Главные ценности. 70 лет Никите Астахову (Москва)

Выпуск №1-161/2013, Юбилей

Главные ценности. 70 лет Никите Астахову (Москва)

Исполнилось 70 лет Никите Сергеевичу АСТАХОВУ, заслуженному деятелю искусств России, одному из создателей и художественному руководителю Русского духовного театра «Глас», со сцены которого впрямую заговорили о христианских ценностях, где молитва стала непременным атрибутом внутренней жизни коллектива, а духовность - главной творческой составляющей.

Если проследить жизненный путь Астахова, то в нем нет ничего необычного. Родился 1 мая 1943 года во Владивостоке. Отец и мать играли в прифронтовом флотском театре «Совгавань». Когда Никите исполнилось пять лет, семья переехала в Москву. Здесь он окончил школу, затем театральное училище им. М. Щепкина. С 1967-го по 1971-й работал в Театре им. В. Маяковского. Тогдашний худрук «Маяковки» Андрей Гончаров взял молодого актера в спектакль «Два товарища» (по В. Войновичу) на роль Козуба, увидев в нем, как он сам признавался, «актера отрицательного обаяния». Это амплуа закрепилось, и очень усложнило актерскую жизнь. Отрицательным персонажам в пьесах того времени отводились роли второго плана: Астахов сыграл Лапченко («Иркутская история» А. Арбузова), бандита («Аристократы» Н. Погодина).

Стремясь полнее осуществить свои творческие возможности, он перешел в Москонцерт, а еще через год - в Литературный театр ВТО. Сыграл князя Серпуховского («Любовь - книга золотая» А. Толстого) и советского сержанта («Берег» Ю. Бондарева). Но театр, к сожалению, распался, и Астахов вновь вернулся в Москонцерт, где вместе с женой, актрисой Татьяной Белевич, сделал несколько литературно-концертных программ.

После того, как актер в 35 лет впервые попал в храм, в его жизни произошел коренной перелом. До этого вопросы веры его не занимали: верующей в семье была только бабушка; родители - правоверные атеисты; сам был комсомольцем. Впечатление от посещения храма оказалось настолько сильным, что Никита Сергеевич стал прихожанином, начал изучать Евангелие и другие священные тексты. И задумался: если они так сильно звучат в храме, то почему бы не попробовать их на сцене? И уже как режиссер стал размышлять о том, как сделать Слово Божие главным действующим лицом, главной пружиной театрального действа. Как театральным языком донести до зрителей необходимость веры как таковой? Как создать православное пространство, которое соединило бы сцену и зрительный зал?..

С началом «перестройки» перемены коснулись и религиозной жизни. Свидетельством тому стало в 1988 году официальное празднование 1000-летия крещения Руси. К этой дате Никита Астахов и Татьяна Белевич готовили юбилейную программу, которая и стала первой попыткой реального осуществления их давних замыслов. Так родилась постановка «Светлого Воскресения». За основу сценического действа были взяты «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. Гоголя и «Очерки русской святости» Иоанна Кологривова. Главы из Евангелия от Иоанна сообщили задуманному жизнь и полноту.

Первые спектакли стали своего рода религиозным ликбезом. Постановка «За Русь Святую» по форме напоминала открытый урок истории. Для детей был поставлен спектакль «Это Сам Христос Малютка». Зарубежные СМИ сообщили, что в России появился русский духовный театр. И после этого Московский театр «Глас» изменил свое название. В 1991 году он получил официальный статус уже как Русский духовный театр «Глас» (до этого существовал при Москонцерте, как хозрасчетное объединение). Сложными были поначалу взаимоотношения с Русской Православной Церковью. В церковной среде театральное творчество всегда вызывало недоверие. Считалось, что театр является греховным занятием, лицедейством, не достойным христианина. Но со временем и церковная среда театр признала.

Драматургическая основа - классика и лучшие современные литературные произведения. Русские классики были верующими людьми. Задача - выявить религиозный смысл художественного произведения, который выхолащивался в советские атеистические времена. В театре «Глас» смотрят на сценический материал и персонажей сквозь духовные очи («Духовные очи» - так называется один из лучших спектаклей театра, поставленный по мотивам произведений И. Шмелева). В этом смысле интересен гоголевский «Ревизор», интерпретированный Астаховым под названием «Ревизор с развязкой», где сам он сыграл Городничего.

В чеховской «Чайке» самое трудное выдержать жанр комедии. Астахов ввел еще одного героя - режиссера (которого сыграл сам) и назвал спектакль «Репетируем «Чайку». Актеры, изображая репетицию, прекрасно передают знаменитую чеховскую иронию, и в этом им помогают их персонажи-двойники. И видишь, как до боли знакомые чеховские герои вдруг заговорили по-особенному. Секрет прост - им вернули душу.

В работе с русской классикой Астахов почти всегда экспериментирует с драматургическим материалом. В спектакле «Раб Божий Николай» (по Гоголю) в первой части рассказывается идиллическая история старосветских помещиков. Во второй - неожиданное предложение режиссера взглянуть на пройденный ими путь сквозь мистическую картину мытарств души после смерти. В итоге создается философская притча о неотвратимой расплате за каждый, даже самый малый, грех. В репертуаре есть и Достоевский. В спектакле «Село Степанчиково...», где Астахов выступил и как режиссер, и как исполнитель главной роли, «актер отрицательного обаяния» раскрылся во всю мощь. Его Фома Опискин - не просто диктатор, а православный диктатор («косит» под старца: носит специальную черную шапочку), им движет диктатура праведности (может быть, самый страшный вид деспотии), которая подчинила и его самого. Он одновременно и тиран, и жертва.

За 24 года существования «Глас» выпустил около 30 спектаклей, большую часть поставил Астахов. Помимо русской классики в его репертуаре есть и современные произведения (одна из последних премьер - «Люби меня, как я тебя» В. Крупина). Органично вписались и два спектакля по рассказам В. Шукшина (Астахов снимался у него в «Печках-лавочках») - «Ванька, не зевай!» и «Живы будем - не помрем!». У Шукшина нет лобовой православной темы, но у него взгляд, просветленный верой. Рассказ «Материнские сны» - мышление православного человека. Особое место занимают поэтические спектакли - «Сергей Есенин» и «Николай Рубцов» (премьера этого года). В мае прошлого года состоялась премьера спектакля-концерта «Спасибо деду за победу» (с военной темой Астахов связан со студенческих лет, когда снялся в фильме «Весна на Одере»). Только что состоялась премьера нового, необычного, своеобразного спектакля - «Черная книга».

К сожалению, театр «Глас» работает в очень трудных условиях. В 1998 году он получил собственную сценическую площадку на 70 мест в маленьком особняке на Малой Ордынке, но она уже давно не функционирует. Несколько лет тому назад Правительство Москвы приняло решение о строительстве нового современного здания с большой сценой и зрительным залом. Но в судьбу театра вторглось советское прошлое с его долгостроями. И «Глас» по-прежнему вынужден играть на чужих сценах. Но и в этих условиях появляются новые спектакли. Театр живет, ищет, работает.

Когда худрука спрашивают, какова политика театра «Глас» и его основные задачи, он отвечает, что видит задачу театра в максимальном приближении к названию. Не религиозный, а духовный, что вовсе не означает замкнутость в церковной тематике.

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.