Парад премьер и мир калмыцких традиций

Выпуск №10-160/2013, Фестивали

Парад премьер и мир калмыцких традиций

76-й сезон Калмыцкий национальный драматический театр им. Б. Басангова завершал фестивалем «Парад премьер», ставшим местной культурной традицией и крупным городским праздником. Свой национальный театр элистинцы очень любят, и успеть увидеть все его премьеры до наступления каникул стремится каждый. И, по обыкновению, состоялся истинный праздник, с торжественным награждением работников театра, цветами, подарками, чествованиями.

Сезон был плодотворным и подарил пять премьер, поставленных пятью разными режиссерами. Художественный руководитель театра Борис Манджиев не из тех лидеров, что стремятся к режиссерской монополии на своей сцене. Напротив, он все время разнообразит ее палитру, привлекая самых разных постановщиков и приучая своих актеров к различным направлениям и стилям.

Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» поставил петербуржец Евгений Зимин, и как раз накануне «Парада премьер» он побывал на Первом Международном фестивале русской классической драматургии в Кинешме, где освежил конкурсную палитру, внеся в ее классический контекст шальную ноту современного креатива и вызвав интерес жюри и всего города. Островский предстал современной фантасмагорией, где наш паренек Егор Глумов (Очир Такаев), заснув, увидел сон о своем волшебном восхождении по лестнице жизни. И сей сон, полный абсурда и немыслимых событий, стал высвобождением подсознательных чаяний и указующим перстом к реальным жизненным действиям. Так что, доверяйте снам, господа.

Драма «Ойраты мои, ойраты...», составившая диптих с прошлогодней премьерой «О, Чууча, Чууча!!!» и продолжая другие исторические постановки Бориса Манджиева - часть большого национального эпоса, создаваемого худруком на своей сцене. Кому же, как ни ему, этому красивому родовитому калмыку, уроженцу здешних земель и воспитателю национальной труппы, воплощать собственную историю в театре. На этот раз, вдохновленный поэмой Джангара Насунова о междоусобной войне двух ойратский племен ХVII века, дербетов и торгутов, он сам написал пьесу и поставил ее.

Эта историческая фреска о вечно враждующих ойратах (так в старину называли калмыков), об их бесконечной борьбе за власть и передел земель, о сыновьях, уходящих на войну, и братьях, убивающих друг друга, величественна и красива. Эпические картины благословления матерьми своих чад на битву, картины грозных ойратских битв, картины гибели воинов и оплакивающих их матерей масштабны, патриотичны и пронзительны. В них минимум слов и максимум волнующего чувства. Актерам в их вдохновенной игре удается сочетание реализма и эпичности. Они умеют видеть свою историю с высоты птичьего полета, поднимаясь от конкретной бытовой правды к поэтическому осмыслению событий.

Режиссер Василий Пектеев, хоть и живет в Йошкар-Оле, но, по сложившейся традиции, также воплощает на местной сцене калмыцкий эпос. Его прошлогодняя премьера по повести Баатра Басангова «Булгун», история о суровых степных старинных нравах, была продолжена новым историческим полотном - драмой Санжи Балыкова «Девичья честь». И теперь мы перенеслись во времена гражданской войны на Дону.

Повесть «Девичья честь» была написана еще до Второй мировой войны и посвящена жизни, быту и традициям калмыков, в судьбу которых ворвалась революция. Две калмыцких семьи хотят породниться, и их дети Бадня (Бюрча Оргадыков) и Зиндмя (Татьяна Зараева), любящие друг друга, проходят сквозь годы разлуки и скитаний, посланных временем. Их личная жизнь оказалась связанной с братоубийственной трагедией всей страны. В спектакле показано участие калмыцкого казачества в войне на стороне белых, зверская месть красных, эвакуация белой армии в Крыму и трагическая гибель главных героев. Весь этот масштабный рассказ, в котором участвовала вся труппа, стал памятником одной из трагических страниц в истории калмыков.

Спектакль Сергея Бурлаченко «Судите меня сами» по повести Алексея Балакаева - продолжение калмыцкого эпоса, этих драматических калмыцких сказаний, начатых двумя предыдущими премьерами. Эту повесть хорошо знают в Калмыкии. И, увлеченный ею, Сергей Бурлаченко сделал инсценировку, рассказав нам об одной-единственной женской судьбе, отразившей историю всего народа.

Этот моноспектакль играет Марина Кикеева, ее героиню зовут Бальджирма, и мы встречаемся с нею в 1946 году, когда она, пятилетней девочкой оказавшись в сибирской депортации, осиротев и потеряв все, что может потерять человек, начинает свой одинокий и отчаянный путь по жизни. Голодное нищее детство, приемные семьи, чужие дома, путь юного существа в полную неизвестность холодного мира... Детское выражение лица с жалобным и беспомощным взглядом очень скоро сменяется отважной зрелостью и бесстрашием духа, которому уже ничто не страшно. Девушка с мощным степным темпераментом и роскошным именем Бальджирма все время идет вперед, все время куда-то движется, меняя свою жизнь размашисто и безоглядно. Смотришь на нее - изумляешься: и семью создала, и дочь родила, и даже председателем колхоза стала. Хотя настоящего женского счастья так и не узнала. Но эта степная воительница, отважная созидательница жизни и судьбы, жизни честной и трудной, отразила несгибаемую суть национального калмыцкого характера.

Мелодрама «Семья», поставленная Сергеем Гадановым по пьесе Боси Сангаджиевой, также открывает нам мир калмыцких традиций, в основе которых - крепкая семья, и именно она опора и смысл человеческой жизни.

Действие происходит уже в наши дни. Юный Мингиян (Мерген Сангаджи-Горяев) в свой день рождения неожиданно узнает, что его отец ему вовсе не родной; за этим следует цепь новых открытий о неблагополучии этой внешне успешной семьи. У отчима (Павел Челбанов) обнаруживается другая женщина, мама Мингияна (Нина Барикова), оказывается, давно не работает в своем театре, а лучший друг Мингияна его предал. И вот по крупицам этот парень начинает выстраивать новое здание собственной жизни: он находит родного отца (его играет Владимир Базыров), протягивает руку поддержки своей матери, да и его девушка (Байрта Ходжигирова), на которой он собирается жениться, существо светлое и чистое, вселяет в нас надежду на то, что на новом витке жизни все сложится хорошо.

Мы же, увидев пять последних спектаклей театра, стали свидетелями непрерывающейся истории этого народа, сложившейся в свой собственный, длящийся сквозь века эпос, который отражает дух, мысль, чувство и традиции калмыков.


Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.