Апрельский марафон. / Республиканский фестиваль "Театральная весна" в Уфе

Выпуск №9-159/2013, Фестивали

Апрельский марафон. / Республиканский фестиваль "Театральная весна" в Уфе

Апрель в столице Башкортостана Уфе выдался жарким - и не только потому, что здесь неожиданно оказалось гораздо теплее, чем в Москве, хотя и это согревало тело и душу. За неделю республиканского фестиваля «Театральная весна» довелось познакомиться с башкирскими, русскими, татарскими театрами, приехавшими в Уфу из Стерлитамака и Салавата, Туймазы и Сибая, с обитающими в столице Башкирским национальным академическим, Русским академическим, татарским театром «Нур», Молодежным, Кукольным театрами.

Тринадцать спектаклей и семь лабораторных показов фрагментов пьес, представляющих современную российскую драматургию - этот эксперимент Русского театра оказался очень любопытным и в каком-то смысле знаковым: национальные театры обращаются сегодня, в основном, к классике, потому что молодых драматургов или нет, или не торопятся они нести свои пьесы в коллективы, давно и прочно прославленные национальными традициями. Подобная творческая лаборатория должна бы развернуться и в пространстве Башкирской академдрамы или хотя бы в Молодежном театре, где работают две труппы - башкирская и русская. Может быть, в какой-то мере это могло бы приучить артистов играть в другой манере, существовать в иных пространствах (в Русском театре свои эксперименты молодые режиссеры показывали и на Камерной сцене, и в Зеркальном зале, и в зрительском буфете). И тогда мы увидели бы их во всем разнообразии и в демонстрации тех возможностей, которые далеко не всегда проявляются на большой сцене - доказательством тому работы артистов Русского театра, которые участвовали в показах. Но пока это - мечты, мечты... Хотя и не совсем беспочвенные: министр культуры Республики Башкортостан, энергичная и молодая Амина Шафикова, посещавшая многие спектакли, серьезно думает над этой проблемой: как воспитать, вырастить молодое поколение драматургов и влить свежую кровь в репертуар и актерскую технику национальных коллективов. Заодно с ней и заместитель министра культуры, Шамиль Абдраков, тоже молодой и глубоко заинтересованный в развитии культуры республики человек. Общение с этими людьми стало одной из радостей фестиваля - никакой казенщины, официоза, свободный обмен мнениями и двустороннее искреннее желание расцвета театральной культуры в Башкортостане...

Рассказать обо всех спектаклях трудно, но необходимо, поэтому я попытаюсь разделить все увиденное на определенные «направления», сгруппировав спектакли по вполне традиционным градациям: русская, советская, российская драматургия; западная драматургия; национальная; творческая лаборатория.

Итак, начну перелистывать свой основательно распухший от записей блокнот...

* * *

Национальная драматургия в любой из бывших советских республик и в республиках, издавна входящих в состав Российской Федерации - особая тема. Не скажу ничего нового, припомнив, как Дни культуры в советские времена или гастроли уже в новую эпоху татарских, башкирских, якутских, азербайджанских, грузинских, таджикских и других театров собирали и продолжают собирать толпы зрителей. Их традиционное (как правило, привозят классические произведения), корнями вросшее в почву и пустившее пышную листву искусство, основанное на темпераментной, острой, но психологически оправданной игре артистов, музыкальном ярком сопровождении, танцах и песнях дарило (а особенно - сегодня) нечто, прямо противоположное телевизионным мелодрамам и сериалам и отчасти вызывало национальную гордость и самосознание, ныне почти утраченные.

Можно было умиляться или раздражаться наивностью сюжета, заданностью четко сформулированной морали, но все это всегда облекалось в яркую, праздничную форму и завораживало замечательной игрой артистов, соединявших в себе нередко русскую психологическую школу и глубокое национальное своеобразие. Не знаю, как кого, но меня это всегда покоряло и одаривало открытием актерских имен.

Так произошло и на этот раз.

