая Елена Сергеевна» Л.Разумовской впечатлила, прежде всего, слаженной ансамблевой игрой актеров. Недавно пришедший в театр Дмитрий Цигура играл подлеца Володю без всякого нажима и разоблачительного пафоса. Со спокойной уверенностью и точностью хирурга он показал, как из таких прагматиков и циников начала 1980-х получились нынешние хозяева жизни. Специального актерского образования Дмитрий Цигура не имеет: инженер-физик по специальности, он окончил аспирантуру, сменил ряд технических работ, а уж потом пришел в театр на скудные актерские хлеба. Хороший голос, фактура интеллектуального героя и умение нести мысль на сцене позволили ему завоевать приз за лучшую мужскую роль второго плана.

И еще одно приобретение оказалось хорошим: недавние выпускники Новосибирского театрального института Татьяна Рябинина (Ляля) и Павел Жарков (Витя) продемонстрировали хорошую школу, внятную трактовку ролей и получили призы за лучший актерский дебют. Особняком в афише смотра-конкурса стояла оперетта «Цыганская любовь» Северского музыкального театра, показанная еще до официального начала конкурсного марафона. Вокалистка Анна Смирнова заслуженно получила премию за чисто спетую партию Эржи. А вот солистке балета Елене Осокиной повезло меньше. Исполненный ею цыганский танец – всего лишь номер, даже на эпизод не тянет, и танцовщица осталась без награды.

Вне конкурса был показан самодеятельный спектакль «С миру по нитке» коллективом, именующим себя Школа-студия-театр «Индиго». Его особенность в том, что на сцене выступают глухие и слабослышащие учащиеся экспериментального курса Томского областного колледжа культуры и искусства. Руководит этим театральным коллективом артист Томского областного театра драмы Александр Постников. Им проделана серьезная и большая работа по социальной адаптации своих необычных воспитанников. Однако название этого самодеятельного коллектива вряд ли соответствует тому, что происходит на сцене. Спектакль представляет собой бессюжетный ряд разрозненных пластических номеров, идущих под оглушительную «попсовую» музыку, которая то гремит из динамиков, то исполняется «вживую» находящимся на сцене эстрадным ансамблем. Номера исполняются юными участниками довольно успешно, они угадывают задаваемый ритм, и их движения, в основном, попадают в такт.

Социальную, культурную, гуманитарную значимость этого проекта нельзя поставить под сомнение, но ни школой, ни студией, ни тем более театром именовать то, что делает этот коллектив, нельзя. Собранные «с миру по нитке» номера выросли из развивающих упражнений для глухих и слабослышащих подростков. В них вложено много благородных намерений, энтузиазма, труда, но вряд ли эти пластические упражнения имеют какое-либо театрально-художественное значение.

Подводя итоги конкурса, можно констатировать, что театры Томска и Северска имеют в своих труппах неплохих молодых артистов. С женским составом дело обстоит лучше, чем с мужским, но это характерно, пожалуй, для большинства театров, и не только провинциальных. В томских труппах есть драматические героини, характерные и даже острохарактерные актрисы, можно разглядеть интересных бытовых, жанровых актрис. А молодые герои, как почти повсюду, в дефиците. Есть перспективные простаки и комики, но настоящего любовника, как и романтического героя, увидеть не удалось. С пластикой у молодых дело обстоит лучше, чем со сценической речью, а с нервной возбудимостью – лучше, чем с действенным поведением. Нечасто желание и умение работать «от партнера»: настоящая, подлинная, глубинная заинтересованность в диалоге – редкость. Это, к сожалению, общая черта современной подростковой и молодежной психологии, губительно сказывающаяся на мастерстве сценического общения.

Союз театральных деятелей делает очень хорошее дело, когда проводит смотры-конкурсы молодых актеров при поддержке местной администрации и правительства области. Умение сотрудничать с властями – несомненный плюс в работе председателя Томского отделения СТД РФ А.А.Сидорова. Есть надежда, что, несмотря на все трудности, кризисы и препятствия, возобновленный смотр-конкурс молодых артистов Томска и Северска вновь станет традиционным.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.