Дзержинск. Новые идеи, свежие образы

Выпуск № 8-158 / 2013, В России

Дзержинск. Новые идеи, свежие образы

Дзержинский театр драмы - один из широко известных провинциальных русских театров. Благодаря своему экстравертному стилю жизни и непоседливости характера, он - постоянный участник всевозможных фестивалей, заядлый гастролер и неутомимый предприниматель. Например, «Театральная весна-2013» ознаменована для него тремя гастролями - в Саранске, Вышнем Волочке и Сызрани. Я же хорошо помню его гастроли в начале 2000-х в Москве, вызвавшие интерес и яркие отклики в прессе. На недавнем фестивале театров малых городов в Вышнем Волочке дзержинцы завоевали гран-при, а теперь собираются на Первый международный фестиваль русской классики в Кинешму. Три последних премьеры, которые я увидела в Дзержинском театре, развернули его и без того обширный репертуар в трех разных направлениях - современной молодежной драмы, романтической фантазии для нежного возраста и «вечной» русской классики.

«Тринадцатая звезда» В. Ольшанского, поставленная здесь недавно, написана по мотивам рассказов Э. Сетона-Томпсона. Действие этой притчи происходит в загоне скакового клуба, где на некогда диких кроликах тренируют гончих собак и где каждый раз игра идет не на жизнь, а на смерть. Кролик, одержавший тринадцать побед, получает долгожданную свободу. Однако в ход этой борьбы, как и в жизни, вступают силы любви, дружбы, подлости, предательства - в результате чего кроличий загон становится хорошей школой жизни для всех, и каждый выбирает в итоге свой собственный путь, сообразно своим представлениям о чести и достоинстве.

Приключения, составившие сюжет этой истории на дзержинской сцене, приобрели свой особенный ракурс. Главный режиссер театра Андрей Подскребкин поставил спектакль не о кроликах, а о людях, пребывающих в заключении и участвующих в подобных же смертельных играх. И если изначально сия притча повествовала о вечных человеческих ценностях, то именно люди и явились теперь перед нами их носителями, а также олицетворением своих собственных достоинств, пороков и заблуждений. Гордый Джек Боевой Конек (Вячеслав Рещиков), познав сокрушительные предательства в любви и дружбе, в финале покидает свою клетку, оставляя в ней навсегда и неверную Ясноглазку (Мария Шиманская), и предавшего его Громилу (Иван Никулин), и неопытного Пушка (Артем Баранов), еще только начинающего постигать законы выживания, и старую наставницу Вислоухую (Валентина Губкина), благодаря которой новые обитатели загона должны научиться жить и побеждать.

Музыкальная фантазия «Алые паруса» - это авторское сочинение самого театра: собственная инсценировка повести Грина сделана Александром Расевым и Валентином Морозовым, музыка написана Ульяной Ладо, постановка осуществлена Валентином Морозовым.

Сценография же Ирины Евдокимовой подарила спектаклю решение необычайной красоты. Огромное голубое сценическое пространство, в котором небо на горизонте сливается с морем, создавало абсолютно волшебный, сказочный мир. В этом мире все приобретало сказочный ореол: и жизнь маленького приморского городка с его обитателями, и история Ассоль (Александра Гришанова), выраставшей на наших глазах из маленькой девчушки в молодую красавицу. И взросление юного Грея (Денис Мартынов), приплывшего потом сюда под алыми парусами. Удалые матросы, как в некоем сказочном сне, поднимались в небо по веревочным лестницам и играли на музыкальных инструментах, а ночью морская фея парила над ними, помахивая волшебным фонариком и благословляя всех, кто в море... Театральная сцена казалась источником длящегося волшебства, способного очаровать и детвору, и взрослых, вырывая нас из привычной жизни и осуществляя мощную романтическую прививку нынешнему деловитому зрителю.

«Дядюшкин сон» в постановке Андрея Подскребкина, с его неожиданной трактовкой, стал хитом сезона и событием всего города, раскупающего билеты на каждый спектакль, дабы увидеть «этого Достоевского».

Продолжая традиции «сценического волшебства», художник Ирина Евдокимова придала этому спектаклю величественную осанку, достойную русской классики. Огромное черное пространство сцены, с колоннадой красных бархатных вертикалей, белоснежной мебелью и белыми костюмами, создавало роскошный черно-красно-белый колорит действия. А вся геометрия спектакля и его изысканный мизансценический рисунок дополняли впечатление особенной красоты и значительности происходящего.

Но Дядюшке - Князю К. - снились совсем другие сны, нежели те, к которым мы привыкли. Лишь сначала он был смешон и забавен в своем лукавом старческом слабоумии. А потом, сняв с себя парик и наклейки, оказавшись в полном неглиже, со зловещей лысой головой и холодным тяжелым взглядом, он предстал перед нами «князем тьмы», вышедшим из черной бездны сцены. Он уже не был немощен, он был дьяволом-искусителем, от скуки играющим миром и людьми, сеющим вокруг себя хаос и смуту, смуту и безумие. Он нес в себе ощущение полной власти над миром и душами, которыми он управлял, как некий вселенский кукловод.

Игорь Тарасов, изобразивший Князя в этой оптике, придал образу совсем другой драйв и иной объем психических излучений. Прибавив сюда великое душевное одиночество этого демона, парившего над грешною землей. В результате чего весь сюжет о старом проказнике, невольнике старческого маразма, предстал совсем в ином свете, напомнив нам об идее мирового зла.

Соответственно, и объем других образов в свете общего замысла изменился. Абсолютно трагическим персонажем предстала перед нами Зинаида (Мария Шиманская) - молодая, романтичная и благородная душа, вступившая в отчаянное противостояние с местными мордасовскими нравами.

И не менее драматической фигурой выступила ее мать, Мария Александровна Москалева (Татьяна Орлова) - эта вечная русская мать, готовая на героические деяния ради счастья единственного чада. То была личность особенного душевного размаха, истинная царица в своих замыслах и свершениях. Столь уверенная в своей силе, что вызывала наше невольное восхищение. Ее умение и талант управлять жизнью обладали бесконечной магией. Это была настоящая стихия штурма и натиска, достигавшая своей цели с безоглядной страстью. На пути завоевания Князя она даже впадала в оргии торжествующего ликования, диких каскадов и плясок, предвкушающих победу. Огнедышащий персонаж, воительница.

Тем слаще была победа Князя над этим суетящимся человеческим сообществом, в коем находились столь незаурядные личности, как Мария Александровна. И Князь, перехитривший весь Мордасов, с блеском демонстрировал власть высших сил над всеми нами.

Итак, все три последние премьеры дзержинцев являли собой яркий поиск собственного стиля в идеях, концепциях и образности. Впрочем, и в своей повседневной жизни театр живет креативно и разнообразно. Чего только здесь не затевают: и ежегодное «двойное» открытие сезона - взрослым и детским спектаклем, и проект «спектакль-абонемент» для студенчества, и бенефисы как маститых, так и молодых актеров. Каждую весну торжественно вручается «Гнутый гвоздь сезона» самым выдающимся явлениям - например, «соло сезона», «шпагат сезона», «танец сезона», и даже «ню сезона». А техническому персоналу - «молоток своего дела».

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.