Стерлитамакский государственный башкирский драматический театр показал на фестивале музыкальную комедию Баязита Бикбая «Кодаса» в постановке Азата Зиганшина. События разворачиваются в башкирской деревне конца 20-х годов прошлого столетия и, казалось бы, нет в них ничего особенного: старик Яппар (Ильхам Рахимов) хочет женить своего младшего сына Басира на овдовевшей невестке Шамсии (Физалия Рахимова), чтобы приданое не уходило из дома, а сам мечтает взять в жены девушку-комсомолку Назу (Резеда Амекачева), в которую влюблен Басир (Ильфир Баймурзин). Рядом все время крутится мулла (Филарит Бакиров), имеющий свои виды на Шамсию, невесть чем занятые комсомольцы и друг Басира Ильяс (Гилюс Мингазов), который, в конце концов, и распутывает сложный клубок завязавшейся интриги, втягивая в веселую игру даже жену Яппара Махмузу (Ниса Бакирова).

Действительно, все очень традиционно, знакомо по многим башкирским и татарским пьесам, но... Азат Зиганшин читает сегодня старую комедию с замечательной иронией, отчего события едва ли не столетней давности воспринимаются свежо, весело, по-настоящему смешно. Чего стоит пафосный выкрик толстухи Шамсии, с трудом залезающей в погреб: «Вся власть Советам!», или великолепно поставленные хореографом Сулпан Аскеровой танцы комсомолок и комсомольцев, прерываемые командой Назы: «Всем работать!..» в то время, как сама она отправляется на свидание... Сценография Альберта Нестерова, густо замешанная на бытовых деталях, не только не мешает артистам, но помогает делать каждое действие по-настоящему увлекательным. И - повторю! - очень смешным.

Каждый из перечисленных артистов играет настолько органично, что невольно стирается грань между игрой и жизнью - они проживают на сцене ту действительность так естественно, словно просуществовали в ней долго и подробно. И столь же органична их ирония, то почти незаметное отстранение от своего персонажа, взгляд со стороны, который характерен для национального театрального искусства.

Совсем иначе выстроен спектакль Сибайского государственного башкирского театра драмы им.Арслана Мубарякова «Муки судьбы» по пьесе молодого драматурга Салавата Абузарова в постановке Дамира Галимова. Выбор пьесы очевиден - пожалуй, в нашей драматургии (может быть, отчасти только в пьесе А.Салынского «Долгожданный») ни разу еще не поднималась в качестве центральной тема судьбы тех, кто прошел во время Второй мировой войны плен и концлагерь, а затем вернулся в свои родные места. По жанру спектакль определен как мелодрама, хотя он решен режиссером на грани между драмой, мелодрамой и героической драмой. Это решение продиктовало и определенную сценографию Зилии Нургалеевой: на рисованном заднике видны деревья с почти влезшими из земли корнями - но корни эти мощны, хотя и не питает их земля с прежней щедростью, они не хотят сдаваться и гибнуть - кроны деревьев зелены и свежи...

70-е годы ХХ столетия. Завершилась и стала казаться сном короткая «оттепель» и начался пересмотр некоторых дел бывших пленных. Но это не стало для Сальмана (прекрасная работа Рифа Сайфуллина!) неожиданностью - деревня не приняла его после возвращения, жители избегают Сальмана, соседка Сакина (очень выразительно играет свою роль молодая актриса Дания Губайдуллина) и особенно ее сын, бригадир Махмут (Венер Сунагатов), травят несчастного и его семью, потому что их муж и отец погиб смертью храбрых, а Сальман «отсиживался» далеко от фронта.

Но по-настоящему потрясает актриса Рамиля Худайгулова, играющая жену Сальмана, Галиму. Столько в ней силы, мужества, достоинства, умения горько и гордо нести тяготы судьбы, не сдаваться, служа опорой более слабым мужу и сыну. От лица актрисы, ее мимики, от звуков ее красивого голоса просто невозможно оторваться - Рамиле Худайгуловой веришь каждую минуту и... именно созданным ею образом оправдываешь недостатки подчас спрямленной, недостаточно выписанной драматургии. Гулима словно с первой минуты ждет, что неправедный суд людской рано или поздно «споткнется» и склонится перед ее мужем - и она дожидается этого: уже после смерти Сальмана лейтенант из военкомата вручит ей опоздавшие на несколько десятилетий награды...

