"Ты катись, катись, клубочек..." / Московский международный фестиваль школьных театров "Русская драма"

Выпуск №1-161/2013, Фестивали

"Ты катись, катись, клубочек..." / Московский международный фестиваль школьных театров "Русская драма"

Юбилейный, пятнадцатый Международный фестиваль школьных театров «Русская драма» прошел во второй декаде мая 2013 года в столице на сцене Театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко.

Праздник состоялся благодаря деятельной поддержке множества заинтересованных организаций: Правительства Москвы, Департамента культуры Москвы, Министерства образования и науки РФ, Союза театральных деятелей РФ, Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, Межрегиональной общественной организации «Культура, образование, досуг» и Международного детского центра.

За неделю на крохотной, воистину камерной сцене 13 школьных театров из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Ижевска, Саратова, городов Можги (Удмуртия), Боровска (Калужская область), Тучково Рузского района Подмосковья и Соликамска (Пермский край) показали 13 спектаклей по произведениям Р. Ураксиной,

Е. Шимкевич, Ю. Авериной и Л. Улицкой, Е. Клюева и В. Шукшина, А. Куприна и К. Паустовского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. Гумилева, К. Чуковского и В. Астафьева.

Спектаклями фестивальная жизнь не ограничивалась. Кроме показов конкурсной программы шли занятия творческой лаборатории руководителей школьных театров, куда были допущены и члены жюри, а также состоялись творческие встречи с известными столичными артистами, различные экскурсии и прочие полезные для участников фестиваля занятия и происшествия.

Особую интонацию театральному смотру придало то, что в состав членов жюри, кроме педагогов, журналистов и искусствоведов входили два служителя Православной церкви, а в афише было несколько произведений религиозно-духовного свойства.

Открылся праздник внеконкурсным спектаклем хозяев - Театра русской драмы под руководством Михаила Щепенко. Жанр пьесы Ю. Авериной «Небесный гость» режиссеры Дмитрий Поляков и Юлия Щепенко обозначили как сцены из жизни патриархальной провинциальной семьи конца ХIХ века, чем сразу была задана интонация нравственной основательности и душевного покоя, определявшего семейный уклад людей далекой эпохи. Следить за этой разумной жизнью, сосредоточенной на мыслях о вечном, было интересно и поучительно. Театру удалось избежать нудной назидательности, а зритель проникнулся глубиной духовных связей этой семьи.

Тот же ровный, благородный тон отличал большинство постановок самого фестиваля. Два коллектива обратились к прозе Константина Паустовского. Драматическое сказание «Да исправится молитва моя...» (по рассказу «Теплый хлеб») автор пьесы и режиссер Анатолий Лагунов построил как притчу, что отразилось в игре юных актеров театра-студии «Ковчег» при воскресной школе Свято-Пафнутьева Боровского монастыря Калужской области. Свой выход на сцену эти ребята понимают как нравственную миссию. А потому высокая дидактика истории про то, как мучительно юному существу осознание греха (мальчишка чуть было не оставил коня голодным) и полезно его душе искреннее раскаяние, тронула зрителей.

Классическая новелла К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» в спектакле Детской школы искусств из города Можги, что в Удмуртии, стала трогательной литературно-музыкальной фантазией, вдохновенно воплощенной юными артистами. Для них оказалась понятной и важной тема нравственного поиска великого норвежского композитора Эдварда Грига, встретившего маленькую девочку «на волне» вдохновения и посвятившего, через многие годы, свой шедевр этой юной душе. Режиссер Ольга Овчинникова, сочиняя спектакль, тоже доверилась детям, ясности и чистоте их отношения к искусству.

Языком пластики пользовались в основном авторы двух других спектаклей, оказавшихся в чем-то схожими. «Собачье счастье» А.И. Куприна показали артисты Театра-студии «Творильня» Школы-30 из Ижевска. Режиссер Владимир Рубцов не стал «превращать» исполнителей в животных, рассказав чисто человеческую историю про тоску о свободе. Юные артисты очень старательно эту драму разыграли. Особенно выразительны были Илья Платонов в роли потерявшегося и загнанного, но вновь обретающего свободу Джека, и Константин Гвоздков, чей Белый пудель, полный мудрого скепсиса, к финалу становился героем трагическим.

«Охоту на носорога» по Н. Гумилеву сыграли артисты театра-студии «МИМ» из того же Ижевска (СОШ №81). Текста тут тоже было немного. Режиссер Лариса Чуракова вместе с артистами сосредоточилась на пластической выразительности действия: люди первобытного племени общаются очень короткими фразами, ибо для выживания каждого из них куда важнее витальная энергия как таковая. Обе постановки сильно напоминали вариации на темы чеховской «Каштанки» или «Детектива каменного века» А.М. Володина, а потому показались несколько вторичными.

