Островский навсегда! Фестиваль в Центральном доме актера им. А.А.Яблочкиной

Выпуск №10-160/2013, Фестивали

Островский навсегда! Фестиваль в Центральном доме актера им. А.А.Яблочкиной

В Доме актера им. А. А. Яблочкиной прошел ежегодный фестиваль «Островский навсегда», в этом году приуроченный к 190-летию со дня рождения Александра Николаевича.

Этот фестиваль - часть большого многолетнего проекта Дома актера «Арбатские встречи», объединяющего театры российской провинции. В этом году в рамках фестиваля состоялось три больших премьеры: оригинальный проект ЦДА «Один день из жизни девицы Любы Отрдаиной» по пьесе А. Островского «Без вины виноватые» в постановке заслуженного деятеля искусств ЧР Павла Тихомирова, фильм Ю. Гольдина и О. Бабицкого «Лес» и уникальный вечер «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Павла Тихомирова, объединивший актеров из Томбовского, Ярославского, Владимирского и московских театров. А теперь обо всем по порядку.

Все дни фестиваля в фойе ЦДА работала фото- и документальная выставка «А. А. Яблочкина в пьесах А. Н. Островского», на которой программки спектаклей и фотографии Александры Александровны «переносили» нас в век ХІХ, создавая тем самым неповторимую атмосферу.

Народная артистка СССР, лауреат Сталинской премии, Александра Александровна родилась в 1886 году в Санкт-Петербурге в семье актера и режиссера Малого театра, у которого и училась актерскому мастерству. А сценической «матерью» называла свою наставницу Гликерию Николаевну Федотову.

Яблочкина служила на сценах Тифлисского театра русской драмы, Театра Корша и Малого театра. Ее партнерами по сцене были Мария Ермолова, Александр Ленский, Александр Южин, Ольга Садовская и другие корифеи Малого театра. В 1915 году она возглавила Русское театральное общество (позже - ВТО), которым руководила до конца жизни.

Она играла в спектаклях по пьесам У. Шекспира, А. Грибоедова, А. Пушкина, Д. Фонвизина, Н. Гоголя и многих других. Но особое место занимали роли в пьесах Александра Островского, в которых актриса неизменно стремилась к психологической глубине раскрытия образа, к точному, графически четкому сценическому рисунку: Смельская («Таланты и поклонники»), Глафира, Мурзавецкая («Волки и овцы»), Ренева («Светит да не греет»), Негина («Таланты и поклонники»), Лидия, Чебоксарова-мать («Бешеные деньги»), Евлалия («Невольницы»), Коринкина («Без вины виноватые»), Вышневская («Доходное место»), Мамаева, Турусина («На всякого мудреца довольно простоты»), Василиса («Василиса Мелентьева»), Гурмыжская («Лес»).

Умерла Александра Александровна в 1964 году, похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где жила актриса (ул. Большая Дмитровка, 4/2), установлена мемориальная доска, ее имя носит Дом актера.

Фестиваль «Островский навсегда» открылся моноспектаклем «Русскій актер. Біография» в исполнении народного артиста России, актера Тамбовского драматического театра Юрия Томилина.

Спектакль - опыт антологии судьбы актера в России, сотканный из текстов А. Островского, А, Чехова, В. Белинского, А. Пушкина, в котором отрывки из текстов переплетались с размышлениями о назначении театра, о месте актера в нем и смысле актерского ремесла.

Итак. Актер пришел на могилу своего коллеги. Конечно, подвыпивший (а как без этого русскому человеку, да если еще и повод есть - помянуть друга). Пьет из горла, пытается что-то спеть, тут же размышляет по теме и не в тему... И жалко этого, в принципе, неудачника, но понимаешь, что он все-таки... счастливый человек. Он прожил интересную сценическую жизнь. Он сыграл сотни судеб, из которых сейчас и соткан его рассказ, его не обошла слава, правда, и горечь падения и забвения он тоже познал. Но он счастлив, поскольку продолжает жить и еще, если захочет, сможет что-то сделать. И сделает. Если не сопьется окончательно.

Ах, какова была его исповедь! И смех, и слезы, и любовь. Ах, как хороши интонации, оценки, комментарии актера. Его душа, в которой целый мир - глубокий, широкий, бесконечный.

Юрия Томилина хорошо знают в Москве, поскольку он довольно частый гость в столице. Сегодня на нем, без преувеличения, строится репертуар театра и каждый его образ становится предметом скрупулезного театроведческого обсуждения и анализа.

Работа «Русскій актер» - самостоятельная, а значит, сделана с большим сердцем и душой, пропущена через себя, дополнена личным. Ее сквозной мыслью можно назвать слова: «Талантливый человек в России не может быть чистеньким» и монолог из чеховского «Дяди Вани»: «Мы будем жить». Конечно, будем.

