Хозяйка "Театральной гостиной" / Лидия Славутская (Хабаровск)

Выпуск №9-159/2013, Лица

Хозяйка "Театральной гостиной" / Лидия Славутская (Хабаровск)

Кого сегодня удивишь «ящиком»? Его включают и уходят на кухню или в ванную, на его фоне болтают по телефону, целуются, ругаются, вершат судьбы мира. А в 60-е годы, когда телевидение в стране только зарождалось, голубой экран для многих становился окошком в большой мир. Казалось, стоит включить телевизор, как раздвинутся стены квартиры, и ты станешь свидетелем многих волнующих событий. А когда в Хабаровске построили «Орбиту» и стали принимать передачи из Москвы, вечером в городе вообще прекращалось всякое движение.

Старина Хабаровск помнит эти пустеющие по вечерам улицы, на которых только поздний одинокий ветер раскачивал в тополях фиолетовые фонари.

Заслуженный работник культуры РФ Лидия Яковлевна Славутская, более 40 лет отдавшая Хабаровской студии телевидения, в марте отметила свой юбилей. Поздравить юбиляршу в зале театра «Триада» собрались актеры, режиссеры, художники всех Хабаровских театров, и обыкновенный вечер превратился в ностальгические посиделки, по-домашнему теплые и немного грустные.

При чем здесь театр, спросите? Дело в том, что пройдя долгий и сложный путь поисков в обретении профессии телевизионного режиссера, Лидия Яковлевна в конце концов создала через объектив камеры свой особенный театр, собирая и выстраивая его по кирпичику со всей любовью и трепетом.

С детства мечтая стать артисткой, Лиля любила петь, плясать, читать стихи и представлять. Девочка так проникалась происходящим на сцене или прочитанным в книжках, что порой не отличала вымысла от действительности. Когда в пятилетнем возрасте попала с мамой в оперный театр на «Чио-Чио-сан», настолько погрузилась в перипетии сюжета, что увидев кинжал, который героиня занесла над собой, чтобы свести счеты с жизнью, на весь зал закричала: «Не надо!».

В 1951 году после окончания челябинской средней школы поехала в Москву учиться на артистку. Маленькая, в ситцевом платье, с горящими глазами, она увлеченно читала стихи и пела. Как большинство абитуриентов, документы подала сразу во все вузы, была зачислена в «Щуку» и ГИТИС, где курс набирал Раевский. Она выбрала ГИТИС.

Когда началась учеба в ГИТИСе, счастью не было предела: она в Москве, учится в одном из лучших театральных заведений, впереди только радость и интересные открытия! Но есть обстоятельства, которые мы не в силах перебороть. Это был 1952 год и перед весенней сессией вышел указ об отчислении из вузов студентов с «неправильной» графой о национальности.

- Нам дали возможность сдать весеннюю сессию. Любимый педагог Платон Владимирович Лесли посоветовал мне продержаться в Москве до следующего года. Он говорил: «Девочка, когда все уляжется, на следующий год мы тебя обязательно возьмем опять, ты только не уезжай». Устроил в массовку на «Мосфильм». Но родственники, узнав об отчислении, несмотря на мои протесты и слезы, приехали за мной и увезли домой.

И снова Челябинск. Лиля поступила в педагогический институт на филфак. Как училась, не помнит, ибо все время было посвящено сцене - она играла в спектаклях студенческой самодеятельности, пела в джазе. По окончании пединститута поехала преподавать русский язык и литературу на станцию Карталы, знаменитую тем, что там когда-то жил поэт Чекмарёв. Работала сначала в школе, потом в железнодорожном техникуме.

- Мне 21 год, я тоскую по дому, по городу, мои ученики - здоровые парни, демобилизованные из армии, я у них к тому же еще и классный руководитель. Ну что ж, решила я, и здесь можно заниматься творчеством. Я стала читать и разучивать со своими воспитанниками стихи. Потом мне предложили организовать хор. Мы подготовили концертную программу, которая на областном смотре художественной самодеятельности заняла первое место. А меня наградили путевкой на международный фестиваль молодежи и студентов, который проходил в 1957 году в Москве.

