Всё!.. / Дипломные спектакли мастерской профессора А.В.Бородина (РУТИ-ГИТИС)

Выпуск №1-161/2013, Мастерская

Всё!.. / Дипломные спектакли мастерской профессора А.В.Бородина (РУТИ-ГИТИС)

Последний месяц весны и первый летний дают возможность тем, кому еще интересен и нужен русский психологический театр, увидеть первые шаги начинающих артистов; кого-то отметить, выделить для себя, чтобы потом, на протяжении лет и десятилетий пристально наблюдать за тем, как проявится (или - исчезнет в тяготах будничной театральной реальности) то, что явилось нам на учебной сцене...

Я смотрю дипломные спектакли студентов театральных вузов Москвы с большим интересом на протяжении вот уже многих лет, и одним из моих давних пристрастий стали выпускники мастерской профессора Алексея Владимировича Бородина (РУТИ-ГИТИС), которые, как правило, пополняют талантливую, разновозрастную труппу Российского молодежного театра и очень скоро, после первых же ролей, становятся признанными любимцами публики, заполняющей все игровые площадки РАМТа независимо от времени года и погодных условий. Потому что и этот театр, и его художественный руководитель - поистине уникальны.

В нынешнем июне выпускники Алексея Бородина предстали в удивительном многообразии - мне посчастливилось посмотреть в их исполнении три спектакля: «Ромео и Джульетта» Шекспира в изобретательном по форме, тщательно продуманном прочтении Владимира Богатырева, «Класс-концерт» - своеобразное шоу, включившее мастерски выстроенные «фрагменты занятий» по сценической речи (педагог Л. Гарница), сценическому движению (педагоги О.Снопков, В. Малюгин), вокалу (педагог Л.Скученкова), сценическому танцу (педагог Л.Исакова). Но «Класс-концерт» стал полноценным и самобытным спектаклем благодаря тем, кто обучал студентов актерскому мастерству - Е. Долгиной, О. Якушкиной, В. Богатыреву, А. Блохину, А. Конышеву. И, наконец, последним и очень сильным впечатлением стал для меня спектакль «Моя жизнь» по А.П. Чехову, поставленный Ольгой Якушкиной в простых и стильных декорациях Ольги Васильевой.

Именно с этого спектакля мне и хотелось бы начать разговор о выпускниках мастерской А.В. Бородина, потому что он представляется мне не только очень важным для завтрашних артистов и сегодняшних зрителей по глубине мысли, переживания, но главное - по тому стремлению человека к «достроенности» собственной души, которая пронизывает «Мою жизнь», делая это произведение глубоко современным и необходимым. Буквально от каждого из исполнителей исходит ощущение обжитости, присвоенности текста - они говорят, словно о себе: о поисках внутренней свободы в самом наивном ее понимании, о жизни, когда «не знаешь, для чего живешь» (позже, в чеховских «Трех сестрах», мысль эта прозвучит уже по-взрослому горестно, здесь же она еще по-юношески не окончательна, не становится приговором), о неистребимой тяге к труду...

И с этой личностной неоформленностью, с поиском своего места в жизни, со строительством души выразительно и емко зарифмована сценография спектакля: какие-то деревянные балки, настилы, переплетения - кажется, они помогают артистам не только в создании атмосферы, но и в попытках обрести себя.

Очень точно и интересно проживают свои роли Антон Савватимов (Мисаил), Александра Аронс (Клеопатра), Анастасия Прокофьева (Мария Викторовна), Майя Горбань (Анюта), Кирилл Комаров (Редька). Достойно, без нажима на возраст существует в спектакле старшее поколение - Иван Забелин (Полознев), Виталий Круглик (Должиков)...

Если в «Моей жизни» по гамбургскому счету можно было оценить режиссуру, неразрывно связанную с педагогикой, и тот результат тщательнейшего разбора текста и всего, что находится «вокруг текста», который продемонстрировали молодые исполнители, то в «Классе-концерте» подкупали их музыкальность, ритмичность, пластика, тот живой и заразительный юмор, которым были окрашены сценки «Володя» Д. Хармса, «Моряки» А. Барто, «Новости», «Чикаго», «Джеймсы Бонды»... Замечательно исполненные и сыгранные песни «Эх, загулял», «Селезень», «Ах, зачем эта ночь», самостоятельные работы по сценическому танцу и финальный канкан, приведший в неистовый восторг публику - все свидетельствовало о том, что ребята получили из рук своих мастеров профессию, которой вправе гордиться...

Я сознательно не перечисляю участников спектакля, потому что назвать надо было бы весь курс - каждый из ребят работал с полной отдачей.

Что же касается «Ромео и Джульетты», этот спектакль вызвал у меня вопросы, связанные, может быть, не столько с конкретной постановкой, сколько с предметами более обобщенного, что ли, значения.

Постановка Владимира Богатырева сложна и чрезвычайно интересна по форме, изысканна, наполнена метафорами и символикой. Но режиссер выбрал перевод О. Сороки - по сравнению со ставшим классическим переводом Б. Пастернака более «разговорный» и потому «облегченный». Это дало возможность начинающим артистам играть как бы про себя - сегодняшних ребят, с их часто немотивированной агрессивностью и поверхностностью чувств. Да, для них это несомненно легче и привычнее, но не стоило ли попытаться приподнять их над обыденностью, погрузив в волшебный перевод Пастернака, что, на мой взгляд, послужило бы важным уроком мастерства? Моментами создается впечатление, что форма подавила возможности раскрыться полностью для таких персонажей, как Бенволио (Константин Юрченко), Тибальт (Юрий Трубин), Меркуцио (Игорь Скрипко), а это очень досадно. Зато загадочная Нагваль без единого слова, рассыпающая в начале и конце спектакля розовые лепестки из чаши и почти постоянно присутствующая на сцене, сыграна Викторией Тиханской эмоционально и завораживающе. Очень выразительны Кормилица (Екатерина Демакова), Эскал (Иван Забелин); в тех довольно жестких рамках, что заданы им, во втором акте становятся наполненными и живыми Ромео (Изнаур Орцуев) и особенно Джульетта (Александра Аронс).

... Есть такой обычай у студентов, играющих последний в своей жизни учебный спектакль: произнеся свою последнюю реплику, каждый из них добавляет к ней одно слово: «Все!..», и есть в этом какая-то трогающая до глубины души простота и непонятная, хотя и вполне объяснимая горечь. Кончился очень важный этап жизни. Что будет дальше? Как сложится судьба? Что там, впереди?

Особенно тревожными становятся эти риторические вопросы сегодня, когда самое существование русского психологического театра оказалось под угрозой. Так же, как образование, наука, культура в самом широком понимании.

«Времена не выбирают...»,- мудро заметил поэт, но мы сами выбираем, как жить в те или иные времена.

Эти студенты, уже получившие право называться артистами, хочется верить, словно охранной грамотой будут защищены теми знаниями, тем мастерством, тем опытом, которыми щедро делились с ними их замечательные педагоги. И в этом слове: «Все!..», которым они подвели черту под начальным отрезком своей творческой жизни, все равно, вопреки всему, пульсирует, бьется надежда на будущее.

Пусть она непременно сбудется!..

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.