Владивосток. Красная шапочка и... Марсельеза

Выпуск №2-162/2013, В России

Владивосток. Красная шапочка и... Марсельеза

Когда-то прекрасный режиссер, художественный руководитель Ленинградского ТЮЗа Зиновий Корогодский сказал, что у зрителей спектакля не должно быть верхнего возрастного предела. То есть было принято писать на афишах: «Три поросенка» - спектакль для детей от трех до шести лет». Так вот, по мнению Корогодского: от 3-х - да, но дальше хоть до глубокой старости.

Приморский краевой театр кукол под конец сезона выпустил прелестный спектакль «Красная Шапочка». Вот уж его-то поистине одинаково интересно смотреть и малышам, и взрослым серьезным людям, обремененным грузом забот.

Уж, кажется, кому не знакома известнейшая сказка знаменитого француза Шарля Перро про наивную девочку, ее доверчивую бабушку и коварного серого волка? А оказывается, в ней столько остроумного, неожиданного, непредсказуемого. И все это открыл постановщик спектакля - художественный руководитель театра кукол, заслуженный деятель искусств России Виктор Бусаренко. Ну, во-первых, он написал симпатичные, легко запоминающиеся стихи. Например, такое:

Любят бабушки оладышки, поиграйте с ними в ладушки,

Им тогда не будет скучно в одиночестве лежать.

Ведь они же - наши бабушки, ведь они же - наши лапушки,

Потому что, потому что старость надо уважать.

Во-вторых, замечательный композитор, когда-то живший во Владивостоке, ныне - на земле обетованной, Виктор Либерский написал чудные, сразу ложащиеся на ухо мелодии.

В-третьих, художник Людмила Тимофеева очень точно поняла режиссерский замысел и придумала выразительные и славные куклы. Замысел, кажется, лежит на поверхности. А вот поди ж ты, создатели спектакля сумели представить его так, что в каждом повороте сюжета появлялось нечто новое, и раньше ничего подобного видеть не приходилось.

Действие происходит в придуманной театральной стране, в которой безошибочно угадывается Франция. Перед зрителями предстает тихий старинный городок, где две бойкие продавщицы в споре чей товар лучше: шляпки или куклы, начинают импровизировать сказку про Красную Шапочку и Злого Волка. И перед зрителями уже не торговая площадь, а таинственный лес и домик Бабушки, чудесным образом возникающий при помощи нехитрых деталей, предметов, приспособлений, которыми пользовались уличные артисты много сотен лет... Игрушечные куклы обратятся в персонажей Шарля Перро и еще раз сыграют старую сказку о коварстве, доверчивости и двуличии...

А еще о том, что театр - самое необыкновенное и волшебное место на свете, где возможны всякие чудеса и превращения, где царит великая сила, имя которой - воображение! Оно-то и не даст забыть о том, что мы во Франции. Именно воображение подскажет зрителям, что самая красивая шляпка на прилавке уличной торговки - копия Эйфелевой башни. А полицейский, который в финале спасает безжалостно съеденных бабушку и внучку, своим комически строгим лицом оказывается похожим на Луи де Фюнеса. При этом тонкий и пластичный уличный артист Бип с белым грустным лицом Пьеро, напоминает Марселя Марсо. А в какой-то момент совершенно органично актрисы запоют Марсельезу, и взметнется над ними флаг Франции, как на знаменитом полотне Делакруа. Это на какой возраст?

А что же дети? Они-то и оказываются одними из главных участников действия. Потому что в самом начале им предлагают помочь сыграть в театр. И актеры, с явным удовольствием импровизируя, постоянно обращаются к залу, и юные зрители с восторгом изображают шум леса, по которому идет Красная шапочка, и ветки, которые мешают ей идти, и бой часов, и большие глаза, зубы и уши Волка, и т. д и т. п. Да и взрослые, сами того не замечая, неожиданно тоже подключаются к этой игре. Ведь, к сожалению, нередко приходится смотреть детские спектакли, где малышня участливо подсказывает непонятливым героям на сцене, куда пошел или где спрятался тот или иной персонаж, а актеры с упорством, достойным лучшего применения, делают вид, что ничего не слышат. Иное дело «Красная Шапочка». Маленькие зрители сочувствуют героям, открыто переживают за них и, главное, с удовольствием помогают им своим участием. Они активно содействуют добру и учатся отличать его от зла.

Это спектакль не только о вечной борьбе добра и зла. Как мы уже говорили, он и о чуде, имя которому - театр. Потому актеры на сцене не спрятаны за ширмой, а работают в живом плане. Их и всего-то трое. Они пластичны, легки и эмоциональны. Они срослись с большими паркетными куклами. Потому мила, изящна Красная Шапочка с огромными синими глазами, опушенными длинными ресницами в руках тоненькой, подвижной, как ртуть, актрисы Ольги Малиновской. А рядом с ней более зрелая Виктория Яскина - она же продавщица шляпок и Бабушка. И не страшен большой Серый Волк в маленькой кепочке и длинном желтом шарфе. До поры - до времени не хочет он пугать девочку и потому в миг становится волком в овечьей шкуре, он уморительно смешон в кудрявом белом парике и дурацком игривом наряде, напоминая неожиданно ломучую дамочку из шоу-бизнеса. Роль Волка (он же Бип) по очереди играют Алексей Белов и Василий Косенок.

Неожиданных, смелых находок - масса! Не говоря уж о том, что в речи персонажей то и дело мелькают всем известные французские словечки.

Озорством и изяществом, хорошим вкусом и выдумкой, красочностью и изобретательностью пронизана новая работа театра. С чем я театр с удовольствием и поздравляю!


Фото Карины ПОЗДНЯК

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.