И тут снова возник призрак театра. Очутившись в Москве, девушка, разумеется, не могла не зайти в ГИТИС, встретилась там со своим педагогом Платоном Владимировичем, он обрадовался ей, вновь заговорил об учебе, предложил устроить в детский театр с тем, чтобы параллельно заниматься на курсе. Она и обрадовалась, и засомневалась, не зная, на что решиться. В результате, когда пришла телеграмма с вызовом, Лиля не ответила на нее. А через год и с преподаванием распрощалась.

Опять Челябинск, неудовлетворенность, поиски работы... Но тут ее вызывает мать, которая к тому времени с новой семьей жила в Хабаровске. Девушка, недолго раздумывая, уезжает в Хабаровск, где в конце 1960 года открылась и начала работать студия телевидения.

И вот, имея за плечами опыт педагогической работы, пройдя курс двухгодичного обучения в театральной студии при Хабаровском краевом театре драмы, успешно зарекомендовав себя на радио, Лиля Славутская переступает порог студии телевидения. Это было в июне 1961 года. Как вспоминает Лидия Яковлевна, тогдашний директор телерадиокомпании Владимир Иванович Диордиенко предложил работу диктора, но лавры телеведущей ее не соблазняли. Честолюбивая молодая женщина, привыкшая сама руководить процессом и сама принимать в нем деятельное участие, пришла в литературно-драматическую редакцию помощником режиссера.

- Про телевидение в Хабаровске тогда никто ничего не знал, все было внове и до всего приходилось доходить путем проб и ошибок, набивая шишки. Но зато какими драгоценными были для нас эти крупинки первого опыта и первых открытий, как интересно было собираться в этой комнате на улице Гоголя, в которой проходили репетиции, споры, разговоры! Вообще в Хабаровске тогда кипела интересная жизнь, здесь работали и жили, а главное часто приходили к нам в литературно-драматическую редакцию, чтобы обсудить какие-то вопросы, писатели Игорь Золотусский, Владимир Машуков, поэт Роальд Добровенский...

Замечу, что основная часть редакторов, журналистов, корреспондентов пришла на студию с радио, это была сильная команда профессионалов. А те, кто решил осваивать новое дело в качестве режиссера, оператора или ассистента, были самых разных профессий: педагоги, летчик, был даже оперный певец.

Первые передачи, первые фильмы, первые ошибки и открытия, и снова поиски, поиски... Вскоре Лиля узнала, что во Владивостоке при институте искусств открывают отделение по специальности «режиссер телевидения», на котором в том первом выпуске преподавали педагоги из ВГИКа, из мастерской Г. Чухрая. Она сдает экзамены, успешно учится.

В 1969 году, закончив институт с красным дипломом, Лидия Славутская начинает работать в литературно-драматической редакции уже в качестве режиссера.

Особенность телевидения, по словам Лидии Яковлевны, заключается в том, что оно меняется в зависимости от техники, то есть техника управляет процессом. Например, когда появилась запись, это казалось настоящим прорывом в будущее. Первой в записи Славутская сняла свою дипломную работу, это был спектакль «Ждите моего звонка» по повести Леонова «Трактир на Пятницкой». Сценарий написал известный писатель Валерий Шульжик, который начинал у нас в Хабаровске, тогда он работал в ТЮЗе чуть ли не рабочим сцены.

Спектакль «Ждите моего звонка» был также первым сериалом на нашем телевидении и первым детективом, его выпуск сопровождало много нелепых треволнений, связанных с диктатом чиновников, курирующих тогда творческий процесс, но при этом мало что в нем понимающих.

За время своей профессиональной деятельности режиссер Хабаровской студии телевидения Лидия Славутская сняла множество спектаклей. «Час ожидания» по пьесе Г. Бёлля, «Сколько лет, сколько зим» В. Пановой, «Дипломаты» по пьесе С. Алешина, телепостановка по письмам Тургенева «Письмо от Ивана Тургенева», «Прощай, Гюльсары» по Ч.Айтматову, запомнился спектакль по повести В.Распутина «Живи и помни». А телевизионная версия монооперы Франсиса Пуленка «Человеческий голос» - проект в каком-то смысле беспрецедентный.

