Игры свободная стихия / Александр Измайлов (Кемерово)

Выпуск №9-159/2013, Лица

Игры свободная стихия / Александр Измайлов (Кемерово)

На сцене Кемеровского областного театра драмы в премьерном спектакле «Саня, Ваня, с ними Римас» состоялся бенефис Александра Измайлова, одного из ведущих артистов театра, приуроченный к его 50-летнему юбилею.

Спектакль по пьесе Владимира Гуркина, рано ушедшего из жизни известного драматурга-сибиряка, режиссер Евгений Ланцов ставил «на Измайлова», исполнителя роли Ивана. Здесь многое совпало: артист, драматург и режиссер оказались связаны особыми нитями и отношениями. Александр Измайлов рос за кулисами Иркутского ТЮЗа, где отец был артистом, а мама - гримером. Гуркин, будущий автор прославившей его пьесы «Любовь и голуби», в молодости в этом театре служил артистом. Иркутяне, они тепло и тесно общались, когда Александр и его жена Наталья Юдина уже работали на этой же сцене, а Гуркин стал столичным прославленным драматургом. Именно он и посоветовал им ехать в Кемерово, когда актерская семья решила уезжать из Иркутска и выбирала - куда.

Режиссер Евгений Ланцов десять лет «гонялся» за «Саней, Ваней...» - или пьеса за ним. Работал на Урале, в Лысьве, что стоит на реке Чусовой. Именно там происходит действие пьесы, и Гуркин очень хотел, чтобы и премьера состоялась в тех местах. Тогда у Ланцова не сложилось. Случилось сегодня, в канун Дня Победы. И хотя в пьесе и спектакле война лишь «за сценой», ее события отразились на судьбах всех персонажей.

За 25 лет на сцене - из них 10 на кемеровской - Александр Измайлов сыграл более 100 ролей классического мирового репертуара и современной драматургии. Искрометный Петруччо в «Укрощении строптивой» Шекспира, циничный Эдик в «Агасфере» Сигарева и безудержно-смешные и эксцентричные Лео в «Примадоннах» Людвига и Робер из «Ох, уж эта Анна!» Камолетти... Городничий в «Ревизоре» Гоголя, старый мясник Лейзер в «Поминальной молитве» Горина, Вальмон в «Опасных связях» де Лакло... Его Вершинин в «Трех сестрах» - истинно чеховский прекраснодушный мечтатель, позволяющий стиснуть себя мелочными неурядицами, а Мышлаевский из «Белой гвардии» Булгакова зол, ироничен, преисполнен холодным отчаянием человека, которому не под силу противостоять разрушительному хаосу социальных катастроф.

В этих образах нет только трагического или смешного, только черных красок или белых - нет рамок амплуа. Так учили основоположники классической русской театральной школы, воспитанником которой считает себя Измайлов. Его театральная родословная не в метафорическом, а в прямом смысле восходит к Станиславскому. Педагогом в Иркутском театральном училище была Вера Александровна Товма, воспитанница великой Кнебель, которая, в свою очередь, являлась ученицей Станиславского. Итого - «три рукопожатия», если вспомнить оригинальную теорию взаимосвязей, отделяют Измайлова от мэтра - реформатора русской сцены. Александру Георгиевичу, по его словам, в театре, в сущности, интересно одно: следить за трансформацией души человека. Зрителей эти «трансформации» захватывают всецело, равно, как и жюри на фестивалях разных уровней, щедро награждающих актера «за лучшую роль сезона», «за лучшую мужскую роль», премией им. Б.Н.Сурова... В день бенефиса Губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев лично вручил Александру Измайлову нагрудный знак «Лауреат премии Кузбасса».

Спокойный, немногословный, статный, по-мужски привлекательный, он абсолютно не «премьер» в пафосно-крикливом смысле этого слова. А вот три -пять премьер каждый сезон говорят за себя. Кстати, не только в родных стенах. Когда Музыкальному театру Кузбасса понадобился шукшинский герой Егор Прокудин для музыкальной драмы по «Калине красной» - позвали Измайлова. Ведь, помимо всего прочего, он поет, танцует, ставит сценические бои. И, как режиссер, спектакли, в числе которых запомнившийся и оригинальный «Летя в пыли на почтовых», поставленный по комментариям Лотмана и Набокова к «Евгению Онегину».

Вместе с женой Натальей Юдиной они - одна из самых красивых и талантливых пар на кузбасской сцене. Сцена иркутская подарила любовь, семью, партнерство в многочисленных спектаклях.

Под победные залпы главного праздника страны - так совпало! - три вечера подряд, а 9 мая специально для ветеранов, на сцене спектакль «Саня, Ваня, с ними Римас» и со всеми и для всех - Александр Измайлов.


Фото Никиты АНУЛЬЕВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.