О войне и одна из последних пьес известного драматурга (не дожившего до премьеры) Туфана Миннуллина «Клятва от лукавого», поставленная Олегом Хановым в Салаватском государственном башкирском драматическом театре. Здесь действие происходит уже после войны, но именно тогда два друга дали странную, несколько игровую по своей природе клятву: если выживут и вернутся домой, на неделю поменяются женами. Так и происходит, спустя десятилетия, когда один из друзей тяжело заболел, и... этот обмен оказался уже навсегда.

Характеры заданы несколько схематично, но Олег Ханов придумывает несколько символических мизансцен, в которых, благодаря музыке и хореографии, артисты получают возможность раскрыть свои эмоции полностью. Что же касается сценографии Альберта Нестерова, она двойственна - с одной стороны, стол почти во всю длину сцены дает возможность обыгрывать его поверхность то как дорогу, то как два дома, то даже как жизненный путь героев. С другой же - этот стол часто мешает артистам и режиссеру, заставляя выстраивать монотонные фронтальные мизансцены. Но главным недостатком спектакля становится отсутствие жанра - он словно распадается на отдельные фрагменты, несмотря на усилия режиссера связать все в единый узел...

Еще одна современная пьеса «Пробка» Ильгиза Зайниева на сцене Туймазинского государственного татарского драматического театра в постановке Байраса Ибрагимова, показалась не слишком оригинальной. Человеческих историй на фоне дорожной пробки не получилось: наспех набросанные схемы, анекдотические ситуации, никак не желающие увязаться воедино, хотя драматург и пытается к финалу объединить героев любовью ли, пониманием ли, поздним раскаянием ли... Но этого не случается. В рамках подобной заданности оказывается множество несоответствий, нерешенных ситуаций (так, например, зрители с нетерпением ждут появления летающей тарелки, которая не только не появляется, но и вообще забывается к финалу как заявленная тема). Единственным живым персонажем оказывается пес Сэр (Р.Вахитов), сыгранный молодым артистом увлеченно и выразительно.

А вот Уфимский государственный татарский театр «Нур» пошел по пути противоположному, обратившись к испытанной временем классике. Спектакль «Хаджи эфенди женится», поставленный Ильдаром Валеевым (он же замечательно сыграл главную роль), кажется очень наивным и забавным, хотя с самого начала в его прологе задана тема театра - перед нами артисты, разыгрывающие старый сюжет, в котором, к сожалению, не удалось найти той «изюминки» современности, что отличала спектакль «Кодаса». Тем не менее, история эта смотрится с удовольствием, благодаря, в первую очередь, изумительным артистам, особенно - ослепительной Савие Сираевой, играющей старую жену Хаджи, Галиму. Диалоги Галимы и Хаджи, их попытки следить друг за другом, ее согласие принять участие в розыгрыше против мужа так тонко и точно сочетают в себе традиции театра представления и национальных корней, что получаешь истинное наслаждение!

Жаль только, что прекрасно поющие артисты «Нура» в этом спектакле поют под фонограмму, мешающую восприятию и заглушающую перевод.

Хороши здесь и молодые артисты, играющие влюбленную пару, Резида Зарипова и Вильдан Мисбахов, но им в драматургическом материале уделено слишком знаковое место, поэтому показать свои возможности в их истинном масштабе довольно сложно...

Одним из сильных впечатлений стал спектакль «Урал батыр» Сибайского государственного башкирского детского театра «Сулпан» в постановке Азата Надыргулова и сценографии Натальи Бирюковой. Одно из древнейших устно-поэтических произведений башкирского народа, эпос об Урале батыре частично переложен на язык сцены драматургом Наилем Гаитбаевым. Адресованный детям, спектакль не оставляет равнодушными и взрослых - ведь заложенные в нем мысли волнуют нас и сегодня: какими путями идет человек к своей цели? Как сделать, чтобы на земле торжествовало добро? Как сохранить веру в свои силы, если они на исходе?..

На фоне простых и очень выразительных декораций в виде камней и скал разворачивается история двух братьев, Урала (Динар Зайнуллин) и Шульгена (Юлдаш Юлдыбаев), шедших вместе за живой водой, но потом разделившихся и ставших врагами, потому что один из них выбрал трудный путь борьбы со злом, а другой подчинился недобрым силам...