- Спектакль пришлось сочинять заново, - вспоминает Лидия Яковлевна, - искать язык, на который можно переложить оперу, чтобы происходящее не выглядело статичным, сочинять мизансцены, искать форму и пластический образ будущего произведения. Визуальный ряд, вошедший в экспозицию: море, капли дождя на стекле, крупные планы лица героини - тоже как бы раздвигал рамки телевизионного экрана.

Когда картина была закончена, копию ее отправили в Москву, а оттуда на международный фестиваль музыкальных телефильмов и спектаклей в Прагу, на который Славутская получила официальное приглашение от устроителей. В фестивале принимали участие 64 страны. Хабаровский спектакль был отмечен как единственный, отвечающий требованиям телевизионного спектакля.

Однако театральный спектакль в отличие от телевизионного имеет особую специфику. Даже когда он снимается прямо из зала - это совершенно иной жанр, которому предшествует подготовительная работа всей съемочной бригады, операторов, звукорежиссеров, помощников, в этом процессе телережиссер выступает соавтором спектакля наряду с режиссером-постановщиком.

Мне кажется, что в Хабаровске именно Лидия Славутская стала тем проводником, с помощью которого зрители приобщались к таким видам искусства как театр и кино. Не случайно ее передачи «Театральная гостиная» и «Киноэкран» на протяжении почти тридцати лет не сходили с телеэкрана.

- Раньше каждое лето в Хабаровск приезжали известные театры из Москвы, Ленинграда, Новосибирска. Гастроли длились не день - два, как сейчас, а целый месяц. Например, в 1965 году событием культурной жизни краевой столицы стал приезд к нам Театра Советской Армии. Мне тогда удалось записать и показать девять спектаклей, это почти весь репертуар! Кроме того, почти каждый вечер в эфире была встреча с кем-нибудь из актеров или режиссеров. Москвичи охотно шли на контакт, рассказывали о спектаклях и фильмах, в которых снимались. Это была своеобразная популяризация театра, как сейчас бы сказали, бесплатная реклама... Со временем подобные передачи решено было объединить в единую рубрику под общим названием. Так родилась «Театральная гостиная» - актерские посиделки, на которые я приглашала всех любителей театра.

Через нашу «Театральную гостиную» прошли все местные и приезжие знаменитости. Кого только не было среди гостей нашей гостиной, Смоктуновский, Ульянов, Попов, Матвеев, Нифонтова... Эти передачи могли иметь какую угодно форму - встреча, портрет, творческий вечер, но все это был театр. Авторы программы старались построить ее так, чтобы внутренняя драматургия разговора была динамичной, неожиданной, яркой. Все шло в прямом эфире, и мгновения импровизаций, незапланированных шуток, оговорок составляли основную прелесть передачи.

Позже с развитием и появлением новой техники «Театральная гостиная» переместилась непосредственно в театр - на сцену, в фойе, за кулисы. Зрители, сидящие дома у своих телеэкранов, могли ощутить и предпремьерное волнение актеров, и дыхание зала. Поистине телевизионная камера - это рентген, который видит человека насквозь.

Вальс из легендарного спектакля вахтанговцев «Принцесса Турандот» стал лейтмотивом ее «Театральной гостиной». Легкий, словно воздушный, исполняемый на обыкновенных гребешках, этот вальс звучит в ее душе и поныне.

В творческом активе Лидии Яковлевны Славутской были передачи и о художниках, скульпторах, музыкантах, писателях, объединенные в цикл «ЛИК» (литература, искусство, культура), и поэтические, которые со временем вылились в небольшие зарисовки, составившие цикл под названием «Несиюминутное». Замечу, что эти передачи часто снимали среди деревьев, которые росли раньше возле студии - небольшая березовая рощица. Позже, когда рощу вырубили, коллеги в шутку сокрушались: «Срубили «вишневый сад» Славутской».

- Я считаю себя очень счастливым человеком. Я никогда себе не изменяла, занималась только тем, что мне действительно интересно. Никогда не приспосабливалась, не делала того, за что могло быть стыдно. Мне даже было немножко все равно, что происходило в обществе. Я жила в мире музыки, театра, кино. Так было всегда. Но время сужается невероятно, летит, торопится. Поэтому я спешу поделиться тем, что помню и люблю. Все-таки 42 года преданной службы, любви и горения чего-нибудь да стоят.

 

Фото из архива Л.Славутской

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.