"Формула Боровского"

Выпуск № 8-158 / 2013, Выставка

"Формула Боровского"

Это определение принадлежит замечательному искусствоведу, глубокому специалисту в области сценографии Алле Михайловой. В книге, посвященной Давиду Боровскому она писала: «Что такое искусство Боровского? В первом приближении сплав открытой условности, дерзкой театральной игры с пронзительной жизненностью, с простой и чистой философией бытия.

Наша сцена знала и острейшую условность, и точнейшую бытовую достоверность. Но у разных художников, хотя в одни и те же времена. Они воспринимались всегда как враждующие системы. У Боровского условность и жизненная достоверность сплелись в единое целое.

Более жизненного сценографа не знаю... Художнику близки слова Бориса Пастернака: «Поэзия не в облаках, она под ногами. Нагнитесь...» Боровский «нагибается» и находит замечательную вещь. Вы сто раз прошли мимо нее, а он увидел - так глаз настроен. Вернее, не глаз, а душа».

Рядом со словами исследователя как будто возникает иллюстрация - рассказ артиста Вячеслава Езепова о том, как они с Давидом Боровским ехали в трамвае по Киеву, где оба тогда жили и работали, и говорили о Чехове. Михаил Резникович приступал к репетициям «Насмешливого моего счастья» Л.Малюгина, а «образ» будущего спектакля ускользал от художника, никак не давался ему. Езепов рассказал о прочитанном недавно: Ольга Леонардовна вспоминала, что, когда Чехов умер, она распахнула окна и услышала, что в недалеком храме играет орган. И Боровский сразу увидел «орган» из белоствольных берез - трехъярусный, уходящий вдаль. Именно на его фоне должны звучать письма Антона Павловича, Ольги Леонардовны, Лики Мизиновой, Горького... Так родился в Театре имени Леси Украинки этот необыкновенный спектакль, идущий уже несколько десятилетий, так был воплощен его эмоциональный и духовный строй, который по сей день волнует зрителей...

В недавно открывшемся филиале Бахрушинского музея «Мастерская Давида Боровского» в середине марта состоялось открытие выставки, совместно организованной музеем и Театром имени Леси Украинки. Выставка посвящена 50-летию творческой деятельности художественного руководителя театра Михаила Резниковича, чье творчество было неразрывно связано с Давидом Боровским, начиная с первого спектакля «Поворот ключа» Милана Кундеры и до последнего - «Дон Кихот. 1938 год» по пьесе и фрагментам произведений и писем Михаила Булгакова, над которым Давид Львович работал незадолго до своего ухода.

Сам Михаил Резникович приехать на открытие выставки не смог и прислал светлое, горькое, пронзительное письмо, обращенное не столько, может быть, к собравшимся, сколько к собственной памяти о Художнике, Друге, Единомышленнике. О Давиде Боровском говорили Вячеслав Езепов, Сергей Бархин, Вениамин Смехов, заведующий литературной частью Театра имени Леси Украинки Борис Курицын, Дмитрий Родионов.

В большом и светлом пространстве мастерской были расставлены макеты, на стенах висели фотографии - мир, созданный Давидом Боровским, словно стеклышки в калейдоскопе, складывался в целостную «формулу Боровского», определившую, по крайней мере, три театральных пространства: Театр имени Леси Украинки, Театр на Таганке и Театр «Эрмитаж». И хотя Давид Львович работал во многих театрах, эти три неотделимы от его имени.

Открытие выставки прошло как-то удивительно просто, без намека на какой бы то ни было пафос - тепло и немногословно. Наверное, именно так и надо вспоминать молчаливого, казавшегося хмурым и нелюдимым тончайшего Мастера, на протяжении десятилетий открывавшего перед нами космос человеческих отношений и вечных истин.

Те, кто работал с Давидом Боровским, не раз отмечали, что в центре его сценографического видения каким-то непостижимым образом всегда оказывался герой, человек, вышедший на подмостки. Он становился крупнее, значительнее, выше в окружении немногочисленных деталей, придуманных художником. И - становился не просто интересен нам, а важен для постижения чего-то очень нужного в себе самом.

Наверное, в этом и кроется тайна «формулы Боровского», выдающегося Мастера, чей почерк неповторим.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.