В спектакле «Как живет летающий народ» по мотивам сказок и стихов К.И. Чуковского театрального объединения «Фантазеры» Центра внешкольной работы, что в Северном округе Москвы, возобладала, мягко говоря, детская непосредственность. Юные артисты громко и темпераментно выражали, в основном, безотчетную радость от пребывания на сцене. Режиссер Галина Дюкалова и художник Виктор Щеглов, подчинившись этой энергетике, с сюжетом сказки, где угадывалась «Муха-Цокотуха», едва справлялись. Они его, на всякий случай, даже поправили (наглый Паук, замечательно сыгранный Иваном Богатыревым, тут перевоспитывается).

Театральная студия «Фиолет» при частной Гимназии гуманитарных наук из Саратова выступила на фестивале с представлением «Один день в старом селе...». Это чисто фольклорное действо под руководством автора и постановщика Елены Шимкевич разыграли маленькие девочки, учащиеся 2-4-х классов гимназии. В спектакле отражены сельский быт, нравы и говор Вологодской группы севернорусского наречия начала ХХ века и звучат подлинные старинные песни Вологодской области. Крохотные девчушки, одетые в домотканые деревенские одежды, сорок минут общаются, поют, играют, выясняют отношения на давно забытом наречии. Поначалу это трогает, но довольно быстро надоедает, поскольку почти не содержит реальной информации. Этнографическая экзотика, интересная, пожалуй, лишь узкому кругу специалистов, увы, не становится «учебником жизни», поскольку житейские нравы как таковые давно переменились. А милые крошки, изображая семейных селянок, озабоченных

хозяйственными проблемами, кажутся персонажами старательной, но мало понятной стилизации.

Театр-студия «Перемена» из города Соликамска Пермского края, руководимая авторитетным педагогом Евстолией Пыльской, выступила со спектаклем по сказке М.Е.  Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Действо, стилизованное под ярмарочное гулянье с характерными песнями и прибаутками (юные артисты замечательно поют и играют на «живых» инструментах), преображается в злую сатиру нравов. В ней каждого человека, у которого внезапно, как болезнь, обнаруживается совесть, обуревает настоящая паника. Положение кажется безвыходным, да и сам театр внятного решения не предлагает.

Не менее безвыходное положение, хотя и по иным причинам, у героинь трагикомедии «Девочки» по повести Людмилы Улицкой, показанной театром-студией «Класс» Центра детского творчества города Тучково Рузского района Московской области. Инсценировала и поставила эту историю руководитель студии Лилия Комышева, сосредоточившись на стилизации самого начала 1950-х годов, когда от любви к товарищу Сталину у многих сограждан еще кипела кровь, и ни о каком «ином взгляде» на него не могло быть речи. Стилизаторской старательностью все тут и исчерпывается, поскольку авторская позиция выражена довольно невнятно. Лжет вдохновенным пионеркам безрукая калека, что ногами вышила портрет Сталина, или тупо, по-пьяному, на них злобится, понять трудно. Хотя юные артистки точны в том, как мучительно для каждой из героинь ужасное открытие: в нашей светлой, прекрасной стране, оказывается, есть негодная тетка, которая товарища Сталина не любит...

Спектакль «Изгнание Ежа» по мотивам повести Евгения Клюева «Между двух стульев» в эстрадной студии «Фантазматика» Дома детского творчества Петроградского района Санкт-Петербурга придумал и поставил ее руководитель Виктор Смирнов, определив природу зрелища как «антитеатр». В постановке, близкой по стилю филологическим играм обериутов, было много непривычного, даже загадочного, начиная с имен героев, которые кажутся опечатками (Петропавел, Бон Жуан, Белое Безмозглое, Смежная королева, Дитя-Без-Глаза), и кончая туманностью сюжетных ходов, а также безразмерностью действия. Разумеется, духи Льюиса Кэрролла и его пытливой героини Алисы витали над сценой, заставляя вникать в головокружительные парадоксы этой, по сути, пьесы для чтения. Актерское самолюбие девочек, играющих очень сложные роли, было вознаграждено. В спектакле действительно есть что смаковать. Больше того, некоторые работы произвели сильное впечатление. В частности, поразило дарование юной актрисы Алены Волковой в роли Петропавла - главной «жертвы» раздражающе сложной игры с хаотичными образами собственного обостренного подсознания ее хрупкой творческой натуры. Она казалась шекспировской Виолой из «Двенадцатой ночи», в душе которой упрямо боролись отвага и растерянность, беззащитность и азарт.

Однако, всему этому весьма изощренному и путаному «потоку сознания» уникальных натур, явно склонных к самоиронии, сильно сопротивлялся менталитет обыкновенных зрителей, которые мало что понимали в происходящем.

