Оренбург. Фантазии на тему Кальмана

Выпуск №2-162/2013, В России

Оренбург. Фантазии на тему Кальмана

Премьера спектакля-ревю «Король и его женщины», посвященного 130-летию со дня рождения Имре Кальмана, состоялась в Оренбургском театре музыкальной комедии. Автор идеи, либретто и сценографического решения - Денис Радченко. Наслаждение любители классики получали не только благодаря опереточным шлягерам, но и звучанию прекрасной кальмановской музыки.

«Когда тишина здесь, - с затаенной горечью произносит Имре Кальман , указывая на сердце и переводя внимание на голову, - то тихо и здесь. Пусто, тишина...» Так начинает свой монолог заслуженный артист РФ Александр Лазутин. Да, если душа композитора пуста, то звуки не льются, в воображении темно... Свое вдохновение Кальман черпал в любви. Боготворив красоту Женщины, именно ей он посвящал свои оперетты. «Сильва», «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра»...

«Мы позволили себе пофантазировать, - размышляет режиссер-постановщик Денис Радченко, - попытавшись понять, почему же фактически все его оперетты были названы женскими именами?...»

Музыкальные картины жизни Кальмана иллюстрировали рассказ главного героя. Повествование композитора так или иначе соприкасалось с его личной жизнью. Паула, Агнеш, Вера - женщины, окружающие Короля оперетты. В спектакле сошлось главное: драматургическая выстроенность, чередование монологического начала и массовости, удивительно тонкое, прочувствованное световое решение, которое подчас становится смысловым подтекстом. Впечатлила своей страстью, то строго сдержанной, то неистово-буйной, цыганская сцена (солисты Н. Чепенкова, П. Бедарев, А. Нугуманов, И. Низамова, И. Спицын), представляющая коллаж из фрагментов оперетт Штрауса, Легара и Кальмана. Заимствованный из киноискусства эффект кадровости удачно нацелен на динамичность действия. Этому же способствует и принцип «театра в театре», дарящий зрителю неожиданные сценические ходы.

Драматические эпизоды, связанные с воспоминаниями Кальмана, расцвечивались яркими бытовыми зарисовками: с юмором воплощена сценка из «Голубой мазурки» Ф. Легара (солист В. Диль). Увлекает создание вневременного пространства - на сцене Кальман-рассказчик и молодой Кальман, поющий серенаду.

Трагическим надломом звучат слова о Пауле: натуралистическая сценография, демонстрирующая в темноте серый дым над кроватью с больной (блистательное воплощение Н. Чепенковой), в белой сорочке, напоминает вердиевскую Виолетту.

Близка веризму сцена, сотканная из фрагментов оперетты «Фиалка Монмартра» (ансамбль молодых солистов А. Ахметгалиевой, Л. Севастьяновой, Е. Колчановой, Д. Гуцуляка, В. Диля, С. Гурьянова, И. Спицына, А. Горовацкой). Сцена проникает в сердце своей юношеской чувственностью, лирико-танцевальными мотивами, легкостью созданных образов и мелодическим богатством, поддержанным сочными оркестровыми красками (дирижер-постановщик О. Крохмаль).

Ласкающие слух вокальные композиции окрашены интересными хореографическими находками: песню о Вилье из оперетты Ф. Легара (солистка С. Алексеева) сопровождает интересная романтическая сценка, воплощенная артистами балета И. Курбатовым и А. Ульянич. Впечатляет балетный дивертисмент на музыку «Голландочки» (хореография А. Горовацкой). Поражает массовая (солисты, артисты хора и балета) мужская сцена: более 20 красивых мужчин во фраках поют и танцуют под восхитительную музыку короля оперетты.

Конечно, рассказывая о Кальмане, необходимым оказалось показать историческую обстановку эпохи, воспитавшей гения: здесь звучали знаменитые мелодии Иоганна Штрауса и Франца Легара, нацистский марш и американский чарльстон. Эмоциональные импульсы, заряженные артистами, приглашали зрителей к соучастию и так хотелось произнести: «Продлись, продлись, очарованье...»


Фото Евгения ПЕТРОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.