Саратов. Проклятье Козьего острова

Выпуск №9-159/2013, В России

Саратов. Проклятье Козьего острова

 

В театральных кругах Саратова давно ходили слухи: руководитель выпускного курса театрального института профессор Галко ставит такую пьесу... На остров приезжает молодой мужчина, и «крышу сносит» сразу у всех женщин.

Народный артист России Александр Галко - один их лучших Воландов театральной сцены (в постановке Александра Дзекуна), еще и превосходный педагог, лауреат международной премии К.С.Станиславского - в номинации «За вклад в развитие театральной педагогики».

Пьесу Угго Бетти «Преступление на острове коз» Мастер поставил в родном театре, на Малой сцене академдрамы. На спектакле - переаншлаг, но, разумеется, не из-за обнаженной груди героини, как писала бульварная пресса. Действие затягивает и не отпускает.

Заканчивается все трагично - само название пьесы итальянского драматурга криминальное. И страстей в ней столько, что хватило бы на несколько драматических произведений. Я вспомнила «Безумие любви» Шеппарда - давнишнюю «дипломную» постановку Галко с великолепным Константином Миловановым (теперь известным киноактером), где прямо клокотал вулкан любви. Оттого, что любовь была запретной и потому невозможной, страсти еще больше накалялись.

В пьесе Бетти никаких табу, вроде, нет. Вдова профессора Агата давно живет без мужа. Он бросил ее задолго до своей гибели. И ущемленной гордости в ней куда больше, чем былой любви. Сестра мужа Пия вообще одинока. Дочь профессора Сильвия юна и свободна. И с «пришельцем» все ясно с самого начала. У него на лице все написано. Пристальный взгляд, полурасстегнутая рубашка, гибкая походка. Женщины принимают его напористое мужское начало, даже не сильно сопротивляясь. Агата, правда, гонит его. Но она слишком хорошо знает мужчин такого рода: «Он вернется», - говорит женщина почти спокойно.

Сильвия противится дольше всех, даже пытается стрелять в дерзкого чужака. Анджело видит ее насквозь: он знает, что ей тоже нужна любовь. И велит матери и тете надеть на нее лучшее платье... Две любовницы своими руками обряжают для него третью.

Дьявол-искуситель. Высокий, темноглазый, с пластикой кошки, Денис Кузнецов словно создан для этой роли. Хороши и остальные. Пия - суховатая внешне, но с горячей кровью, которую мужчина умеет ценить (Марина Бакланова). Жесткая, лаконичная в движениях Агата (Ирина Искоскова), тайно ждущая «своего» мужчину.

Правда, в любви она играет конечный результат, почти не показывая пробуждения чувств после долгой спячки. А вот Сильвия Анастасии Бековой обнаруживает здесь такие тонкие движения души героини, такие нюансы, какие не каждой «взрослой» актрисе под силу. Вмиг становится пунцовой, злой, некрасивой, рыдает, не понимая, что с ней происходит, замирает под сильными мужскими руками, стрункой тянется за ними...

Нет, не дьявол приходит на этот жаркий, пыльный остров, где есть только женщины и козы. Только не дьявол. Кто-то из моих коллег назвал его падшим ангелом. Похоже! Демон, который искушает, тянет в грех, обрекая на ад, но и сам страшится царства тьмы. Труслив победитель женщин Анжело, как комично пугается он направленного на него пистолета.

А еще герой напоминает горьковского Луку с его всегда готовым утешением для каждой. Ведь каждая из трех женщин по-своему несчастлива. Анжело своими побасенками их развлекает (полноте, был ли он в плену - в это уже никто не верит!), вовлекает в танец, в веселую возню. Да, он много врет, но - красив, ласков, полигамен, как большинство представителей сильного слабого пола...

Остров коз в чудной версии художника-постановщика Юрия Наместникова тоже очень красив. Белые шкуры на полу дома, шкурки на просвет на стене - как суровое макраме, прекрасное именно в своей аскезе. В иных постановках этой пьесы Бетти на сцену выпускали коз. Здесь они напоминают о себе необычным антуражем, нарядами героинь изысканной вязки да...блеянием за сценой.

Козы всегда рядом - женщины держат стадо. Коза - козлоногий сатир - черт. В притче ассоциации лежат на поверхности. «Преступление на острове коз» - все же не криминальная и не любовная драма, хотя ее написал юрист и, несомненно, большой знаток женской души, а притча. Где неважно ни место действия, ни время - только посыл и исход.

Исход предсказуем: кто-то же должен остановить это коллективное безумие - безумие любви, которое в таком виде превращается, увы, во что-то дикое, первобытное - в промискуитет. Это сделает та, кому мужчина нужен больше всех. И какой мужчина - знающий о тебе все, изучивший каждую складку твоего тела, страстно тебя желающий...

Застынет у колодца памятником самой себе Агата. Жизнь ее кончится вместе с гибелью пришельца, она это знает, но звенят, как напоминание, колокольчики на шеях островных коз, и никак нельзя кинуть в колодец спасительную веревку.

Это очень сильная сцена и это очень сильный спектакль, без скидки на неопытность его участников. Курс Александра Галко в который раз доказал свое право называться лучшим.


 

Фото Василия Зимина предоставлены театром


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.