В пространстве аббревиатуры / "Р.Р.Р." (Театр им.Моссовета)

Выпуск №7-157/2013, Премьеры Москвы

В пространстве аббревиатуры / "Р.Р.Р." (Театр им.Моссовета)

Режиссер Юрий Еремин большей частью ставит свои спектакли в пространстве классиков, но пространство Достоевского, которое он выбрал на этот раз, как видно, оказалось необъятным, и он сузил его до аббревиатуры, причем не автора (такое уже было - в ЦДР Казанцева и Рощина шел спектакль «На волнах Ф.М.»), а главного героя романа «Преступление и наказание» - Родиона Романовича Раскольникова. Спектакль на сцене Театра им. Моссовета называется «Р.Р.Р.».

Сразу вспоминаются «Петербургские сновидения», которые шли на этой же сцене 40 лет назад. А когда узнаешь, что главную роль играет Алексей Трофимов, вспоминается и спектакль Театра на Таганке, где позже в той же роли выступал его отец. Уже из этого следует, что новая постановка не только не должна походить на предыдущие, но призвана быть неожиданной во всех отношениях. Так, в принципе, и получилось.

Мы слышим стук пишущей машинки, на которой автор, стыдливо спрятавшийся под псевдонимом, пишет свою статью, в которой разделяет людей на особенных и обыкновенных. На сцену спускается прямоугольное полотно, где, как на белом бумажном листе, благодаря компьютерной проекции, буквы складываются в слова. Если учесть, что «Ундервуд» поступил в массовое производство лишь в конце 1890-х, то получается, что Еремин перенес действие романа Достоевского в начало ХХ века.

Основная идея статьи Р.Р.Р. известна со школьной скамьи: «тварь ли я дрожащая или право имею?». Но здесь все это проходит фоном, иллюстрированными титрами, без каких-либо философских рассуждений, с поистине телеграфной лаконичностью. Еремин (автор инсценировки) явно не собирается грузить зрителя, воспитанного на ТВ и Интернете, лишней информацией, и, по сути, превращает в аббревиатуру всю свою сценическую версию. Главное - чтобы спектакль был притягателен визуально. Для этого режиссер взял на себя также функции сценографа и художника по костюмам.

Придумана великолепная металлическая конструкция, которая постоянно вращается, складываясь в многочисленные петербургские мосты с фонарями, соединяющие каморку Раскольникова, квартирку старухи-процентщицы, полицейский участок. Своего рода лабиринт (или замкнутый круг), в котором мечутся персонажи спектакля. Яркая метафора, вполне в духе Достоевского! Об эту конструкцию разбивается текст статьи, и буквы превращаются в хаотичные частички, которые преследуют Р.Р.Р., символизируя хаос, который творится в душе бывшего студента. Великолепное сценическое решение, избавляющее от многочисленных внутренних монологов!

Поскольку вся философия ушла в пишущую машинку, здесь уже не проходит старая пословица: что написано пером, того не вырубишь топором. Но топор, конечно, появится. И под звуки быстрого и веселого фокстрота Р.Р.Р. опустит его на голову процентщицы (великолепная работа Юлии Чирко), далеко не старухи и больше напоминающей кокетливую нэпманшу в меховой горжетке (и здесь временные рамки расширены), а затем и на голову ее совсем уж безобидной сестры Лизаветы (Татьяна Родионова).

Статья Р.Р.Р. - экспозиция, сцена убийства - завязка. Дальше, по идее, должно быть развитие действия, а параллельно и эволюция главного героя, которая в итоге приведет его к раскаянию. Но режиссер сразу же выпускает Порфирия Петровича (Виктор Сухоруков), и вместо того, чтобы бороться с самим собой, Р.Р.Р. начинает воевать со следователем, всячески пытаясь обелить себя.

Алексей Трофимов уже успел ярко заявить о себе в премьере прошлого сезона «Циники». Новая роль - еще одна удача молодого актера. Он создал яркий образ инфантильного неврастеника, лишенного внутреннего стержня. Не сомневаюсь, что Трофимов способен потянуть свою роль и в более сложном варианте. Но этого не требуется. А поставленную режиссером задачу он выполняет просто идеально.

