Только театр! / Александр Масленников (Волгоград)

Выпуск №9-159/2013, Лица

Только театр! / Александр Масленников (Волгоград)

Заслуженному артисту России Александру МАСЛЕННИКОВУ исполнилось 60. Свой юбилей он отметил бенефисом в Волгоградском молодежном театре и творческой встречей «Еще не вечер!» в Камерном зале Волгоградконцерта.

Много раз приходилось видеть его на сцене ТЮЗа, в прекрасной работе в спектакле Музыкального театра «Свадьба в стиле ретро», но впервые наблюдать Масленникова в репетиционном процессе довелось в Волгоградском молодежном театре. К первым же читкам Сан Санычем приготовлена собственноручно переписанная в тетрадочке роль. Едва появились эскизы костюмов, как он уже раздобыл похожую шапку и приоделся на репетициях поближе к персонажу. Что сказать - профессионал до мозга костей!

- Александр Александрович, а когда вы решили посвятить жизнь театру?

- Так получилось, что когда я учился в Мичуринске в начальной школе, у нас была замечательная учительница Мария Федоровна Котова, которая организовала кукольный кружок. Играли кукольные спектакли, ставили сценки. Моей первой ролью стал пожилой гражданин. Во время каникул тогда устраивали небольшие летние площадки. Огораживалась часть улицы и для жителей близлежащих домов происходили некие представления, праздники. С нами занимались учителя и пионервожатые. Я на таких мероприятиях читал стихи, небольшие рассказы, выполнял обязанности конферансье. В пятом классе я перешел там же в Мичуринске в школу-интернат. И здесь тоже были замечательные люди, увлекавшиеся театром, ставившие спектакли. Я продолжал вести концерты, был куплетистом, кое-что брал из репертуара знаменитого конферансье Бена Бенецианова. Сочинял и сам. И даже ставил какие-то сценки на антирелигиозные темы. Как-то я побывал на спектакле в Мичуринском драматическом театре, посвященном судьбе Софьи Перовской. Меня потрясла игра актрисы, исполнявшей главную роль. Она настолько вжилась в образ, что в тот момент, когда решалось, умереть ли ради своих идеалов или продолжать жить, изменив им, у нее в глазах стояли настоящие слезы. Эти переживания, то, что артист на сцене так может передавать свои эмоции, все это меня буквально потрясло. Тогда и оформилось желание стать артистом, опиравшееся на мой опыт сценических выступлений. Мне устроили встречу с режиссером Мичуринского театра, учеником Андрея Гончарова Германом Петровичем Носатовым. Он посоветовал поступать в Саратовское театральное училище. И я после восьмого класса отправился туда. Хотя мне предлагали продолжить учебу в Мичуринске, стать старшим пионервожатым. Ведь я был тогда председателем совета дружины, побывал во всероссийском пионерском лагере «Орленок». Но я отправился в Саратов и поступил, единственный после восьмого класса.

Курсом нашим руководил Дмитрий Александрович Лядов. Я ему настолько благодарен, что своего первенца назвал Дмитрием. Это был великолепный мастер, замечательный актер Саратовского театра драмы имени Карла Маркса, Заслуженный артист РСФСР. Поступало 900 человек, поступило 25, окончили курс 16. Семеро, в том числе и я, с отличием. Учиться было очень интересно. На нашем курсе собрались талантливые люди. Володя Конкин, прославившийся позднее ролями Павки Корчагина и Шарапова. На его юбилей я был приглашен в прямой эфир на канале «Россия 1». Это было сюрпризом для Владимира, когда я появился, как его однокурсник и староста курса. Валя Федотова, народная артистка, продолжающая работать в Саратовском театре драмы, ныне носящем имя И. А. Слонова. Заслуженные артистки России Галя Авдонина, Света Гузикова, работающая в Рязани. Дипломный спектакль вспоминаю с удовольствием. Это была «Машенька» А. Афиногенова. Мы с Конкиным играли одноклассников Машеньки. И даже сами дописали себе текст на встрече Нового года. Мы являлись с шампанским, и герой Конкина спрашивал у моего героя: «А сколько тут градусов?». Я долго изучал этикетку и говорил: «0, 75». По замыслу режиссера, наши персонажи там учились курить. Я все кашлял. Но репетиций было много, поэтому научился так, что курю до сих пор, к сожалению.

Нас просматривали из многих театров. Конкин, я и еще несколько человек получили приглашение от главного режиссера Харьковского ТЮЗа. Мне сразу предложили главную роль в постановке по пьесе А. Хмелика «Федякин крупным планом». Прошли новогодние каникулы, и вдруг мы получаем телеграмму, что Харьковский ТЮЗ сгорел из-за замыкания проводки на новогодней елке. Подумав, я решил, что начинать свою творческую деятельность артистом погорелого театра как-то не следует. Тут приезжает главный режиссер Волгоградского ТЮЗа Вадим Иванович Давыдов, который большую часть своей театральной жизни служил на сцене Саратовского ТЮЗа, и к нашей радости пригласил пятерых в Волгоград, где ТЮЗ совсем недавно возродился. Так моя судьба оказалась связана с этим, дорогим мне городом.