Напротив, московская студия «Очень Простой Театр», взявшаяся за постановку по рассказам Василия Шукшина, отнеслась к ним без вымученной напряженности. Режиссер Юрий Печенежский своих юных артистов не заставляет играть людей зрелого возраста - все герои молоды, больше того, когда маленький мальчик произносит сентенции старика-деда, в спектакле возникает неожиданно изящная и умная ирония. Шесть новелл посвящены разным оттенкам любви. Молодые люди рассказывают свои истории репортажно, не перегружая действие демонстрацией переживаний, хотя внутренний драматизм каждой сюжетной ситуации очевиден и значителен. Артисты тонко чувствуют специфику поведения жителей поселка городского типа, равно удаленных как от сельской, так и городской жизни. Тем дороже истинный драматизм в финальном рассказе «Беспалый», герой которого из ревности внезапно и нелепо калечит себя.

Глубокое впечатление осталось от спектакля «Ул. Щетинкина, 44а» по произведениям Виктора Астафьева московской театральной мастерской «Вертикаль». Молодые режиссеры Щукинской школы Владимир Разманов и Анна Андрусенко, объединив в свободной композиции мотивы «Последнего поклона» и «Оды русскому огороду», создали зрелище мудрое и многозначное. Постановщики точно и смело распорядились пространством камерной сцены, создав не просто бытовую выгородку, но мощную образную среду, в которой каждый «вечерний посетитель», каждый персонаж, памятный героине спектакля, возникает перед ее внутренним взором, живя в своем времени, привнося в ее воспоминания свою интонацию. И если вещи зачастую живут дольше, чем люди, то память о людях особенным, художественным образом, с тихим упрямством материализуется в душе героини.

Режиссеры тонко стилизуют игровые принципы раннего «Современника», на что молодые артисты откликаются охотно и смело. Мало того, они привносят в спектакль свое, нынешнее отношение к событиям и людям прежнего времени (одна из девчат внезапно играет на гитаре мелодию «Битлс», что выглядит не только остроумно, но даже уместно и трогательно). При этом, в спектакле нет фальшивого умиления прошлым. В нем чувствуется удушливый чад жизни, сквозь который люди упрямо и бесстрашно задают своей судьбе последние вопросы. В финале молодые артисты, уже в «униформе» участников фестиваля, читают письмо реальной односельчанки Астафьева, ставшей героиней «Последнего поклона». Ее тихая благодарность, светлая нежность и душевный покой трогают сердца не только артистов, но и зрителей. И в том, что восстанавливается связь времен и поколений, вовсе нет казенного пафоса.

Творческая концепция фестиваля школьных театров «Русская драма» ориентирована на духовное развитие детей. Ярче всего это воплощается в сказочных сюжетах. Одним из лучших, на мой взгляд, стал спектакль «Покатился мой клубочек...» по мотивам башкирской народной сказки «Падчерица Гульбика» детской театральной студии «Алтынай» из Уфы. Драматург и педагог Расима Ураксина написала, а режиссер Альмира Куватова поставила башкирскую версию русской сказки «Морозко», где вместо Мороза двух сестер, работящую и ленивую, испытывает Баба-Яга.

Спектакль очаровывает простодушием игровых приемов и яркостью национальных красок (художники Наиль Байбурин и Алина Муслимова), типажной точностью героев, нравственной силой и глубиной, что рождаются из ненарочитой и негромкой простоты.

Изумляет педагогическая работа с детьми-артистами. Каждый персонаж сыгран не только в концентрированно характерной манере, что естественно для сказки. С первых мгновений сценической жизни любого героя ясна его человеческая суть. Злобная Мачеха - Айсылу Маликова вызывает благородное негодование. Завистливая лентяйка Минлебика - Айлина Мухамедьянова достойна глубокого презрения, а труженица Гульбика - Диана Кучукова рождает в зрительских сердцах сочувствие и нежность. Есть в сказке еще Собака, точнее, крохотный щенок, на отношении к которому проверяется нравственная сущность любого персонажа. Малыш Ильяс Аслаев, хрупкий, беззащитный, но и очень серьезный, незабываем в этой роли. Специфично в башкирской сказке решение образа Бабы-Яги. Азалия Султанова играет темпераментную и зоркую знахарку, которая всех видит насквозь, относясь к своей роли вершительницы судеб весьма ответственно. Спектакль «Покатился мой клубочек...» прекрасный пример истинно фольклорного зрелища, в котором «дышат почва и судьба». В нем преподан нравственный урок и ликует творческий дух мудрого народа.

 

Фото предоставлены оргкомитетом фестиваля

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.