Быть хорошим человеком. К 65-летию заслуженного артиста Павла Легкобита (Орел)

Выпуск № 8-158 / 2013, Лица

Быть хорошим человеком. К 65-летию заслуженного артиста Павла Легкобита (Орел)

Легко и приятно говорить правду, бежать босяком по утопающим в росе травам, встречать новый рассвет, беседовать с хорошим человеком...

Каждую вспышку этого случайного счастья следует беречь. И наслаждаться, и упиваться ею...

Накануне своего дня рождения талантливый человек, мудрый преподаватель, актер благородного образа, общественный деятель с большим сердцем Павел Иванович Легкобит согласился на небольшое интервью.

Предлагаем всем, кто небезразличен к искусству, всем, кто уважает мастерство этого артиста, почувствовать себя участниками беседы...


- В связи с юбилеем многие берут у вас интервью, задают вопросы. Хорошая возможность направить ретроспективный взгляд в прошлое. Рассказать, наверное, можно о многом: 40 лет сценической деятельности, с 1996 года бессменно на посту председателя Орловского отделения СТД России...

Если представить, что это биография совершенно другого человека, что бы вас в ней больше всего удивило и чему бы вы позавидовали?

- От себя абстрагироваться всегда очень трудно...

Даже работая над сценическими образами, ищу что-то общее со своими героями. Отталкиваюсь от собственного миропонимания, способностей, индивидуальности... В персонажах нужно разглядеть какие-то черты своего характера, чтобы они становились более понятными, более конкретными...

Одно могу сказать: я очень доволен своей судьбой. На моем жизненном пути встречались замечательные люди, которым я многим обязан.

Даже те, кто относился ко мне не так тепло, как хотелось бы, внесли свою лепту...

Один руководитель как-то поставил мне в вину, что я «для всех хочу быть хорошим»... И за это высказывание я тоже благодарен. Оно дало возможность задуматься: прав ли я, может, действительно обхожу острые углы...

У меня сложилась вполне определенная, четкая позиция по тем или иным вопросам. Свое мнение выражаю прямо, но при этом стараюсь не обижать, не задевать человеческого достоинства, не поднимать какие-то личностные категории.

Если бы не было собственной точки зрения, я просто не смог бы работать актером. Это профессия, которая требует определенности взглядов.

Вообще, по-моему, быть хорошим человеком - это вполне естественное желание. Другое дело, не для всех получается «быть хорошим»: полезным, сострадательным...

Некрасов сформулировал очень верно: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Нет определенной гражданской, человеческой, христианской позиции - нет и личности, самоидентификации...

Жить в обществе и быть свободным от него нельзя...

Оставаться самим собой, сохранить себя, свои убеждения, быть верным выбранным принципам под влиянием социума очень сложно. Это самый большой труд для человека, кем бы он ни был: артистом, режиссером, врачом. Нужно очень много сил... Наверное, как раз это имел в виду Заболоцкий, когда говорил, что «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!».

Я стараюсь несмотря ни на что сохранить самого себя, свои идеалы, приоритеты...


- Кратко пробегусь по вашей творческой биографии: Ярославское театральное училище, затем филологический факультет Пермского государственного педагогического института и работа в одном из лучших провинциальных театров - Пермском драматическом...

Расскажите об этом периоде, который для орловского зрителя покрыт завесой тайны.

- Пермский драматический театр наряду с самарским, ярославским был одним из лучших провинциальных театров того времени. Очень интересная режиссура, яркие актеры...

В Перми работали постановщики, по спектаклям которых нужно учиться... Практически в одно время со мной труппу пополнили выпускники Щукинского, Щепкинского театрального училища, ГИТИСа... И у многих сейчас имена в профессии...

Большим везением считаю свою творческую встречу с талантливейшим режиссером Иваном Тимофеевичем Бобылевым - сокурсником Михаила Ульянова, Юлии Борисовой по Щукинскому театральному училищу.

В Перми было много интересных спектаклей. И когда после одного из них Иван Тимофеевич написал мне в программке: «Вот и вы начинаете понимать искусство, быть в роли на сцене», - это ознаменовало начало совершенного нового творческого этапа в моей жизни...

Каждый выпускник театрального вуза думает, что, отучившись, он становится настоящим артистом. Я только с возрастом понял, что диплом дает лишь право заниматься этим уникальным делом. Настоящее становление актера проходит в течение минимум десяти лет.

Только через десятилетие работы можно сказать, состоялся артист или нет.

Это период осознания себя, формирования личности художника, его темы, психофизики...


- Получается, первые пять лет «становления» вы проработали в Перми, затем в 1978 году переехали в Орел. Что привело в наш город?

- Я был занят в пермском театре у режиссера и драматурга Леонида Юрьевича Моисеева, который очень хорошо знал и понимал меня как артиста. Когда ставили пьесу «Ранние трамваи», драматург даже дополнил ее монологом, который создал специально для моего героя...

Именно он пригласил меня в орловский театр на роль булгаковского Лариосика, о которой я мечтал. С этого спектакля все и началось...


- В вашем репертуарном листе около ста ролей. Чему вы учились у своих персонажей?