В этой красивой и мудрой сказке на основе народного эпоса все персонажи предстают перед зрителем в предельной органике существования. Даже у зла находится свое обаяние, настолько выразительно и ярко играет Заркума Борис Махмутов, а у добра, воплощенного Урал батыром, жаждой добра и справедливости, жаждой счастья всех людей буквально горят глаза. И предстающий в спектакле народ отнюдь не безлик - каждый персонаж максимально естественно проживает данные ему моменты: как красиво и выразительно, поистине завораживающе смотрится сцена двух колдуний, по воде пытающихся отгадать дальнейшую судьбу братьев; как изящно и грациозно танцуют лебеди, среди которых - и заколдованная героиня Хумай (Айгуль Умурзакова)...

Урал батыр погибает, но вместе с ним исчезают силы зла - самопожертвование этого юноши дало людям счастье, и хочется верить, что кто-то из маленьких зрителей задумается о том, какой ценой можно и нужно помогать другим. И вспомнит слова, сказанные Урал батыру отцом: «Верь в свои силы, и только вера доведет до цели...»

* * *

Из пьес западного репертуара на фестивале «Театральная весна» были показаны три спектакля. Первый - монопьеса эстонского драматурга Андруса Кивиряхка «Цыпленок из букваря», поставленная Линасом Зайкаускасом на Малой сцене Башкирского государственного академического театра драмы им.М.Гафури. Алмас Амиров, играющий этот спектакль на русском языке, один из тех немногих артистов, которые могут сесть на авансцене и читать телефонную книгу, а зрители будут завороженно внимать каждой его интонации и мимической игре, не в силах оторвать взгляда от хрупкого, невысокого человека с удивительно выразительным лицом.

Здесь нет ни событий, ни действий - перед нами сконцентрированная боль, предельное отчаяние человека, обделенного всем и сразу. Просидев восемь лет в первом классе, он усвоил лишь одну книгу - букварь, и в ней черпает все познания. После смерти бабушки, которой он подчинялся радостно и беспрекословно, он нашел некоего дядю Равиля, манипулирующего этим человечком с больной психикой умело, изобретательно. Героя окружают три школьных доски, на которых он мелом пишет печатными буквами, рисует окно, стол, телевизор, и перед нами возникает целый мир: искаженный, больной, но все же - мир, в котором к финалу установится хрупкое равновесие, потому что герой придет к мысли о том, что только бабушка во всем права...

Алмас Амиров играет на каком-то невероятном пределе психологической достоверности, вызывая к своему персонажу чувства сложные и неоднозначные, какие мы обычно испытываем к душевно больным людям. Но о масштабе его дарования я могу судить по другой его роли, сыгранной на Большой сцене театра, уже на башкирском языке - он играл Креонта в «Царе Эдипе» Софокла, поставленном Искандером Сакаевым в выразительной и скупой сценографии Бориса Шлямина.

Яркий темперамент, выразительная мимика, замечательная пластика этого артиста заставляли смотреть на него, не отрываясь, хотя рядом находились великолепные артисты Харматулла Утяшев (Эдип), Айсылу Юмагулова (Иокаста), Ирада Фазлаева (Сфинкс)...

Очень интересной оказалась постановка молодого режиссера Искандера Сакаева - в ней органично сочетаются античная трагедия в современном прочтении, национальный темперамент артистов, особенности их пластики, звучание голосов. Завораживающее пространство распахнутой в глубину до конца пустой сцены, на которую опускаются лишь колышущиеся, неустойчивые колонны, словно весь мир зашатался, набеленные лица артистов, резко звучащая музыка, причудливая игра света (художник по свету Артур Акилов) - ощущение такое, что само содержание древнего мифа в современном осмыслении продиктовало именно эту форму, сложную, многослойную, но невероятно выразительную. Своим стремлением узнать о собственном происхождении Эдип приближает свою гибель и - осознает это, потому, быть может, и стремится так яростно навстречу судьбе, чтобы наконец переломить ее, не плыть больше по ее трагическому течению...

Говорят, что этот спектакль не собирает полный зал. Жаль! В нем традиции и современность живут полноценной и яркой жизнью. Да, к подобного рода спектаклям зрителей надо приучать, но, как говорится, «игра стоит свеч»...

