Дмитров. Самый надежный способ решения квартирного вопроса

Выпуск №1-161/2013, В России

Дмитров. Самый надежный способ решения квартирного вопроса

Пьеса югославского комедиографа Драгутина Добричанина «Улица Трех соловьев, дом 17» в конце 50-х годов шла на сценах театров нашей страны не реже, чем комедия А. Галича «Вас вызывает Таймыр» и была чем-то сродни сюжету оперетты Д. Шостаковича «Москва-Черемушки». Их роднит радостное ощущение не только житейского обновления, но и новизны бытия, нахлынувших на людей послевоенной эпохи. Противоречия чувств молодых героев, готовых к новой жизни, и людей зрелых, тоже этой новизной «зараженных», но весьма недоверчивых и осторожных, сообщают сюжету про суматошное вселение разных людей в новый дом многоцветную эксцентрику, особенный жанровый тонус.

Получив по ошибке на одну и ту же жилую площадь равноправные ордера, герои поначалу ведут себя как испорченные квартирным вопросом люди, пусть не читавшие Булгакова, но вкусившие все прелести коммунального быта.

В новом доме возникает та же коммуналка со скандалами по мелочам, нелепой слежкой, взаимными письменными жалобами и дурным стремлением самоутвердится по пустому поводу. Но драматург постепенно открывает в своих героях мощные запасы лирической энергии. В каждом из них рождается естественный интерес друг к другу, который подогревается еще и страстными, лукавыми, жаркими и томными мелодиями Кустурицы.

В финале женится не только молодежь, влюбившаяся, по законам жанра, с первого взгляда, но и персонажи более зрелые, напрасно тратившие силы на ругань, тоже находят свое счастье.

К этой эксцентричной и неоднозначной истории обратились режиссер народный артист России Алексей Блохин и художник Надежда Яшина, поставив комедию в драматическом театре «Большое гнездо», что в подмосковном Дмитрове. Сначала на сцену, точнее, строительную площадку нового дома выходит бригада молодых маляров и каменщиков, задавая всему происходящему острый джазовый темпоритм.

Герой истории, юноша с солнечным характером Миша - Владимир Котик так рад внезапному счастью обретения жилья, что готов, не замечая лишений, жить и в недостроенном доме. Но столь же внезапно обнаруживается множество претендентов на ту же жилплощадь, включая бывалого деда Богослава - Тимофея Розуменко, закаленного еще в боях первой мировой и готового сторожить вожделенное жилище денно и нощно. Его дочь Госпаната - Ольга Салямова, которую все для простоты зовут Ната, тетка шумная и хозяйственная. Не надеясь на мужа Драгишу - Дмитрия Стрельцова, сосредоточенного на кроссвордах, она лучше других умеет паниковать, опасно провоцируя всех на одичание. В их дочку, востроглазую и мнительную Любицу - Олесю Климчук и влюбляется восторженный Миша. Но у Миши свои сложности. Его преследует роковая девица Лула - Екатерина Романова с имиджем звезды итальянского кино. И если бы не Пепи - Роман Шишков, парень знойный и деловой, не видать бы главным героям хеппи-энда. Пепи самоотверженно переключает внимание Лулы на себя. А заодно нейтрализует конфликт всего сообщества с теткой Полой - Марией Вавилонской, которая из природного упрямства поселила в общей ванной... козу. Восстановлению всеобщей гармонии помогает и Миша, который ухитряется перепутать письменные жалобы тетки Полы и деда Богослава друг на друга. Всем снова становится ясно, что от ненависти до любви один шаг, ведь непримиримые враги, оказывается, давно готовы пожениться.

Режиссер Алексей Блохин остроумно пользуется в спектакле эксцентрическими красками, выявляя парадоксальность пьесы, но дорожит и лирической ее гаммой, отчего жанровая природа зрелища становится многообразнее и воспринимается ярче. Перед нами вовсе не легкомысленная бытовая комедия с музыкой. Все ее персонажи пребывают в легком безумии. Это их объединяет крепче, чем «квартирный вопрос». Персонажам Драгутина Добричанина, может быть, и далеко до героев Михаила Зощенко, явно свихнувшихся на почве «нового быта», прежде всего, в силу природного простодушия. Но артисты активно и смело исследуют их не менее перекошенную психофизику, получая от этого процесса явное удовольствие. Дед Богослав Тимофея Розуменко в этом ряду кажется самым обаятельным и почти нормальным, так увлекательна его органика, доброта, постоянная надежда быть услышанным и понятым. Тетка Пола Марии Вавилонской зря к нему придиралась, сама не ведая своего счастья, ведь повезло ей на всю оставшуюся жизнь.

Ольга Салямова дочь Богослава Нату играет заметно острее, даже с легким перебором, но и с особой чуткостью к внутренним парадоксам ее характера. Роман Шишков своего темпераментного Пепи изображает сочно, курортным соблазнителем, немного нахальным, но добрым и забавным. Лула Екатерины Романовой со своим настырным апломбом очень ему подходит. Основные лирические герои, Любица и Миша Олеси Климчук и Владимира Котика тоже друг друга стоят. Главное жизненное открытие успевает сделать каждый персонаж: реальная свобода людей не озлобляет, а объединяет и роднит.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.