Чисто английский детектив как повод для балета / "Шерлок Холмс" в Детском музыкальном театре им.Н.Сац

Выпуск №7-157/2013, Мир музыки

Чисто английский детектив как повод для балета / "Шерлок Холмс" в Детском музыкальном театре им.Н.Сац

Зрители вслед за читателями давно привыкли, что основное свойство и специфическое обаяние чисто английского детектива - изящная ирония. Как бы ни был драматичен сюжет, его персонажи неизменно невозмутимы, элегантны и должны не только успеть пообедать, но и переодеться к столу по удару гонга. И еще один непреложный закон жанра: дворецкий не может быть убийцей, потому что он не джентльмен. Все мы к этому приучены кино и телевидением. Сама атмосфера эпохи и стиль жизни героев порой кажутся интереснее сюжета, его фабулы и его загадки. Драматическая сцена тоже давно выработала свои стандарты. Сложнее представить детектив, решенный в художественных средствах и принципах балетного театра. Видовые и жанровые особенности, сама природа этого искусства предельно усложняют перевод литературного материала на язык танца.

Хореографический спектакль «Шерлок Холмс» с участием знаменитого сыщика и его помощника доктора Ватсона, да еще для детей, представляется дерзостью. Однако, на малой сцене Детского музыкального театра имени Натальи Сац балетмейстер Елена Богданович такой балет придумала, сочинив не только хореографию, но еще сценографию и костюмы. Либретто написала Галина Телякова по мотивам рассказов Артура Конан-Дойла. Музыкальной основой спектакля стали мелодии Георга Генделя, Франца Шуберта и ирландская фольклорная музыка.

Зрелище, будучи по природе камерным, не оказалось нарочито нравоучительным или пресным. Стилистика его учитывает детское восприятие как специфический этап развития сознания растущего человека, когда он, вникая в детективный сюжет, прежде всего сам себя ощущает участником настоящей взрослой жизни с ее манящими тайнами и опасными загадками. В русской традиции подобные сюжеты связаны по большей части с войной, Гражданской или Отечественной. Стилистика, избранная либреттистом и балетмейстером спектакля «Шерлок Холмс», берет начало в сюжетах Диккенса и Стивенсона, но адаптирована для зрителей, уже начитавшихся Агаты Кристи. Кроме того, этот «бескровный» сюжет про внезапное исчезновение мистера Невилла Сент-Клера и его двойную жизнь на лондонском «дне» под именем Хью Буна несет в себе черты чисто английского романтизма, опять-таки, пронизанного иронией. Это юные зрители тоже воспринимают с благодарностью, как новую грань опасной взрослой жизни, к тайнам которой они приобщаются.

По пустой, без линии рампы, площадке, похожей на балетный класс или репетиционное помещение, бесшумно движутся фрагменты кирпичных стен, создавая легко меняющуюся картину угрюмого города. «Движителями» каждого элемента сценографии являются артисты, которые, выходя «наружу», становятся прохожими, полицейскими и даже ... мыслями Шерлока Холмса.

Балетмейстер делает одним из героев сюжета сам дедуктивный метод Холмса: несколько молодых людей, обутых ... в шляпы, танцуют нечто хаотичное. Постепенно эти обрывки жестов и движений становятся вполне читаемой последовательностью хореографических фраз. Возникает изящный и остроумный образ работы мысли человека, увлеченного своим делом. Литературная природа первоисточника балетмейстером вовсе не камуфлируется, а, напротив, подчеркивается. Кроме того, события постоянно и тонко комментирует голос от автора, в котором легко угадываются мудрость и теплота интонаций артиста Георгия Тараторкина.

Основные герои балета сплошь молодые люди, только начинающие свою деловую карьеру. «Титульный герой», частный детектив Шерлок Холмс (Олег Фомин) чем-то похож на Вана Клиберна, каким он был, когда его впервые увидели и влюбились москвичи. Этот Холмс еще молод, но психологически пластичен, как всякий творческий человек. Его внутренние монологи «комментирует» своим скрипичным соло столь же юный музыкант (все помнят, что Холмс не без удовольствия играет на скрипке). Доктор Ватсон (Иван Титов) мужественно держится в тени, хотя мы успеваем понять, как существенно его участие в интриге поиска, как дорога и полезна его преданность патрону.

Эксцентричная и колоритная Миссис Хадсон (Наталия Савельева) тоже, что трудно представить, еще молода, но уже верна выбранной роли хранительницы очага и покоя в доме: она буквально намертво «пришита» к кофейному столику, с которым, кажется, ни на минуту не расстается.

Спрятавшийся от действительности Сент-Клер (Максим Павлов) и его супруга (Елена Музыка) отвечают в сюжете за романтическую его грань. А темпераментный и лукавый Воришка Павла Окунева - «за Диккенса». Холмс охотно пользовался услугами таких бывалых обитателей лондонского дна, когда ему была нужна какая-нибудь информация. Этот «волонтер» тоже получает выразительный монолог, танцует свое виртуозное соло в стиле брейкданса под ирландскую волынку, что выглядит не только уместно, но и забавно.

Экзотичности сюжету и атмосфере добавляет Китаянка (Татьяна Пассер), хрупкое загадочное существо на пуантах со «скелетом» зонтика в руках, который тихо звенит привязанными к его спицам колокольчиками. Нечто вроде легкой досады возникает в финале, когда узнаешь, что она всего лишь внедренный в злачное место секретный агент полиции. Но каких-либо назойливых провокаций или сарказмов в балете нет. В нем увлекает репортажная легкость и органический юмор.

Хореографический текст спектакля сочетает едва уловимые элементы совсем не скучной базовой классики и танца модерн, используемого уместно и остроумно, в понятных формах. Юные зрители легко считывают эти пассажи, не испытывая ни скуки, ни усталости. Балетная лексика, ясная и живая, адекватна тому образу старого Лондона, который всем знаком и всеми ожидаем. Ирония здесь пронизана лирикой. Изящный эскиз на темы Конан Дойла, весьма «немногословный», но удивительно стильный, даже изысканный, интересен как опыт воплощения на языке балета для юных зрителей образов легендарных героев детективного жанра. Балетный театр вовремя приобщился к культурной традиции и внес свою полезную лепту. Ведь человечество, как известно, делится на две категории: тех, кто

любит детективы, и тех, кто это скрывает.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.