Оренбург. Файзи в театре имени Файзи

Выпуск № 8-158 / 2013, В России

Оренбург. Файзи в театре имени Файзи

Если бы Оренбургу чуть меньше повезло с усердным в высшей степени цензором, наш город стал бы родиной первого в России профессионального татарского театра. Премьера должна была состояться 3 декабря 1905: афиши обещали зрителям сцены из комедий А. Грибоедова «Горе от ума», Н. Гоголя «Ревизор», А. Островского «Свет и тьма», пьес Камала, Амирханова, Кулахметова, Рамеева, а еще выступление струнного оркестра Оренбургского казачьего войска. Все билеты были раскуплены. Однако авторы показались господину В.Д. Смирнову (история сохранила имя бдительного чиновника!) предосудительными и праздник не состоялся. А право первородства принадлежит теперь Казани.

Но татарский театр в Оренбурге все-таки родился и оказался на редкость жизнеспособным. Он достойно прожил более века, а в начале 90-х получил новое имя -Мирхайдара Файзи и замечательного художественного руководителя - заслуженного деятеля искусств России и Татарстана Растама Абдуллаева.

Можно было бы обойтись без экскурса в прошлое, но два обстоятельства требуют его. Во-первых, почему в репертуаре этих лет нет спектакля по пьесе драматурга, чье имя носит театр? О втором же скажем «под занавес» этих заметок...

Недоумение зрителей снято недавней премьерой драмы М. Файзи «Заблудшая душа» в постановке Растама Абдуллаева. Режиссер признался, что думал об этом давно, еще со времен учебы в Ленинградском театральном институте.

Но почему именно сейчас? Не раньше и не позже? Ответ на этот вопрос - в спектакле. Он о заблудшей душе - а сколько их, порой и не сознающих своей нелегкой участи, бьется об острые углы непростой сегодняшней жизни!

Девушка с независимым, сильным характером, Мавия, покинув родной дом, чтобы избежать навязываемого брака с нелюбимым, учительствует в небольшом татарском селе, где встречает настоящую любовь. Это могло бы стать счастливым концом истории. Но не для Мавии. Не впадая в мелодраму (к чему при поверхностном прочтении мог бы располагать сюжет), молодая актриса Алия Салпикова решает роль в лирико-драматическом ключе, точно вписывая свою героиню в общее решение спектакля. Постановка освобождена от быта, от реальных примет времени и места (действие пьесы происходит в начале прошлого столетия). Городской дом Мавии в первом действии, жалкая ночлежка в действии втором только обозначены художником Петром Плотниковым, пространство же сцены отдано им для динамичного, легко меняющего облик и характер образа, символизирующего дебри жизни человеческой. Он создается белыми пеленами и мрачными тенетами, ниспадающими сверху, движениями пластического «хора», в которых блуждает душа нашей героини, ищущей не счастья, но истины. Глубину и проникновенность зримому образу дает сопровождающая его мелодия - светлая, лиричная, но со щемящей нотой в ее середине. В драматические моменты она вырывается из глубины, говоря залу больше, чем слова (автор музыкальной партитуры - Растам Абдуллаев).

Одной из главных удач спектакля надо назвать исполнение роли Мавии. Алия Салпикова явила характер противоречивый и в то же время цельный. Прошлое героини осталось «за кадром», но именно в нем нашла актриса причины ее душевных блужданий. Мавия - уважаемая на селе учительница. Но не разность социальных статусов (Самат, к которому ее влечет - простой деревенский парень) останавливает Мавию. Вспомним: на пути самостояния она уже одержала неслыханную по тем временам победу - воспротивилась воле родителей, традициям своего круга и осталась свободной. Торжество еще поет в ее груди, питает ее гордость. Или гордыню?...Нельзя уступить нелюбимому, но нужно ли покоряться любимому? Вот в кольце таких мыслей и чувств мечется душа Мавии-Салпиковой. Игра актрисы впечатляет и потому, что ее героиня еще и открыто эмоциональна, переживает эту нечаянную любовь с упоением и ... ужасом. Простодушный Самат - Марсель Рахматуллин, нежданно-негаданно попавший из огня в полымя, меняется на наших глазах. Чувство героя деревенских посиделок становится все глубже, все богаче оттенками. Пожалуй, только Бакир - Алмаз Мустафин, предложивший руку и сердце Мавии, которая уехала-таки в город, остался для зрителей «вещью в себе» (в почтительно смиренном, застегнутом на все пуговицы несостоявшемся женихе вряд ли признают коллегу сегодняшние акулы и пескари пера).

...И только себя не удалось победить Мавии - случайная встреча с Саматом решила ее судьбу. Романтически возвышенная сцена-танец, эмоционально насыщенная, пластически выразительная (балетмейстеры Сергей Тишков и Наталья Кирюшина) - так решена в спектакле кульминация этой непростой истории. Но закончилась только ее половина - приключения заблудшей души в лабиринте собственных чувств и зыбкость невесомых полотен уступают место грубой реальности, и вот уж здесь зрители без труда разглядят своих современников и в обитателях ночлежки (вспомним столичные «резиновые квартиры»), и в хозяйке ее Бибкай. Заслуженной артистке России Люции Абдуллаевой хватило считанных минут, чтобы очаровать зал кипящей энергией и ужаснуть способностью выжать лишнюю копейку из чужой беды - ведь именно у Бибкай снимает угол бродяжка Мавия с малюткой-сыном.

Но театр имени Мирхайдара Файзи, как и сам Мирхайдар Файзи, все-таки любит человека. Неслучайно рядом с выжигой Бибкай мы видим неунывающую Магитап, невестку хозяйки (Маргарита Сагитова), берущую Мавию под свое крыло. Да и ватага зимагоров (прототипов современных рабочих, уехавших из родных сел в поисках лучшей доли), вначале напугавших молодую женщину, показала себя отзывчивой на чужую радость, способной разделить ее, а их вожак оказался не просто Саматом, а тем самым Саматом! Что скрывать - театр любит такие финалы и умеет сыграть их светло и радостно. Любит их и преданный своему театру зритель - так почему бы и нет?

Да, было обещано досказать, зачем нам понадобился экскурс в прошлое татарского театра Оренбурга. Дело в том, что в день премьеры на почетном месте в зале сидела старейшая актриса Оренбургского татарского театра Разия Рафикова - одна из исполнительниц роли Мавии в пятидесятых годах прошлого столетия! После спектакля обе Мавии встретились. Им было о чем поговорить...


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.