Арзамас. Сказки для взрослых

Выпуск №7-157/2013, В России

Арзамас. Сказки для взрослых

В Арзамасском театре драмы состоялась премьера спектакля по пьесе современного французского драматурга Марка Камолетти «Бестолочь». Режиссер-постановщик Аман Кулиев назвал свое новое детище «Ах, уж эта Анна!», тем самым убрав негативную оценку главной героини, заданную автором уже в названии.

Почему зал был и остается полон по сей день? Наверное, потому что, во-первых, эта постановка доставляет наслаждение зрителю, который пришел в театр после рабочего дня или в конце трудовой недели, чтобы просто отдохнуть. Во-вторых, спектакль, несмотря на всю свою внешнюю несерьезность и занимательность, интересен и с точки зрения наблюдения за человеческой игрой. Игра выражает сущность человеческого бытия. Человек по природе своей - существо, вечно пребывающее в состоянии движения в самом широком смысле этого слова. Человек - всегда процесс, но не результат. В нем заложено стремление к миру, к другому и к самому себе. Игра - это упоение свободой, высшая креативность, сладострастие от собственного головокружительного полета. Постановка Кулиева - апофеоз человеческой тяги к игре, к наслаждению. В игру актеров оказывается втянутым весь зал, который сопереживал и одновременно смеялся над «трудностями» служанки Анны (Наталья Тешина), вынужденной скрывать от хозяев их же собственные интрижки.

Сюжет пьесы незамысловат: супружеская чета (Максим Гордиенко и Елена Керзина) принимает в свой дом на работу новую служанку - недалекую, некрасивую деревенскую девушку Анну. Однажды все обитатели дома разъезжаются, но пустовать ему пришлось совсем не надолго. Не пройдет и нескольких часов, как туда вернутся все его обитатели. Анна не поедет в далекую деревню к скучным родственникам. Жена, воспользовавшись отсутствием мужа, тоже без сожалений откажется от поездки к старикам-родителям и вернется домой, правда, не одна, а с любовником (Михаил Быстров). Наконец, и муж, ни в какую командировку не поехавший, не захочет упустить редкую возможность провести пару дней в собственном доме вместе с любовницей (Юлия Власова).

В-третьих, обычная комедия интриги, которую виртуозно ведет Анна в постановке Кулиева, необычна своей подчеркнутой прозаичностью, что наполняет весь спектакль какой-то неоромантической эстетикой. Идеал становится иллюзорным, тоска по иллюзорному идеалу совмещается с жаждой наслаждения, любовь - с распутством, чувственностью, а духовный поиск - с бегством от скуки. Постановка Кулиева - это особая форма «томления» по истинной любви и по семейным ценностям одновременно.

И, наконец, премьера спектакля «Ах, уж эта Анна!» удивительным образом предвосхитила мартовские праздничные дни, став юмористическим гимном женской изобретательности. Это был выбор характера, который, погружаясь в реальную жизнь, порождает событие. Два человека (супруги), пережив анекдотическую ситуацию, все равно вместе и еще больше увлечены друг другом. У Кулиева не было даже измены, а была лишь неудачная и смешная ее имитация. Однако событие сорвало маски с персонажей и выявило проблемы во взаимоотношениях супругов. Может, рутина убивает любовь? А может, любовь это лишь мечта? Так или иначе, зритель не только смеется над перипетиями героев, он переживает катарсис.

Любое творчество - это всегда диалог художника с миром, в котором, как в постановке Кулиева, повторения тем, ситуаций, внутренняя перекличка фрагментов формирует целостность. «Сказки для взрослых», по словам Максанса Фермина, сегодня оказываются крайне актуальными.

 

Фото Максима САФРОНОВА


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.