Серпухов. "Время свой след оставит..."

Выпуск №2-162/2013, В России

Серпухов. "Время свой след оставит..."

Среди тех задач, которые ставит себе художественный руководитель Серпуховского музыкально-драматического театра Павел Цепенюк, есть одна особая: воспитать своего зрителя. Задача нелегкая! Ведь в сегодняшнем мире нечасто декларируются и воспитательная функция искусства, и проблемы его восприятия. Как же быть, если хочешь, чтобы зритель тебя понимал - и не только, когда на сцене веселье?

- Раньше ситуация была иной, - говорит Павел Аркадьевич. - Руководящие структуры занимались культурой как обязаловкой, и в этом положительное тоже было. Так или иначе, уровень восприятия искусства - молодежью особенно - сейчас резко снижен. И нам теперь надо самим заботиться о своем зрителе, воспитывать его, выращивать - постепенно.

По итогам восьмого сезона Серпуховского театра можно сказать, что еще шаг в этом направлении сделан.

В Московской области Серпуховский театр единственный - по своему статусу - музыкально-драматический. Больше всего в его репертуаре зрелищных комедий, много музыки - и полные залы. Теплые отзывы зрителей здесь обычное дело. Но коллектив театра хочет движения, а не повторов своих удач.

Таким шагом на ступеньку выше стал в завершившемся сезоне спектакль по пьесе Г. Горина «Феномены».

На сцене трое мужчин, приехавших на конференцию по проблемам паранормальных способностей человека. Один из «феноменов» способен взглядом передвинуть предмет (он таки движется по столу - бутылка с водкой, вызывая живой интерес даже вполне взрослых зрителей), другой видит сквозь стену, третий читает мысли на расстоянии. По ходу пьесы становится ясно, что настоящий феномен только один. И к нему в результате сюжетных перипетий приходит понимание, что для передвижения предметов взглядом надо не наливать злобой этот взгляд (у героя пьесы было мнение, что именно энергия зла дает ему движущую силу), а, наоборот, добро излучать. Тогда и сила воздействия умножится многократно... В спектакле созданы атмосфера времени, узнаваемые характеры, причем лаконичными средствами - действие происходит в одном гостиничном номере, а следишь за ним не отрываясь.

Другой спектакль Цепенюка - «Мадам и Месье» поставлен по новеллам Мопассана. Изящное, яркое, легкое, но и поучительное действо дает уроки семейного сосуществования. «Семейные отношения в натуральную величину», - таков замысел постановщика, и, надо сказать, это еще и урок художественного решения в изображении такой сферы, как эротика. Тонкий баланс откровенности и недосказанности, остроты и целомудрия в изображении любовных отношений - как его не хватает многим нашим «смелым» режиссерам. Юмор в игривых диалогах, песенный репертуар французской эстрады (в исполнении самих актеров), всполохи красного цвета за дверьми - производят более сильное впечатление, чем бесконечная «обнаженка». Есть основания полагать, что и зритель это чувствует.

Немногочисленная труппа театра молода, единодушна, взаимопонимание с худруком налицо. А еще хочется сказать об их интеллигентности, оттого не только умно-сдержанный Горин, но и «фривольный» Мопассан разыграны со вкусом и способны «окультуривать» зрителя.

Третья премьера сезона - «Шаланды, полные кефали!..» - спектакль-концерт по песням Никиты Богословского, приуроченный к 100-летию замечательного советского композитора. Режиссер-постановщик (П. Цепенюк) и актеры театра создали такую замечательную праздничную атмосферу «старых песен о главном», что смотрелось и слушалось это все не как ретро, а вполне актуально и волнующе. Спектакль прост, но современен. Прекрасная музыка и стихи песен, превращенных в маленькие спектакли, талантливое исполнение позволяли смотреть «бессюжетные», казалось бы, песни на одном дыхании, будь то героическая «Темная ночь», лирическая «Не улетай» или шуточная «Манечка». Сидишь в зрительном зале и чувствуешь, что в наше такое неромантическое время и полузабытый образ бригантины, которая «уходит от причала», вовсе не остался в прошлом и волнует не только тех, в чьей молодости таких «Бригантин» пелось под гитару немало, но и молодежь сегодняшнюю.

В спектакле не забыт и Богословский-литератор, талантливый и остроумный рассказчик. С экрана в глубине сцены, в архивных фото- и кинокадрах является вся его жизнь. Очень удачна композиция, сопровождающая песенные номера, - воспоминания самого Богословского и о нем... И, наконец, с экрана звучат те самые «Шаланды» в исполнении М.Бернеса, М.Магомаева, И.Кобзона, - припев подхватывают артисты на сцене, зрители в зале. Люди пожилые молодеют на этом спектакле, а для молодых, будем надеяться, мир становится многограннее...

Отметим еще и профессионализм актеров, которые доставили своим зрителям столько радости в прошедшем сезоне. Играют, поют, танцуют - безупречно. Хочется назвать всю труппу: Екатерина Гвоздева, Виктория Дроняева, Людмила Капелько, Ольга Синельникова, Анастасия Собина, Татьяна Чурикова, Надежда Щербакова, Рамиль Азимов, Дмитрий Глухов, Алексей Дудко, Сергей Кирюшкин, Сергей Ургансков.

«Время свой след оставит, молодость песней станет и от нас уйдет к другим», - поет этот актерский хор песню Н.Богословского. И такие явления культурной жизни, как новые спектакли Серпуховского театра, служат связи поколений и дают надежду, что и новая молодость станет песней.


Фото Бориса МАРТЫНОВА

Фотогалерея

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
CAPTCHA
Мы не любим общаться с роботами. Пожалуйста, введите текст с картинки.