Елена Прекрасная / Елена Амосова (Новокузнецк)

Выпуск №7-157/2013, Лица

Елена Прекрасная / Елена Амосова (Новокузнецк)

В феврале 2013 года актрисе Новокузнецкого драматического театра Елене Ходоренко (сценический псевдоним - Амосова) присвоено почетное звание заслуженной артистки РФ.

Индивидуальность актера и весь его облик для зрителя чаще всего имеет решающее значение. Неслучайно титры многих фильмов начинаются не с названия, а представления имен актеров. Зритель воспринимает прежде всего актера - как в кинематографе, так и в театре. И, если артист обладает яркой индивидуальностью, это может стать эквивалентом его таланта. Явление этих двух составляющих в одном актере - исключительное счастье и поистине дар Божий. Вот к таким счастливчикам и относится Елена Амосова, артистка Новокузнецкого драматического театра. Она в полном смысле слова украшает сцену этого театра около четверти века - с 1989 года.

В какой бы роли ни была занята Елена Амосова, она мгновенно обращает на себя внимание - и по причине превосходных внешних данных (прекрасная прямая осанка, высокий рост, выразительное лицо, хорошо поставленный голос), и по причине сценического обаяния в сочетании с драматическим талантом. И еще - Елена удивительно пластична на сцене, ее движения - отдельная тема. Когда видишь задатки гармоничности в молодых артистах, поневоле задаешь себе вопрос: сколько должно пройти времени, чтобы они научились двигаться, как Амосова? Или это все же не вопрос опыта и с этим рождаются?

Все работы актрисы отличаются особой глубиной, экспрессией энергетического посыла и жанровым многообразием. Ей с блеском удается раскрывать не только своих героинь и позицию режиссера, но и неуловимое привнесение собственной интерпретации, словно каждый образ она сопровождает шлейфом своей женственности. Каждая роль высвечивает новую грань дарования артистки. Она играет легко, сочно, эффектно, с присущей ее дарованию особенностью создавать и масштабное полотно, и тонкий подробный рисунок.

Можно назвать любые роли Амосовой, и все они окажутся из числа незабываемых. Ее маргинальная героиня Клара в драме А. Галина «Звезды на утреннем небе» цинична лишь внешне: с тонким сочувствием к этой заблудшей душе актриса находит для нее психологическое оправдание. Переплетением высочайшего трагизма с нервной парадоксальностью покинутой женщины пронизана роль Грю в драме «Сон об осени» Юна Фоссе. В этом спектакле артистка блестяще проявилась как мастер сценических обобщений, соединяя в финальном аккорде облик неумолимой богини судьбы Парки и реальной женщины с неудавшейся судьбой. Объем не сложившейся жизни и женского коварства респектабельной красавицы Мамаевой во всем многообразии проявлений воплощен Еленой в комедии А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты». В спектакле «Старший сын» есть эпизод, где Елена Амосова являет собою живую статую Девушки с кувшином, несколько долгих минут неподвижно сидящую на авансцене. Весь драматизм происходящего концентрируется в статичном облике этой живой метафоры времени и судьбы, угаданной артисткой с безошибочным душевным чутьем. В этом же спектакле Амосова играет и Макарскую, органично сочетающую дерзость и романтичность, кокетливость и одиночество. Творческий диапазон Елены Амосовой свободно включает в себя и заразительное юмористическое начало, как это происходит в комедиях «Гарнир по-французски», «Здравствуйте, я Ваша ... теща!», «Одолжите тенора».

Когда-то сцена стала призванием для девочки из города Барабинска, единственного ребенка в семье, которому мама прочила основательное будущее бухгалтера или хотя бы учительницы, но Лена с шести лет самозабвенно занималась танцем, а потом и вовсе отправилась учиться на артистку. Она выбрала свой путь сама, и этот путь привел ее к необходимости быть сильной, преодолевать преграды, оставаться красавицей и жить с гордо поднятой головой. Наверное, поэтому она любит воплощать на сцене неоднозначные характеры и сегодня наиболее близкая ей героиня - это Камилла из остросюжетного детектива «Смертельное убийство» Дэвида Фоули.

А образ звезды Бродвея Хелен Синклер (спектакль «Бродвей») стал своеобразным символом безоглядной любви актрисы к театру и стойкости в преодолении противоречий на пути к вершинам профессии.

 

Фото Сергея КОСОЛАПОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.