Первый ввод - на роль школьника. Я выглядел тогда очень молодо: щеки из-за ушей видать, шевелюра, кудри! Мой герой Антон заикался, и одноклассники были рады, когда он отвечал, затягивая время на опрос. И я к-к-конечно по-по-могал им. Меня очень тронуло, когда на моей первой премьере - а премьеры тогда приурочивали ко дню рожденья театра - все артисты отдали свои цветы мне - дебютанту. Кстати, мой второй сын назван в честь первой роли - Антоном.

- Вами сыграно огромное количество ролей. Какие запомнились больше всего?

- В ТЮЗе я прослужил тридцать лет. Первые встречи юных зрителей с театром происходят на сказках. Поэтому сыграно множество зверей. Я был и котами, Васькой и Котофей Иванычем, и диким псом, и медведем. Довелось даже фруктом побывать - мастером Виноградиной в «Приключениях Чиполлино». Незабываемо это передвижное овощехранилище, когда мы ехали в Волжский на спектакль, шутили, пели и веселились. 12 лет я был единственным исполнителем роли Пьеро в «Золотом ключике». Прекрасный был спектакль «Али-Баба и сорок разбойников», где я играл Али-Бабу, - яркий, красочный, музыкальный. Пел своим голосом. Я вообще очень люблю петь и танцевать. Когда в одной гримерке со мной был Михаил Матвеевич Таубе, легенда нашей оперетты, в последние годы работавший в ТЮЗе, он сказал, что мне прямая дорога в Музкомедию.

- Так ведь и получилось!

- Да, Михаил Станиславович Ковальчик предложил мне роль в музыкальном спектакле «Свадьба в стиле ретро», где я с удовольствием сыграл обходительного и ласкового мерзавца Леонида. Было довольно много музыкального материала, и я благодарен партнерам, концертмейстерам, оркестру за поддержку. Много было интересных ролей и в спектаклях вечернего репертуара ТЮЗа, спектаклях для студенчества, для взрослых. Довелось сыграть Ленина в постановке «Защитник Ульянов». Он шел довольно часто. Порой по 4 раза в неделю. Надо было приходить за полтора часа до начала, ведь мне делали портретный грим. И каждый раз при моем выходе на сцену раздавались аплодисменты, настолько был узнаваем образ. Пьеса шла в БДТ в постановке Товстоногова, где Ленина играл Лавров, и в Ульяновске. Там Устюжанинов играл. Третьим театром был наш. Я не знал тогда, а мой голос и фотографии отправляли в Москву, чтобы получить разрешение. На репетициях и во время спектаклей присутствовали представители КГБ. Тогда внимательно следили за тем, чтобы не бросить тень на образ вождя.

Одна из любимых - роль классического репертуара - Фердинанд в «Коварстве и любви» Шиллера. Этапной и поворотной в моей жизни стала «Свадьба Кречинского». Мы с Володей Бондаренко должны были в очередь играть Кречинского. А у пробовавшихся на Расплюева исполнителей не все получалось. Режиссер Лев Михайлович Аронов долго уговаривал меня попробовать. Не будет Расплюева, не будет и спектакля - я согласился. И глубоко проработанный с постановщиком образ Расплюева получился удивительно многогранным. Скандальная известность сопровождала премьеру «Лолиты» по роману Набокова. «Русский фронт», организация «Дети Сталинграда» очень мощно протестовали, устраивали пикеты, вывешивали лозунги: «Красный фонарь - ТЮЗу», «ТЮЗ - публичный дом». А как же не публичный? Конечно публичный - театр ведь дом для публики! А получилась вещь трагическая, настоящая драма. Я играл некоего джентльмена по имени Эдвард, находящегося все время на сцене, который комментировал эту историю. Повезли на фестиваль в Екатеринбург. Публика была в восторге, критики - разнесли. Но в тысячном зале яблоку упасть было негде, все проходы забивались зрителями.

На главную роль Чарльза Кэндэмина в пьесе «Неугомонный дух» Н. Кауарда пробовались восемь актеров. А меня режиссер увидел в бабочке и смокинге ведущим вечера в СТД, предложил сыграть, и все прошло успешно. Я очень благодарен своей жене. Наталья Петровна, заслуженный работник культуры России, мой самый любимый и самый строгий критик. С женой мы познакомились на сцене Саратовского Дома офицеров, где вместе играли во время моей службы в армии, потом более 20 лет - в Волгоградском ТЮЗе. Этому театру я благодарен за 30 лет полнокровной творческой жизни. Жаль, что нет предложений от родного театра теперь.