Об этом особенно думается, когда вспоминаешь последний спектакль фестиваля - довольно старую комедию болгарского драматурга Станислава Стратиева «Автобус» , которую поставил на сцене Национального молодежного театра Республики Башкортостан им.Мустая Карима режиссер Владимир Теуважуков. Пьеса играется башкирской труппой (в театре есть еще и русская, о которой разговор впереди) совсем недавно, всего два месяца назад, но ощущение возникает такое, что идет она уже несколько лет - моральная устарелость пьесы словно соединяется с моральной усталостью артистов, играющих с нажимом, педалированием интонаций, жирным подчеркиванием анекдотических ситуаций. Но винить артистов за это нельзя - здесь очевидна вина режиссера, не поставившего перед ними четко сформулированных задач и, похоже, не углубившегося в разбор пьесы. Фронтальные, утомительные для глаза мизансцены, время от времени вспыхивающий огнями и взрывающийся звуками автобус - кажется, он давно уже должен был бы разбиться от подобных сотрясений; сама абсурдность ситуации (см. «Заблудившийся автобус» Н.Гумилева), которой придается психологическая глубина, начисто отсутствующая в пьесе. Все придумано натужно, словно в некоем строении подгоняются один к другому тяжеленные блоки, а они никак не желают соединяться...

Искренне жаль, что именно на такой ноте суждено было завершиться фестивалю...

* * *

Порадовал детей и взрослых спектакль Башкирского государственного театра кукол «Звездочка» по пьесе молодого драматурга Никиты Шмитько в постановке режиссера Натальи Хахалкиной и художника Анны Перевозчиковой. Чудесные куклы, изобретательность режиссера, нехитрая, но такая важная мораль, заложенная в спектакле, - все это влечет к тому миру, что явлен перед нами. Здесь с неба смотрят вниз Звезды, а на них смотрит лес со своими такими разными обитателями - Волком, Лягушкой (пластика этой куклы просто изумительна!), Зайцем, Ежиком, Медведицей с Медвежонком (на сцене сначала появляются только их глаза, а потом невидимая Медведица обнимает огромной лапой своего детеныша)... И вот одна из Звездочек, которой необходимо сделать что-то доброе, спускается в лес, где и сталкивается со всеми его обитателями. Но желания их своекорыстны и помогать им она совсем не хочет и, уже почти отчаявшись, встречается с Ежиком, который заблудился, потому что привык находить дорогу к дому с помощью звездочки, исчезнувшей неожиданно с неба. И тогда Звездочка понимает, что каждый должен быть на своем месте...

«Есть у каждого из нас звездочка своя...», - поют лесные обитатели, провожая Звездочку в небо, светить, чтобы никто не заблудился на своем пути... Наивно? - конечно, но кто сказал, что необходимо только хитрить, интриговать, стрелять и проливать реки крови, как во многих сегодняшних детских спектаклях и мультфильмах, чтобы постигнуть смысл жизни? Он ведь, в сущности, прост...

Пьеса Владимира Гуркина «Саня, Ваня, с ними Римас» необычайно репертуарна - под разными названиями она идет по всей России и пользуется немалым зрительским успехом. Мне довелось видеть несколько очень интересных спектаклей, в которых характеры героев представали сильными, выпуклыми. Но вот спектакль Государственного русского драматического театра Стерлитамака под названием «Вот такая любовь...» в постановке Людмилы Исмайловой и сценографии Алексея Киселева, скорее, огорчил. Имитация говора делает речь персонажей порой совершенно невнятной, кажется, они гораздо больше заняты произнесением слов, нежели смыслом, что скрывается за ним. Образ Римаса (Денис Хисамов) совершенно не решен, артисту просто нечего играть. Зато линия Женьки (Елизавета Тодорова) разработана более детально, и у актрисы есть несколько очень интересных моментов существования... Пользуясь сценическим кругом, Людмила Исмайлова выразительно решает некоторые эпизоды спектакля, но вообще сценография представляется довольно случайной. Яркому темпераменту Анжелики Гришкиной, играющей Александру, мешают, кроме говора, и некоторые мизансцены, словно сковывающие актрису.

Однако тема войны и возвращения после нее продолжает волновать зрителей, и они награждают артистов щедрыми аплодисментами...