Об актерской судьбе в очередной раз дал возможность задуматься и фильм «Лес» Ю. Гольдина и О. Бабицкого, являющийся частью большого проекта «Темное царство», включающего картины «Таланты и поклонники», «Свои люди - сочтемся», «Бешеные деньги». Свежее прочтение хрестоматийных произведений, в которых удивительно сохранен авторский дух и дух эпохи Островского. И как все актуально сегодня: поиск самого «выгодного» с материальной точки зрения жениха, жертвы ради такой призрачной, но такой желанной актерской карьеры. И все это в исполнении известных театральной публике актеров: Людмилы Титовой, Алексея Боброва, Ольги Ивановой, Игоря Ларина, Эдуарда Радзюкевича и других.

Но для большинства самым большим открытием на фестивале стал спектакль «Один день из жизни девицы Любы Отрадиной» в постановке Павла Тихомирова.

Так подробно, психологично, тонко, узорчато сегодня не ставят. Сейчас все больше по верхам ставят, эпатажно, так сказать, современно (иначе зритель и не поймет!), переодевают артистов в современные костюмы (или, наоборот, раздевают), со всякими спецэффектами, чтобы покрасочней, поярче. А нам давно уже хочется настоящего театра, где бы зритель находился по другую сторону пресловутой четвертой стены, за которой герои живут своей жизнью, решают проблемы, радуются, горюют. И все взаправду, а не понарошку. Как показал этот опыт Павла Тихомирова, и актеры давно соскучились по такому театру. Психологическому.

Гостиная в доме Любы Отрадиной (до Елены Кручининой ей еще очень далеко). Люба (засл. арт. РФ Ирина Фадина) переживает нешуточные душевные муки, узнав, что любимый Григорий Муров (Юрий Ракович), отец ее ребенка, женится на Таисе Шелавиной (Наталья Пирогова). Но не о сюжете речь (кому он не известен, можно прочитать). В спектакле продумано все до мельчайших мелочей, вплоть до ниточки на рукаве платья, которая просто раздражала зрителя, обвиняющего в невнимательности костюмеров. Но эта ниточка становится центром внимания Любы в момент ее отчаяния: именно эта ниточка «принимает» на себя первое отчаяние Любы. И такими важными «мелочами» наполнена вся постановка.

При первом появлении Шелавиной, казалось, что актриса «пришла» из другого спектакля. Она взорвала созданную Отрадиной, Муровым, Галчихой (Ольга Дубовицкая) и Аннушкой (Лариса Некипелова) атмосферу - нервную, отчаянную, но настоящую, неподдельную. И вдруг - праздник, фейерверк, суета, фальшь. Но через несколько минут пришло понимание, что в этом и проявляется противоположность двух миров - ранимого, трепетного, душевного, наполненного любовью мира Отрадиной и мира материального, в котором нет места искренней чувственности, любви до самоотречения, понимания чувств других, при том, что свои практически отсутствуют, мира «хищницы» Шелавиной. Это, конечно, только очевидные вещи. Но есть еще второй план, который и отличает эту постановку от других современных версий Островского.

Одним словом, перевернули всю душу и подтвердили ошибочность мнения о том, что сегодня зрителя не увлекает настоящий русский театр, когда накал страстей достигается не техническими средствами, а душевными нюансами, порывами и духовными высотами, когда за каждым словом - целая жизнь, судьба, трагедия, счастье, горе, драма. Когда за одним взглядом - вся палитра чувствований и переживаний.

И достойной точкой фестиваля стал спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» в режиссерской версии Павла Тихомирова, в котором были использованы сцены из спектаклей МХАТ им. М. Горького 1973 г. (реж. В. Станицын), Театра п/р О. Табакова (реж. О. Табаков), Владимирского драматического театра (реж. С. Морозов) и Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова (реж. А. Кузин).

К огромному сожалению, подобный проект может быть только одноразовым. Но кто его видел, оценил по достоинству. А как можно отнестись к возможности увидеть актеров из разных театров (московских и других городов) в одном спектакле? Только как к уникальному проекту. И он таковым и был.

Все-таки психологическая театральная школа (возможно, единственная) может позволить осуществить театральный проект, в котором с нескольких репетиций все складывается в одну цельную картину, в неповторимый актерский ансамбль.

Одним словом, фестиваль «Островский навсегда» стал событием в жизни театральной Москвы. А, учитывая то, что он дает возможность артистам из провинциальных театров показаться на столичной сцене, а нам, москвичам и гостям города, увидеть эти бриллианты актерского мастерства, переоценить его значение невозможно. И спасибо за это Александру Островскому.

 

Фото автора

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.