- Среди актеров есть такое выражение: не только мы делаем роли, но и роли делают нас.

Каждый новый образ не просто дает еще одну грань мастерства, но и формирует тебя, заставляет по-другому взглянуть на мир.

В жизни всякое случается. Не всегда были счастливые моменты. Не всегда я нужен был театру. Но абсолютно точно могу сказать, что театр мне нужен был всегда...


- Вы живете в нескольких стихиях. С одной стороны, творчество, которое подразумевает созидание, экспрессию, требует полной самоотдачи, с другой - работа в СТД, где необходим контроль, организаторские способности. Как соотносятся эти два «фронта» в вашей жизни: мешают, дополняют друг друга?

- Они никак не могут мешать друг другу, потому что в основе работы лежит любовь к театру, к людям театра, кем бы они ни были: режиссерами, артистами, художниками, бутафорами... Это общее дело, и все, кто к нему причастен, - крупинки, делающие сосуд полным, члены единого братства. Тем Союз и дорог, что он объединяет.

Сегодня, когда остро стоит вопрос о сохранении репертуарного театра, роль СТД России особенно значима.

Репертуарный театр, русская психологическая школа, школа переживания, школа духа человека - это наше достояние.

Система К.С.Станиславского имеет мировую известность. А мы знаем о ней непозволительно мало.

И не потому, что нас плохо учили. Просто нам всегда интересно что-то новое: Гротовский, Арто...

Увлекаемся современными формами, принципами, в то время как основами еще толком не владеем.

Константин Сергеевич говорил: «На нашем языке понять - значит сделать». По-другому никак.

Для меня кумир в познании Станиславского - О.Н.Ефремов. Когда мы работали над «Тремя сестрами», с огромным интересом читал записи его репетиций. Какой точный разбор, какой тонкий подход к каждому персонажу, каждому событию, маленькому факту!

Понимание работы Станиславского - это понимание единства всех элементов системы, умение вычленить и объединить жизнь тела и жизнь духа.

Нельзя позволить разрушить репертуарный театр...

Порой создается впечатление, что сегодня театральное искусство, несущее людям правду, кому-то мешает.

Было время, театр, пропагандирующий идеологические принципы партии, считался «полезным». А сегодня он для многих властьимущих опасен: не дай Бог, люди что-то поймут, опомнятся, узнают то, что не должны были знать...

Очень странная тенденция: нас хотят напугать рассказами о катастрофах и кризисах, обезоружить, всеми возможными способами не допустить нашего освобождения, очищения, самопознания.

Может, под влиянием этого театр и не пользуется таким вниманием, которое было раньше. А ведь это искусство, подразумевающее синтез музыки, живописи, хореографии, самое мощное по силе воздействия.

Сегодня наполняемость залов падает.

И это очень обидно, но все равно я верю, что в скором времени мы будем свидетелями театрального прорыва...

Театр не умрет. Он вечен. Однако и его нужно сохранять, оберегать, развивать. Делаю для этого все, что в моих силах.

К сожалению, нет общего понимания, что театр - это неотъемлемая часть экономики, культуры, настроения, ауры Орловщины.

Наше развитие, наш курс напрямую зависит от духовного посыла, который мы получаем.

Много лет работаю на кафедре режиссуры театрализованных представлений Орловского государственного института искусств и культуры.

Преподаю, принимаю вступительные экзамены.

К сожалению, уровень школьного образования и образованности вообще падает. С каждым годом это прослеживается все более остро... Без ответа остаются элементарные вопросы. Я тоже был студентом. О многих вещах не имел представления. Да и сейчас для меня еще очень много непостижимого...

Не стыдно не знать, стыдно не стремиться к знанию.

Я очень благодарен ректору ОГИИК Николаю Александровичу Паршикову за то, что вуз возложил на себя ответственность за подготовку актерских кадров. Для выпускников ОГИИК открыты двери различных театров страны, в том числе - столичных.

Я вижу, как ребята меняются за годы обучения, как растут. И сам очень многому у них учусь...

С удовольствием поддерживаю связь со своими выпускниками. Со всеми самые теплые отношения...


- Когда увидела вас впервые на сцене, поразилась вашему обаянию, внутренней гармонии. Поделитесь секретом шарма...

- Если бы знал такой секрет, непременно бы им воспользовался (смеется).

Если говорить серьезно, просто всегда нужно быть максимально естественным.

Мне очень повезло с моими учителями, которыми гордится русский театр: народные артисты России Н.И.Терентьева, В.С.Нельский и многие другие. Было, с кого брать пример...


***

Нынешние первокурсники ОГИИК, будущие режиссеры, подарили любимому преподавателю П.И.Легкобиту кораблик под гордым названием «Путь к себе», где они пассажиры, а Павел Иванович, несомненно, капитан...

На бортах этого непотопляемого бумажного лайнера написали пожелания, большинство из которых сводятся к короткой фразе: «Всегда оставайтесь самим собой!»


К этому пожеланию присоединяются все актеры и зрители нашего театра.

Павел Иванович! С юбилеем!

Радуйте нас своим талантом, показывайте верный курс в искусстве и жизни!


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.