«Гроза» А.Н.Островского поставлена режиссером Ириной Зубжицкой (художник Елена Авинова, художник по костюмам Катерина Андреева) с русской труппой Национального молодежного театра Республики Башкортостан им.Мустая Карима. По своей форме спектакль весьма современен, хотя подобные прочтения драмы Островского за последние два десятилетия не раз встречались - когда Катерина предстает, мягко говоря, не совсем адекватной; когда Кабаниху и Дикого в прошлом связывают некие особые отношения; когда Барыня выглядит не полубезумной пророчицей, а вырвавшейся из сумасшедшего дома опасной пациенткой; когда бесконечные заборы перегораживают пространство; когда, наконец, двухъярусная конструкция жестко диктует мизансцены, а над ней парит икона без лика, символ обезбоженного мира. Ну, и так далее...

Совершенно непонятна страсть Бориса (Андрей Ганичев) к Катерине с первых же минут действия, истеричная слезливость Глаши (Иванна Калмыкова), болезненность Катерины (Карина Ярмеева), жирно подчеркнутая с первого ее появления, что, видимо, и заставляет Варвару (Лада Николаева) Относиться к ней как к душевнобольной, бесконечная суета с переставляемыми туда-сюда скамейками, мешками, табуретками... Все это мешает, а порой и раздражает, совершенно не затрагивая души, не вызывая никаких эмоций, потому что мысль режиссера не сформулирована, не выявлена. Непонятно, почему именно эту пьесу выбрала Ирина Зубжицкая для постановки, не ради того же, о чем повествует аннотация к спектаклю: «На провинциальный городок, где давно царит атмосфера бездуховности, насилия, рабства, надвигается сильная гроза. Что она принесет с собой? Простое обновление, очищение природы или что-то большее? Придет ли в этот город вслед за разрушением, обновление и раскаяние?..»

Гроза здесь не надвигается, она давно стала привычным делом - гремит себе и гремит едва ли не каждый день, жители привыкли к ней настолько, что почти и не замечают. И с чего так страдает и мечется Катерина?..

Единственным эмоциональным моментом спектакля становится его финал, когда Катерина снимает с шеи крест, целует его и кладет на землю, а потом поворачивается и медленно уходит туда, где ярко пылает ей навстречу свет... Это и есть самый сильный эпизод спектакля, но все-таки его атмосферу создают замечательные артисты Людмила Воротникова (Кабаниха) и Линар Ахметвалиев (Дикой) - темпераментные, сильные, сложные по характеру, словно магнит, собирающие действие вокруг себя. За их безукоризненной игрой можно наблюдать бесконечно, проживая вместе с ними каждую минуту существования.

Так же, как проживаешь с героями «Маскарада» М.Ю.Лермонтова, поставленного режиссером Игорем Селиным (художник Александр Дубровин, костюмы Ирины Лебедевой, пластика Артура Ощепкова) на сцене Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан, - Александром Федеряевым (Арбенин), Тимуром Гариповым (Неизвестный), Сергеем Басовым (Шприх), Валерием Гриньковым (Казарин), Вячеславом Виноградовым (Звездич), Ириной Звягиной (Нина), Айгуль Шакировой (баронесса Штраль)...

Наверное, этот спектакль стал самым сильным моим фестивальным впечатлением. Давно не доводилось слышать, чтобы артисты так читали стихи, пожалуй, никогда еще не доводилось видеть, как стихия маскарада существует на сцене постоянно, захватывая, завихривая в своих безумных кружениях персонажей, как игра вовсе не является по сути своей стихией, а становится почти механическим обрядом холодных умов...

С первой же минуты Неизвестный присутствует на подмостках, и в момент, когда он узнает Арбенина, словно сама судьба запускает гигантский маятник - пошел отсчет времени, отпущенного на трагедию, на разрушение нескольких жизней. Неизвестный и дальше будет возникать везде и всегда, как Рок, как знак безжалостной Судьбы, и маятник время от времени будет раскачиваться, словно нагнетая нашу тревогу. И неожиданно отзовутся слова «век блестящий, но ничтожный» как властное клеймо, поставленное на нашем, сегодняшнем времени...

И медленно, очень медленно приходим мы к пониманию, что маятник запущен навсегда...

Спектакль не свободен от некоторых «перехлестов» и изменений вкусу режиссера, но он удивительно живой, цельный, страстный, с четко выраженной позицией режиссера, что сегодня встречается не слишком часто...

