Березники. Живые ноты искусства

Выпуск №10-160/2013, В России

Березники. Живые ноты искусства

Драматический театр, как и любое искусство сегодня, переживает непростые времена. В условиях «рынка» и коммерциализации социальной жизни очень легко стать на путь конъюнктуры, то есть, что называется, на потребу публики, которая привыкла к различным рода шоу, эпатажу, яркой и вызывающей форме. Подобного рода жанровые проявления в таких спектаклях требуют своеобразного существования артистов на сценической площадке, а именно - абсолютно бескомпромиссная, ничем не ограниченная свобода, призванная прежде всего к самовыражению.

В этом направлении работают многие молодые театральные режиссеры, как в столице, так и на периферии. Концептуальная режиссура выходит на первый план театральной жизни и во многом задает тон.

Но существует и другая сторона театральной эстетики - страстно проповедующая традиционное духовное и психологическое начало в драматическом искусстве. Оно обращено к зрителю через сопереживание, поиск веры, торжество добра и справедливости. А если именно об этом театр непосредственно говорит с подрастающим поколением, то его миссия в этом отношении по большому счету неоценима.

Театр для детей и молодежи «Бенефис» в городе Березники Пермского края восемь лет назад при рождении заявил о себе именно с этих позиций. Его основатель и бессменный руководитель Заслуженный артист Российской Федерации Александр Староскольцев проповедует традиционный психологический театр, театр актерского ансамбля, как он говорит «артистов одной группы крови», что уходит корнями в традицию русского репертуарного театра, который рождался на основе театров-студий, то есть театра именно единомышленников.

В городе с численностью населения чуть больше 150 тысяч человек работают два профессиональных театра - честь и хвала главе города Сергею Петровичу Дьякову за то, что в наше не простое время он принял решение о создании драматического театра для детей и молодежи.

Первая постановка - детский музыкальный спектакль «Все мыши любят сыр» Д. Урбана появилась в марте 2005 года и прошла с большим успехом, с очередями за билетами и долгими аплодисментами. И в том же году, к 50-й годовщине Великой Победы, были поставлены «А зори здесь тихие» Б. Васильева, потрясшие березниковского зрителя проникновенностью и глубиной сценического прочтения, этой трогательной и героической историей великого писателя, связанной с тяжелыми годами Отечественной войны, о юных девушках, мужественно сражавшихся неравными силами с врагом.

Во многом следуя реалистическим традициям театра, Александр Староскольцев в то же время стремится привнести в свои постановки мышление человека ХХI века, поэтому в нем живет неугасимый интерес к современной драматургии. Его режиссерский почерк отличает чувство времени, умение найти болевые точки действительности. Его постановки - это всегда сочетание острых проблем и яркой сценической формы: «Любовь и голуби», В. Гуркина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Училка будущего века» В. Ольшанского, «Дом, где все кувырком» А. Портеса, «Аз и ферт» П. Федорова. В них мы видим гармоничное единство режиссерского замысла и актерского ансамбля.

Из двух последних работ театра - один спектакль адресован детскому зрителю, другой - более взрослому поколению.

«Жили-были две лисички» В. Зимина незамысловатая, на первый взгляд, история из жизни грибов. Но театр превращает ее в «необыкновенную историю», в первую очередь, за счет очень точно придуманных характеров героев и их неожиданных поступков. Дети сразу же включаются в интригу, возникшую между «вредными» и «хорошими» грибами. Так, например, Мухомор (О. Мезенев) и Сморчок (В. Фомичев) затеяли зловещий план - погубить хорошие грибы и цветочки. Они украли лесной «дождевичок». А как быть грибам без дождевичка? Вот и отправляются Сыроежка (Е. Сергеева), Рыжик (П. Ефремов) и Сестрички-Лисички (М. Гехт и Е. Столярова) на поиски и спасение «дождевичка». Тут и разворачивается настоящий детектив: погони, переодевания и разоблачения, конечно же, с музыкой, песнями и танцами. Актерская манера общения с детским зрителем самая естественная и непосредственная - все проживается всерьез и с огромным азартом, отсюда, что называется, и возникает «разговор на равных». Дети до последнего момента включены в события сюжета - переживают и болеют за счастливое окончание истории, после чего от души апплодируют не менее счастливым артистам, искренне сыгравшим им этот «лесной детектив».

