Хабаровск. Цена свободы.

Выпуск №9-159/2013, В России

Хабаровск. Цена свободы.

Ветхозаветная история о Юдифи, проявившей мужество и спасшей свой город от врагов, - один из самых популярных сюжетов в европейской литературе, музыке, изобразительном искусстве. Обратился к ней и режиссер Ральф Хензель (Бауцен, Германия), поставив на сцене Хабаровского краевого театра юного зрителя спектакль «Юдифь» по пьесе Кристиана Фридриха Хеббеля. Театральный эксперимент, к участию в котором Театр юного зрителя пригласил Ральфа Хензеля, оказался удачным. Работая в течение месяца над постановкой и находясь в тесном диалоге с хабаровскими актерами, режиссер привнес на российскую сцену традиции европейского театра.

История самого Ральфа Хензеля интересна. В свое время он учился в Киевском военном институте (оттого хорошо владеет русским языком), но вскоре понял, что театр привлекает его больше, чем карьера военного. Причем какое-то время он служил еще и в качестве актера в Немецко-Сорбском Народном театре в Бауцене, где теперь работает как режиссер.

Итак, «Юдифь». Когда армия неприятеля осадила Ветилую, молодая вдова, назвавшись пророчицей, обманом попала в лагерь неприятеля и уверила безжалостного полководца Олоферна (Александр Молчанов) в том, что поможет ему покорить ее народ. Чтобы соблазнить его, Юдифи (Дарья Добычина) пришлось пожертвовать честью, а потом, когда жестокосердый воин уснул, она отрубила ему голову. В представлении Хеббеля, это не могло даться ей легко, без терзаний и мук, и тогда однозначная, на первый взгляд, библейская история предстает перед нами в совсем другом свете.

Сценография спектакля очень проста: пустая сцена, поверх стен - зеленая военная камуфляжная сетка. Но с помощью света пространство на протяжении всего действия удивительным образом меняет свой объем - от широкой многолюдной площади до тесной комнатки. Особенно будоражит сцена, в которой к Олоферну приходит гонец. Свет гаснет, и военачальник ищет его в кромешной тьме с помощью мощного фонаря, но тот, словно призрак, каждый раз появляется в неожиданном месте, выхватывая из мрака свое лицо с помощью другого фонаря. И оттого возникает ощущение, что ты стоишь рядом с Олоферном, в страхе ощупывая пустоту вокруг.

Спектакль соткан из множественных переплетений условного и реального. В некоторых сценах актеры, находясь в тесном диалоге, в то же время взаимодействуют на расстоянии друг от друга. Служанка (Татьяна Широкова), волнуясь о своей госпоже, поднимает и гладит ее безвольную руку, но при этом они находятся в разных концах сценического пространства. Создается впечатление, что режиссер показывает нам 3D-проекцию настоящих событий, но намеренно искажает ее, подчеркивая отчужденность главной героини. Олоферн жестоко избивает своего раба, но при этом не прикасается к нему: взмах руки разрубает воздух, слуга корчится от боли, но такие истязания кажутся еще невыносимее.

Олоферн рубит своей саблей капустные кочаны, представляя, что это головы его противников. Вся сцена оказывается усыпанной капустными листами, которые в нашем понимании превращаются в останки поверженных врагов злостного тирана. А уже в следующей сцене Мирза, служанка Юдифи, как ни в чем ни бывало, ест эту капусту прямо с пола. На площади Ветилуи толпа обезумевших от жажды людей убивает Ассада (Никита Бакленев) - человека, попытавшегося убедить остальных сдаться Олоферну. Жители обступают его, на их руках - красные перчатки. Они закрывают его ладонями, и зрителям чудится, будто это вовсе не перчатки, а его кровь, и он истекает ею прямо посреди сцены.

Но вот совсем иная картина: обезумевший от ярости Олоферн набрасывается на одного из своих солдат и загрызает его, а когда поворачивается к зрителям, мы видим свежую кровь на его руках и губах. В этот момент все кажется таким реальным, что наступает настоящий шок от того, что на твоих глазах только что произошло жестокое убийство.

Лица актеров покрыты высохшей зеленой краской, и это ассоциируется с боевой маскировкой. На них цветные балахоны, по которым можно опознать их принадлежность к определенному народу, но под ними, у всех до одного, одинаковые серые пижамы - безликие души. По замыслу режиссера, у каждого актера в этом спектакле, кроме ключевых фигур, одновременно по нескольку ролей. И меняются они порой молниеносно. Вот старец, поучающий толпу (Владимир Годованец), а через мгновение он уже один из тех горожан, кто осуждает этого старика.

Лишь Юдифь и Олоферн непохожи на остальных. Среди всех персонажей они являются главными противоборствующими сторонами. Вначале Юдифь одета в черное, но перед тем, как отправиться выполнять свой план, она, зайдя за белое полотно, облачается в красное платье. Это напоминает таинственный театр теней. На Олоферне - красивая и строгая военная форма.

Олоферн появляется в самом начале спектакля верхом на картонном трехглавом псе. Его слуги обходятся с игрушкой как с настоящим цербером, они искренне верят в нечеловеческие способности их предводителя. Все вокруг видят в Олоферне бога, и боятся его гнева. Уверовав в свою всесильность, он лишь в Юдифи видит единственного достойного соперника. Юдифь, прежде чем решиться на этот шаг, несколько дней не ест и не пьет, она лежит без единого движения, готовясь совершить страшный поступок. А по сути, принести себя в жертву.

«Она сидит вот так уже три дня и три ночи, - рассказывает служанка. - Не ест, не пьет, не говорит. Даже не вздыхает и не жалуется. Вчера вечером я крикнула: «Пожар!» - и заметалась, будто совсем потеряла голову. Она и бровью не повела. По-моему, она хочет, чтобы ее положили в гроб, забили крышку и опустили в могилу. Она слышит все, что я говорю, но не отвечает. Юдифь, не позвать ли могильщика?

А она сказала: «Отведите меня к Олоферну, я хочу служить ему, я буду его рабой и открою ему тайны моего народа».

Диалог Юдифи и Олоферна похож на игру, они пытаются разобраться друг в друге и убедить соперника в собственном видении жизни и смерти. Слова каждого из них - истина, но эта истина двоится, когда речь идет о судьбе Ветилуи и ее жителей. Юдифь знает, что на ее стороне красота, к которой так неравнодушен Олоферн. Но, между тем, в душе героини идет нешуточная борьба - Олоферн встал между ней и ее богом, и ей приходится приложить немало усилий, чтобы не преклониться перед врагом. Какой ценой ей дался этот подвиг? Юдифь спасла свой народ, обрела для него свободу, но при этом взвалила на себя тяжелейший груз, с которым ей придется жить дальше. И главный вопрос, который стоит перед ней и перед зрителем: почему же она на самом деле убила Олоферна? Ради чего она это сделала?

Сложнейшее пластическое решение спектакля, максимальное физическое напряжение актеров, реалистично поставленные бои - все это наэлектризовывало воздух и заставляло его звенеть подобно струне. Хоровое пение а капелла (хормейстер Елена Кретова) перемежалось с мощными композициями группы Rammstein. Атмосфера спектакля брала зрителя в жесткие тиски и не отпускала до самого конца.

Размышляя о Юдифи и ее неординарном поступке, авторы спектакля шли вслед за драматургом по сложному лабиринту сомнений и вели по нему зрителя. Какова цена спасения своего народа? Что может быть дороже чести и свободы? Что есть красота - проклятие, смертоносное оружие? Вряд ли будет найден однозначный ответ.


Фотографии предоставлены Краевым театром юного зрителя


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.