Саров. Если счастье целиком в прошлом

Выпуск № 8-158 / 2013, В России

Саров. Если счастье целиком в прошлом

Не каждый театр сегодня возьмется ставить спектакль о том, как страшно стареть. Ведь это так невесело, безотрадно, немодно. В конце концов, коммерчески неуспешно. Руководители Саровского драматического театра предвидели, что диптих «Последние луны» - «Тихая ночь» не будет собирать аншлаги, но, тем не менее, решились на новый проект, который с полным на то правом можно назвать социальным.

Премьера диптиха состоялась на сцене Художественной галереи, заменяющей Саровскому театру малую сцену. В феврале был показан спектакль по пьесе итальянского драматурга Фурио Бордона «Последние луны», а 1 марта, в продолжение заявленной темы, - одноактная постановка по пьесе немецкого драматурга Гарольда Мюллера «Тихая ночь» в постановке Александра Ряписова.

Эти спектакли разительно отличаются от непритязательных антрепризных постановок, от легких ненавязчивых комедий, которые забываешь через полчаса после выхода из зала. Они оставляют не только привкус горечи, но и глубокого удовлетворения, как будто после долгих блужданий среди ложных ориентиров и навязанных смыслов вдруг натыкаешься на простое зерно истины.

На несколько часов зал покинула всякая веселость. Хотелось плакать, потому что со сцены без прикрас звучала правда об эгоизме, равнодушии, нечуткости. Правда, которую мы не привыкли говорить вслух, а если и приходилось, то стыдливо отводя глаза. Но старость - именно тот возраст, когда можно позволить себе говорить или слышать правду. Как там у Бордона? «Истинные мечтатели - не молодые, а старики. Потому что они растеряли все, кроме своих воспоминаний. Они - те, кто вычеркнут из списков. И если бы однажды им вздумалось сказать нам всю правду, мир оглох бы от воплей стариков, отказывающихся умереть».

«Последние луны» - это негромкая история жизни двух пожилых людей. Он (заслуженный артист РФ В.Соколов-Беллонин) - престарелый отец семейства. Жена умерла тридцать лет назад, сын вырос и стал послушным семьянином, прилежным клерком, отцом... Старик, как это часто бывает, оказывается вычеркнут из жизни молодой семьи, словно заживо похоронен в маленькой спальне на втором этаже, в четырех стенах. И спасается от одиночества в собственных воспоминаниях и беседах с давно умершей супругой.

Я охотно верю, что перед премьерой такого спектакля волноваться могут даже самые опытные актеры. Глубина материала, колоссальный объем вербальной информации, длинные монологи, но в особенности высокий уровень эмоциональных затрат, которые требуются актеру, - все это делает спектакль непростым и для исполнения, и для восприятия.

А.Ряписов:

- На мой взгляд, за последние десять лет российский театр вообще перестал говорить на социальные темы. Зрителей отправляют в сторону развлечений, даже если это классика, ее стараются поставить ненавязчиво, неглубоко. Может быть, только последние несколько сезонов по всей стране я заметил какое-то активное желание у режиссеров начать вести с публикой диалог на темы, которые действительно волнуют. Мы все-таки пытаемся превратить театр в дискуссионную площадку, чтобы в нем происходил энергообмен между актерами и зрительным залом. Только такой театр является настоящим. На мой взгляд, этот спектакль адресован людям среднего возраста, тем, у кого стареют родители. Важно увидеть эту историю со стороны. Потому что старики и без того прекрасно знают свои проблемы. А вот мы не способны залезть в их шкуру. Я тоже из того поколения, моей маме 70. И наши редкие встречи и питали меня той энергией, которую я постарался в этом спектакле найти.