Порфирий Петрович предстает в виде пожилого бодрячка, который любит бегать трусцой, но, садясь на стул, подкладывает подушечку, и становится ясно, что бегает он совсем не из любви к спорту. Этот мудрец с внешностью простачка, наживший себе геморрой от долгого сидения на допросах, сразу понимает, что молодой человек, чей псевдоним он без труда разгадал, - убийца, но в то же время и жертва, жертва одной из тех идей, которыми больна окружающая действительность. Может быть, видит в нем себя (каким был в молодости) или даже испытывает к нему отцовские чувства (у П.П. нет детей). Но он хочет спасти юношу, превратившегося в аббревиатуру, - не помочь избежать наказания, а именно спасти, спасти его душу. Здесь актер расширяет границы своей роли до невероятных размеров, и персонаж Сухорукова становится носителем справедливости земной и вселенской, вселяя в главного героя надежду на спасение.

Что ждет Раскольникова при другом раскладе, автор спектакля показывает в образе Свидригайлова (Александр Яцко), тайно убившего свою жену и покончившего с собой, не найдя выхода из внутреннего тупика. Причем параллель дается самым наглядным образом: оба обнаруживают на своем носке кровавое пятно и затем надевают ботинок на босую ногу. А в сцене с Соней (Анастасия Пронина), где Р.Р.Р. признается ей в своем преступлении, Свидригайлов возникает у него за спиной, и они сливаются в единое целое. Яцко даже на минимуме текста сумел сделать свой образ объемным. В сцене с Дуней (Анна Михайловская) этот убийца и насильник с искренними слезами на глазах похож на любящего и страдающего человека куда больше, чем на циничного злодея. Полная неожиданность! В том, что этот демон действительно любит Дуню, нет никаких сомнений.

Но даже у этих трех персонажей мало текста. Что уж говорить о других? Перемена декораций совершается просто стремительно, придавая действию очень высокий темп. При этом режиссер не захотел отказаться от многочисленных сюжетных линий романа, но решительно их сократил, упрощая рисунки ролей до предела. Роль Мармеладова, считавшаяся всегда чуть ли не бенефисной, урезана так, что даже такому замечательному актеру, как Сергей Виноградов, не удалось ее вытянуть: его персонаж не вызывает сочувствия: трагедия слабого человека, так ярко представленная Достоевским, превратилась в фарс. Лужин у Романа Кириллова - всего лишь пошловатый резонер, а Разумихин Андрея Смирнова - пасторальный студент. Что касается Михайловской-Дуни, то она предельно добропорядочна в сцене с Лужиным и очень эротична в сцене со Свидригайловым. Нина Дробышева в роли Катерины Ивановны с самого начала надевает маску сумасшедшей (как в античной трагедии) и говорит нараспев. Но великолепен сольный номер, где она читает стихи Пушкина. У Анастасии Прониной даже самая важная сцена, в которой ее Соня читает главному герою о воскресении Лазаря, занимает от силы три минуты. Но молодой актрисе удалось создать образ земного ангела-хранителя Р.Р.Р., способного заставить его душу воскреснуть.

Как это ни удивительно, исполнители оказались готовы к тому бешеному ритму, который задал режиссер, и в итоге получился великолепный актерский ансамбль. И сам спектакль хорош: академический, серьезный, без всяких там авангардизмов. Может, чего-то и не хватает, но уж точно ничего лишнего. Спектакль держит в напряжении до самого последнего момента: свет, звук, спецэффекты - все этому содействует. Особенно музыка, которая помогает раскрыть внутренние метания Р.Р.Р. В программке указано, что использованы произведения Чайковского и Вагнера. Лично у меня сразу же возникли ассоциации с фильмами, в которых эта музыка уже звучала (в частности «Реквием по мечте»), но, как бы там ни было, здесь она очень в тему. Особенно в финале.

Финал тонет в густом белом тумане, который накрывает всех персонажей (и живых и мертвых). Соня снимает с себя крест (крест убиенной Лизаветы), отдает Раскольникову, и они выбираются из этого тумана наверх, оставляя внизу остальных. Проститутка и убийца. Через грех - к спасению.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.