Как-то так сложилась моя судьба, что я ничего не просил. Ни квартиры, ни зарплаты, ни ролей, ни звания. Как там у Булгакова: «Придут и сами все дадут»? И я был рад предложению прочитать сказку «Петя и волк» с симфоническим оркестром. Ее же исполняли великие артисты: наш радиосказочник Николай Литвинов, Вера Марецкая, даже Михаил Сергеевич Горбачев читал эту сказку. Много было удачных работ с нашими дирижерами. И «Пушкинский Петербург», и джазовый «Духовный концерт» Дюка Эллингтона. Самой большой радостью в этот мой юбилейный год, самым большим подарком стало приглашение меня возглавившим Молодежный театр Владимиром Бондаренко на роль в спектакль «Прежде чем пропоет петух». Когда свершилась эта смена караула в театре, Владимир, с которым мы играли на сцене ТЮЗа, сидели много лет в одной гримерке, позвонил мне и предложил участие в новой работе. Я даже не спросил, какой спектакль, какая роль. Актер без ролей, как без воздуха. Пьесу прочитал залпом и был потрясен образом Угрика. Эта трансформация человека, этот финальный монолог «всю жизнь честно жил, честно работал, пока не настали эти скверные времена», - все это заставляет каждого зрителя задуматься над своей жизнью. Какой бы выбор сделал он лично, попав в такие обстоятельства. Да и в нашей жизни, невоенной, порой случаются моменты выбора. Правду говорят, порядочного человека легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости. Не могу я сказать, что это отрицательный персонаж. Он обыкновенный обыватель. И я не прокурор ему. Я, скорее, адвокат. Оправдывающий, понимающий, сострадающий. Очень интересно было репетировать в настоящем подвале, как и в пьесе. Атмосфера, приглушенный свет, замкнутое пространство - все это помогало войти в ситуацию. Я был потрясен взаимодействием моих партнеров по спектаклю. Ведь не будет петельки - крючочка, не будет коллективного творчества, и все распадется тут же. И надо отдать должное - коллектив в Молодежном театре дружный, сплоченный, творческий, талантливый. Все открытые, душевные, сердечные люди.

Знаете, когда одного человека в молодости спросили, кто лучший композитор, он ответил: я! А через несколько лет уже говорил: я и Моцарт! Потом уже отвечал: Моцарт и я! А ближе к старости осталось: «Только Моцарт». Так и я считаю: есть только театр! Только театр может спасти нас от того времени, в котором мы живем. Только приходя в театр, развлекая, заставляя сопереживать публику, но не поучая ее, мы можем будить в ней эмоции. Благородные, романтические, очищающие.



Владимир Бондаренко, заслуженный артист России, художественный руководитель Волгоградского молодежного театра:

- Пьеса «Прежде чем пропоет петух» написана на актеров разного поколения. Со средним и младшим поколением мы обошлись силами труппы, а на поколение постарше надо было исполнителей приглашать. Естественно, приглашение Александра Александровича на роль Угрика не случайно. Он актер внутренне очень гибкий. Он реагирует на замечания, на пожелания, на, возможно, не совсем традиционную трактовку роли не механически, не мотивируя себя, а внутренне это принимая. Именно с этих позиций я его приглашал, и это все совершенно оправдалось. Роль очень сложная. И на мой взгляд, Масленников с ней очень хорошо, профессионально, грамотно справился. У него получился не ходульный, не черный или белый, не хороший или плохой, а объемный персонаж.



Две байки от юбиляра

К очередной дате Победы под Сталинградом ставили спектакль «Горячий снег» по известному роману Бондарева. Я играл лейтенанта Дроздовского. Конец первого акта. Со мной на сцене член военного совета и генерал, командир дивизии. Генерал представляет меня: «Это лейтенант Дроздовский». После чего слышатся звуки приближающейся танковой атаки, я командую «Батарея, к бою!», и закрывается занавес. Без этого финала нет первого акта. И вот, сказав положенные реплики, мы ждем, когда же пойдут звуки боя. А их нет. Поглядываем на рубку, которая высоко в глубине зала. Ничего там не видно, даже головы звукооператора. На месте он или нет. Или вообще заснул. Пришлось повторяться: «Что вы сказали?» и так далее. По-прежнему тишина. Тут не выдерживает член военного совета, смотрит на часы и говорит: «По-моему сейчас должны быть немецкие танки». Генерал поворачивается спиной и его начинает трясти от такой осведомленности о действиях противника. Слава богу, эту реплику услышала помреж, быстренько нашла звукооператора, он врубил эти пленки, и я сквозь смех, стоя спиной к зрителю, проорал свое «батарея, к бою!».

В 75-м году гастролировали в Одессе, которая славится своими шухарными делами. Играем «Тристан и Изольда». Романтическая история. Огромное ложе, на котором в белом пеньюаре страдает, излагая свои страдания стихами, жена главного режиссера, играющая Изольду. И вдруг через весь зал бежит испуганная огромная белая кошка и забивается в единственное место, где нет пугающего света прожекторов - под ложе героини. И будто по мановению чьей-то руки, после каждой строчки орет из-под кровати истошное «Мяу!». Что творилось в зрительном зале, передать невозможно. Актеры и зрители покатывались со смеху, а бедная Изольда могла умереть на самом деле от такого нервного напряжения, дочитывая сквозь смех монолог. Один из актеров, парторг театра, стоявший за кулисами в средневековом костюме своего героя и читавший газету, так и вышел на поклон: в очках и с «Советским спортом» в руках.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.