В «Тихой ночи» также показан конфликт поколений. Действие разворачивается в доме престарелых, куда сын (Р.Шегуров), молодой и удачливый бизнесмен, накануне Рождества обычно приезжает забрать мать, чтобы провести праздник вместе. Но не на этот раз. Сюрприз, который ожидает престарелую героиню (заслуженная артистка РФ Л. Романова), - вовсе не опостылевший пластмассовый ангел, который он дарит ей каждый год, и не старенький телевизор, чтобы скрасить одинокие вечера. Сюрприз куда более циничен, изящно завернут в оболочку фальшивой сыновней заботы. Он вовсе не собирается ее забирать, а лишь просит подписать документы на продажу небольшого клочка земли и старой скотобойни. Ее последнего пристанища в этом мире, места, с которым связаны все воспоминания.

Сюжет достаточно монотонный. В отличие от «Последних лун», здесь нет пространных философских размышлений о смерти, необратимости жизни, страхе одиночества. Весь диалог героев крутится вокруг банальных бытовых тем, которые, если честно, в переводе на нашу российскую действительность кажутся довольно нелепыми. Наших стариков из домов престарелых не возят на рождественские экскурсии в соборы, сомнительно, что по утрам они ходят пить кофе с булочкой в кафе за углом. Как призналась после спектакля Людмила Романова, если бы на сцену вынести проблемы НАШИХ пенсионеров, смотреть было бы страшно.

Впрочем, не стоит забывать, что пьеса была написана три десятилетия назад и в целом совершенно не потеряла актуальности. Мир мало в чем изменился. Разве что стал еще жестче.

Героиня Романовой - особа деревенская, всю жизнь проработавшая с мужем на скотобойне. К старости она начинает терять память, общаться с ней сложно. Однако именно благодаря таланту и душевности актрисы в персонаже нет ничего приземленного, героиня наделяется ни с чем не сравнимой интеллигентностью. Перед нами не просто жена мясника, а женщина с чувством собственного достоинства, стиля. Она не выйдет из дома, не погладив блузки, никогда не позволит себе красоваться в чужой шубке, только чтобы на нее обратили внимание. Наконец, она невероятно беспомощна, трогательна и очень любит своих пятерых детей, ни один из которых не балует ее вниманием.

На фоне отсутствия действия как такового мы видим движение души главной героини. Спектакль, также как и «Луны...», невероятно сложен в плане пробуждения эмпатии зрительного зала. Найти такой материал для актера в преклонных годах - большая заслуга режиссера.

А. Ряписов:

- Когда я преподавал в Нижегородском театральном училище, студентка принесла мне пьесу Г. Мюллера «Тихая ночь». Прочитав, заинтересовался автором. И вскоре узнал, что московский театр им.Вахтангова уже давно ставит спектакль, в котором две одноактные пьесы - «Тихая ночь» и «Последние луны» - объединены. В прошлом сезоне я приехал в Саровский театр, увидел замечательных актеров - Владимира Борисовича Соколова-Беллонина и Людмилу Афанасьевну Романову и сразу подумал, что этот материал - для них, - рассказывает Александр Петрович.

- Играть эту роль я согласилась сразу же, как мне ее предложил Александр Петрович. Это серьезная сложная работа, и мне она близка, - призналась после спектакля Людмила Романова. - Процесс работы был невероятно интересным. Александр Петрович подбрасывал много новых идей, это очень нам помогало. К сожалению, сейчас современная сцена не грешит социальной проблематикой. А зря. Хотелось бы увидеть подобный материал, перенесенный на рельсы российской действительности, нашего драматурга. А еще увидеть в зале больше молодых лиц.

Мы привыкли воспринимать старость как что-то неприличное и грязное. В мире, где все говорят только о счастье, любви к жизни или пропагандируют ее, нет времени даже задуматься о том, что у каждой медали есть обратная сторона. Лично я содрогнулась от стыда, представив, как много времени мы тратим впустую на переживания, которые того не стоят. А рядом страдают от одиночества близкие нам люди.

И если у зрителей после просмотра тоже заноет сердце и они вспомнят о тех, кто в них очень нуждается, значит, история, рассказанная актерами Саровского театра, оказалась настоящей.


Фото Андрея СИНЕЛЬЩИКОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.