* * *

И, наконец, о Творческой лаборатории современной драматургии, что проводилась в Уфе впервые. Опыт показал, что подобные лаборатории очень нужны, первый блин комом не стал - семь показанных фрагментов из разных пьес, во-первых, по-новому раскрыли артистов, во-вторых, продемонстрировали молодые режиссерские силы, в-третьих, возможно, дали каким-то театрам материал для размышлений, хотя, надо признаться, пьесы, в основном, были довольно специфическими - вряд ли они привлекут публику в зрительные залы.

Интересно, что две пьесы уже успели стать историей - это «Гупешка» Василия Сигарева (режиссер Рима Харисова) и «Привет от Цюрупы!» Сергея Коковкина (режиссер Инна Швецова). Каких-то необыкновенных режиссерских изысков я в прочтении этих пьес не обнаружила, но человеческая тема в исполнении замечательных артистов Альфии Кашбуллиной, Александра Федеряева, Владимира Латыпова-Догадова прозвучала в них отчетливо и очень выразительно. Игорь Черкашин предложил свою версию прочтения пьесы Натальи Ворожбит «Демоны», сконцентрировав внимание на гоголевских традициях, мистике и - тоскливой обыденности человеческого существования (очень интересно играли в этом фрагменте Ирина Агашкова, Татьяна Калачева, Александрина Баландина, Олег Сальцын, Григорий Николаев).

Пьесы Марины Крапивиной «Ставангер» (режиссер Ольга Смирнова) и Германа Грекова и Юрия Муравицкого «Невероятные приключения Юли и Наташи» (режиссер Людмила Исмайлова) запомнились неуместной заумью и увлеченностью формой («Ставангер») и обилием ненормативной лексики, вместо внутреннего раскрепощения «одаривающей» артистов зажимом («Невероятные приключения...»), пьесы, построенной на обыгрывании сюжетной линии «Мастера и Маргариты» о том, как «дьявол помог героине, почему бы и нам не попробовать», а на самом деле содержащей в своей основе глубоко безнравственный посыл...

Пьеса Сергея Медведева «Шуба-дуба» решена режиссером Мусалимом Кульбаевым в традиционной форме, хотя по-настоящему интересную трактовку могла бы придать ей легкая абсурдность...

Но и в этих показах многое спасали самоотверженные и очень талантливые артисты Русского театра: Тимур Гарипов, Татьяна Ахроменко, Татьяна Макрушина, Александрина Баландина, Александр Федеряев, Татьяна Калачева, Светлана Акимова, Владимир Абросимов, Сергей Басов...

Единственный фрагмент, который эмоционально захватил и произвел на меня сильное впечатление - «Бесконечный апрель» Ярославы Пулинович, поставленный Екатериной Мещаниновой. Здесь время свободно перетекает из прошлого в настоящее и снова возвращается в прошлое; здесь живые люди существуют в измерениях не придуманных, а наполненных кровью, болью, радостью. И эти осколки разбитого вдребезги режиссер вместе с артистами бережно собирает не для того, чтобы склеить, а для того, чтобы помнить. Всегда и везде. Четыре поколения, четыре эпохи - и все это существует здесь, рядом, перед нашими глазами, оживает в образах, тонко и органично созданных Олегом Шумиловым, Татьяной Макрушиной, Айгуль Шакировой, Ириной Бусыгиной. И когда в финале внучка Галя (замечательная работа Ирины Ибрагимовой!) с горящими глазами представляет себе, как жили здесь, в этой комнате, ее прабабушка, бабушки, родители, и как каждый из них сохранял предметы, давно уже никому не нужные - мы умиляемся тому, что вот есть же молодежь... Но потом следует беспощадный и наивный в своей сегодняшней простоте вывод, вызывающий и смех, и слезы: «Надо устроить сэйшн в стиле блокады! Это будет прикольно...»

Ничего не попишешь, такова она, наша реальность...

* * *

Фестиваль завершился. Он был интересным и нужным, потому что эта неделя позволила понять, чем живет сегодня в своих театральных поисках та часть России, которая называется Республика Башкортостан, как причудливо соединяются в ней традиции и новаторство, как неуспокоенно бурлит жизнь театров. А ведь это и есть главное - искать и не сдаваться...

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.