«Любовь и глуби» В. Гуркина - это, казалось бы, исчерпанный на сценических подмостках драматургический материал. Простая банальная история «любовного треугольника», заканчивающаяся покаянием и возвращением в семью любящего мужа и отца. В спектакле Березниковского тетра «Бенефис» эта история поднимается до «космических» высот, высот истинных человеческих чувств и страстей - той безграничной любви, которую проносят через весь спектакль замечательный актерский ансамбль - Василий Кузякин (В. Фомичев) и Надя, его жена (Е. Зебзеева). Дуэт Дяди Мити (А. Староскольцев) и Бабы Шуры (Е. Сергеева) в спектакле не просто сыгран виртуозно - он, в первую очередь, несет в себе атмосферу и нравственную подоплеку спектакля с его темой - торжеством неиссякаемой любви. С тонким юмором и непосредственностью сыграны сцены так называемых «семенных разборок».

Сыновья и дочерняя любовь, а проще говоря, та боль, через которую пытаются решить неожиданную семейную проблему дети героев - Люда (Е. Столярова), Оля (Н. Ковина), Ленька (П. Ефремов) - не просто делают эту боль настоящей, а единственной, от «излечения» которой зависит вся последующая их жизнь. А отсюда и прощение после покаяния.

Совершенно непохожий на ставший уже хрестоматийным, характер героини Людмилы Гурченко в одноименном фильме создала удивительно драматический, а по большому счету - трагический М. Гехт в образе Раисы Захаровны. Последняя сцена расставания Василия Кузякина и его новой «любимой женщины» проникнута грустью и попыткой со стороны слабой половины сохранить последнюю их «осень любви». И настолько же сильно внутреннее желание Василия вернуться к той родной и близкой ему атмосфере семьи и любви, символом которой являются живые голуби, воркующие в руках героя.

Если сказать про «очищение от скверны» или «катарсис», что испытывает зритель после спектаклей Александра Староскольцева, наверное, это прозвучит слишком громко. Но то, что ты выходишь эмоционально наполненным той положительной и созидательной энергией, которую дарят его спектакли, является «светом в конце тоннеля» ради которого и звучат эти ноты искусства.

В сложившихся обстоятельствах работы двух профессиональных театров в столь небольшом городе очень важно, чтобы оба творческих коллектива развивались в одинаковых, равнозначных условиях. Детский театр в принципе должен решать более важные задачи - привлечение к театральному искусству подрастающего поколения, а для этого нужны силы и средства, и, конечно, условия для полноценной творческой работы. Три небольшие комнаты и аренда сценической площадки в течение десяти дней в месяц - это пока все, чем располагает на сегодняшний день театр «Бенефис». Но несмотря на это, театр с достоинством и на высоком профессиональном уровне выпускает и показывает свои спектакли на фестивалях и конкурсах. «Театр для детей и молодежи «Бенефис» достоин, чтобы о его творчестве знали не только в родном городе и Пермском крае, но и далеко за их пределами, а возможно и в столице.

Детский театр набирает обороты, как творческие, так и социально значимые, для своего родного города Березники. Ближайшие перспективы театра - выпускать как можно больше хороших спектаклей, в том числе: «Эти свободные бабочки» Л. Герша, «Ханума» А. Цагарели, «Медведь» и «Предложение» А. Чехова, сказка «Волшебная лампа Аладдина» и много других. Ну и, конечно же, подготовка к десятилетнему юбилею театра в 2014 году.

Очень хочется пожелать театру и его зрителю, чтобы подрастающее поколение мужало по тем нравственным критериям, что проповедует «Театр для детей и молодежи «Бенефис», и, в первую очередь - это вера, любовь и надежда.



Фото из архива театра

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.